Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:01, шпаргалка

Краткое описание

1. Экономические агенты (рыночные и нерыночные): понятие, экономические интересы, цели, средства
Экономические агенты — все хозяйствующие субъекты, осуществляющие экономическую деятельность, т.е. эк. агентом может быть как потребитель, так и производитель.
К экономическим агентам относят домашние хозяйства отдельных лиц и семей, предприятия, фирмы и государство, органы государственного управления, государственные учреждения, а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_teoriya_ready_to_use (1).docx

— 361.82 Кб (Скачать файл)

Экономическая теория

 

1. Экономические  агенты (рыночные и нерыночные): понятие, экономические интересы, цели, средства

Экономические агенты — все хозяйствующие субъекты, осуществляющие экономическую деятельность, т.е. эк. агентом может быть как потребитель, так и производитель.

 К экономическим агентам  относят домашние хозяйства отдельных  лиц и семей, предприятия, фирмы и государство, органы государственного управления, государственные учреждения, а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществляет операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы — рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг.

Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе.

 Предприятия и фирмы в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности частные, кооперативные, государственные, размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия фирмы часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые.

Предприятия фирмы занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой — извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача — непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта — физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них — доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Экономические интересы

Интересы экономических агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах имеющихся у них бюджетов.

Решения, принимаемые предприятиями фирмами, неоднозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например, захват и удержание доли на рынке, расширение масштабов производства, утверждение экономической власти.

Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес, способствовать росту богатства нации. Исключительная роль общенационального интереса, особенно в переходные эпохи, далеко не всегда осознается членами общества. Но именно этот интерес, направляемый на решение коренных задач нации, страны в соответствии с ее положением в мире, наличием ресурсов, особенностями общественного устройства, историей и традициями, является ведущим и определяющим.

В зависимости от положения и роли эк. агента принято различать рыночные или нерыночные, коммерческие или некоммерческие.

Рыночные и коммерческие — это те, которые осуществляют коммерческую деятельность с целью получения дохода от вложенных ресурсов.

Нерыночные и некоммерческие — имеют иные цели отличные от получения прибыли общественные, благотворительные организации и т.д..

В процессе взаимоотношений всех этих групп эк. агентов складывается определенная система отношений:

  1. Социально-экономические отношения — отношения по средствам их отношения к производственным благам или вещам; основа таких отношений — собственность.
  2. Организационно-экономические — отношения мд экономическими агентами в процессе организации и обустройства производства.

 

2. Конкуренция: сущность, виды и роль в экономике

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция ведет к постоянному росту эффективности производства. Она заставляет, производителей избегать потерь и сокращать издержки, чтобы продавать товары по более низким ценам, чем у других. Она вытесняет с рынка тех, чьи издержки являются высокими, оставляя на нем только производителей с низкими издержками.

Конкуренция действует тогда, когда есть возможность выбирать среди продавцов и когда есть свобода появления новых продавцов на рынке. В конкуренции могут участвовать крупные и мелкие фирмы. Фирмы-конкуренты могут соперничать на местном, региональном, национальном или даже мировом рынках. Конкуренция также важна для рыночной экономики, как кровь для человеческого организма.

Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью ее внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами.

Виды конкуренции

Конкуренцию можно разделить по трем признакам:

  • по методам осуществления,
  • по отраслевой принадлежности,
  • по степени свободы.
  • По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на:
  • Ценовую - предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли
  • Неценовую - основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
  • По отраслевой принадлежности различают:
  • Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
  • Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
  • По степени свободы подразделяют на совершенную, свободную и несовершенную, монополистическую.
  • Совершенная конкуренция — это свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
  • Монополистическая конкуренция - в условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе — товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары или услуги одного назначения — прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.

 

3. Экономические  блага и их классификация. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ

Экономические блага представляют собой средства, которые способны удовлетворить различные потребности человека.

Существует определенная классификация экономических благ, представленная таким благами, как:

  • недолговременные, иначе говоря, это блага, которые являются разовыми в потреблении, например продукты питания
  • долговременные блага, которые применяются и используются многократно, т. е. это товары, пригодные для пользования в течение длительного периода времени
  • настоящие блага, т. е. имеющиеся на данный момент времени
  • будущие, или ожидаемые, блага в дальнейшем периоде
  • прямые, т. е. блага, предназначенные для потребления
  • косвенные блага, созданные с производственной целью
  • взаимозаменяемые, т. е. блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но также и ресурсами, использующимися в производстве
  • взаимодополняемые блага.

Для того чтобы создать экономические блага, надо включить ресурсы в производственный процесс. Общая совокупность природных, материальных, трудовых, финансовых средств, которые используются в производственном процессе по созданию благ, называется ресурсами.

Экономические блага можно разделять на долговременные и недолговременные.

  • Долговременные блага — предполагают многоразовое использование. Например, если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем пользоваться этим благом долго.
  • Недолговременные исчезают после или в процессе разового использования потребления. Например, еда. Мы каждый день потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности человека в еде. Если мы разводим костер и разжигаем его при помощи спичек, то сожженные спички мы уже не сможем использовать снова. Бутерброд и коробок спичек — это недолговременные блага.

Нам одинаково необходимы как долговременные, так и недолговременные, в зависимости от наших текущих нужд и целей использования этих благ. Недолговременные блага мы приобретаем чаще.

Блага бывают прямые и косвенные. Прямые блага или настоящие — это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными или будущими благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые настоящие, готовые блага. Например, хлеб — это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи — это компоненты для производства выпечки хлеба. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров.

Предметы роскоши и товары массового потребления

Предметами роскоши являются продукты эксклюзивного, престижного производства. Продуктами массового потребления являются блага, выпускаемые в большом количестве по одному образцу.

  • Взаимодополняемыми называются товары или услуги, которые удовлетворяют потребности и используются только в комплексе друг с другом.

Это блага товары или услуги, которые потребитель не может использовать по отдельности. Например, лыжи совершенно бесполезны, если к ним нет креплений. В тетради мы пишем ручкой, в чай сыплем сахар, а автомобиль — не поедет без бензина.  Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага готовые, но и производственные — то есть ресурсы: капитал и труд, печь и топливо, швейная машина и ткань и т.д.

Взаимодополняемые блага иначе называются комплементарными товарами от английского complementary — дополнительный, добавочный, взаимно дополняющий или благами — комплементами.

  • Взаимозаменяемые блага. Потребитель часто находится перед выбором: приобрести этот товар или вместо него другой. Воспользоваться услугами одной фирмы или другой.

Взаимозаменяемыми благами называются такие товары или услуги, которые удовлетворяют потребности используются только за счет друг друга. Взаимозаменяемыми как и взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы. Например, в качестве топлива можно использовать уголь или нефть или газ, а вместо металлических деталей можно использовать пластмассовые и т.д.

Взаимозаменяемые блага иначе можно назвать благами-заменителями или субститутами от английского substitute — замена, заменитель, заместитель.

Взаимозаменяемость может быть абсолютной совершенной или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Например, выбирая вид культурного отдыха на вечер буднего дня, мы можем позволить себе купить билеты либо в цирк, либо на киносеанс, а за обедом можем выпить две чашки кофе или одну чашку кофе и одну чашку чая.

 

4. Кругооборот  благ, ресурсов и доходов в  смешанной экономике

В реальной экономике имеются два противоположных механизма распределения ресурсов: командная экономика, когда все решения по использованию ресурсов и распределению продуктов принимаются единым центральным органом, и рыночная экономика, когда распределение ресурсов осуществляется независимыми решениями самостоятельных экономических агентов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"