Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:01, шпаргалка

Краткое описание

1. Экономические агенты (рыночные и нерыночные): понятие, экономические интересы, цели, средства
Экономические агенты — все хозяйствующие субъекты, осуществляющие экономическую деятельность, т.е. эк. агентом может быть как потребитель, так и производитель.
К экономическим агентам относят домашние хозяйства отдельных лиц и семей, предприятия, фирмы и государство, органы государственного управления, государственные учреждения, а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_teoriya_ready_to_use (1).docx

— 361.82 Кб (Скачать файл)

Спрос на деньги зависит от динамики ВВП, а функция спроса на деньги стабильна. При этом предложение денег нестабильно, так как оно зависит от непредсказуемых действий правительства. В долгосрочном периоде реальный ВВП прекратит свой рост, поэтому изменение предложения денег не будет оказывать на него никакого воздействия, повлияв лишь на уровень инфляции. Этот принцип стал базовым для монетаристской экономической политики и получил название нейтральности денег.

Сеньораж – доход, получаемый государством от выпуска денег. Определяется как разница между стоимостью изготовления денежных знаков и их номиналом. В наши дни сеньораж относится к способности правительства получать товары и услуги в обмен на вновь напечатанные деньги. Экономика, развивающаяся быстрыми темпами, нуждается в значительном количестве денег, но если правительство выпустит их слишком много, то это приведет к инфляции, которая сократит реальную покупательную силу денег, выпущенных правительством ранее.

Классическая дихотомия — принцип, по которому классики разделяли рынки на те, которые способны влиять на реальную экономику (рынок товаров/рынок услуг, рынок труда, рынок капиталов) и те, которые не способны по их мнению (рынок денег).

 

25. Государственный  бюджет, его дефицит и профицит. Государственный долг и проблемы  его обслуживания.

Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

  • Федеральный бюджет
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т. Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит. Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

Госуда́рственный долг – результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

  • Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
  • Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Обслуживание государственного долга:

Обслуживание государственного долга  осуществляет Министерство финансов. Оно включает в себя погашение займов средствами, полученными от размещения новых дополнительных обязательств, погашение основной суммы долга за счет средств бюджета, выплаты доходов в виде процентов по обязательствам за счет средств бюджета или в иной форме. Традиционно расходы на обслуживание государственного долга включают в себя расходы на выплату основной суммы долга и текущих процентов по выпущенным займам и привлеченным кредитам, также выполнение обязательств по гарантиям (поручительствам), срок которых наступает в текущем финансовом году. 
В условиях кризисного состояния экономики сокращение поступлений в бюджет наряду с возрастающими расходами, обслуживание займов за счет средств бюджета не представлялось возможным, в силу чего государственные органы власти прибегают к рефинансированию долговых обязательств. Рефинансирование предполагает погашение текущих обязательств за счет средств, полученных от размещения новых обязательств. Также по результатам размещения производились отчисления в государственный бюджет с целью финансирования бюджетного дефицита, ради чего, в принципе, они и размещались.

 

26. Налог: понятие, основные элементы, классификация (пропорциональный, прогрессивный, регрессивный налог, прямые и косвенные налоги)

Налоги – это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Функции налогов и сборов: фискальная, регулирующая, контрольная, распределительная, воспроизводственная.

Налог считается установленным, если определены следующие элементы налогообложения:

  • Объект налогообложения
  • Налоговая база
  • Налоговый период
  • Налоговая ставка
  • Порядок исчисления налога
  • Порядок и сроки уплаты налога

Налоговый режим:

  • Общепринятый;
  • Специальный налоговый режим.

Прогрессивные налоги – налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.

Регрессивные налоги – налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается.

Пропорциональные налоги – налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Прямые налоги – налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и т.п.).

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления (НДС, акцизы и др.)

 

27. Макроэкономическая  политика государства: понятие, виды, инструменты и сравнительный  анализ их эффективности.

Макроэкономическая политика – государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют, в частности, налогово-бюджетную, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политики.

Как правило, макроэкономическая политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе экономического цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране.

  • Фискальная политика — стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменений параметров совокупных издержек. Основными инструментами данной политики являются чистые налоги и государственные закупки товаров и услуг. Если в стране рецессия, то правительство может либо увеличить закупки, либо уменьшить налоги, с целью увеличить совокупный выпуск. Если же подъем или перегрев экономики, то, наоборот, снизить закупки или увеличить налоги.

Данную политику относительно проще проводить государством, так как правительство не принимает специальных, отдельных решений для исполнения фискальной политики. При проведении монетарной политики легче управлять процентной ставкой, но инвестиции от этого особо не изменяются.

Однако государство может нести убытки, то есть иметь дефицит государственного бюджета. Большой запас избыточных средств также вреден для государства. Неграмотное проведение фискальной политики может обернуться серьёзным дисбалансом в государственном бюджете. Эффект вытеснения – при росте государственных расходов, из-за определенной реакции на рынке заемных средств, снижается объем инвестиций в страну, что замедляет темпы развития страны.

  • Стимулирующая политика (если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса)
  • Сдерживающая политика (в случае краткосрочного «перегрева» экономики)
  • Автоматическая или дискреционная.
  • Монетарная политика – стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменения ЦБ предложения денег. Чтобы изменять предложение денег в обращении, ЦБ может изменять норму обязательных резервов для коммерческих банков, оперировать на открытом рынке, то есть продавать или покупать государственные облигации у населения, или же напечатать деньги.

На монетарную политику банковская система реагирует быстрее, нежели на фискальную. Стимулирующая монетарная политика также выгодна не только населению, но и коммерческим банкам, поскольку при увеличении денежной массы банки могут выдавать больше кредитов.

Однако, изменение предложения денег зависит не только от ЦБ, но и от рациональности коммерческих банков и поведения домохозяйств, что нередко делает монетарную политику более длительной по исполнению, чем фискальную.

  • Операции на открытом рынке (Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.)
  • Изменение минимальной резервной нормы (Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.)
  • Изменение учетной ставки (Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.)
  • Политика дешёвых денег (Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.)
  • Политика дорогих денег (Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка).

 

28. Теории  экономического цикла. Теория «длинных  волн»

Экономические циклы — циклические изменения экономической конъюнктуры, регулярные колебания уровня деловой активности от экономического подъема до спада.

Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:

  • краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-3 года);
  • среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет);
  • ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет);
  • длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет).

В циклах деловой активности выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём; но в наибольшей степени эти фазы характерны для циклов Жюгляра.

Длинные волны – периодические циклы современной мировой экономики.

Циклы состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста.

Н. Д. Кондратьев отметил четыре эмпирические правильности в развитии больших циклов:

I

Перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом начале ее наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества.

Изменения выражаются в технических изобретениях и открытиях, в изменении условий денежного обращения, в усилении роли новых стран в мировой хозяйственной жизни и т. д. Указанные изменения в той или иной степени происходят постоянно, но они протекают неравномерно и наиболее интенсивно выражены перед началом повышательных волн больших циклов и в их начале.

II

Периоды повышательных волн больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды понижательных волн.

Для того чтобы убедиться в этом утверждении, достаточно посмотреть на хронологию вооружённых конфликтов и переворотов в мировой истории.

III

Понижательные волны этих больших циклов сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства.

IV

Большие циклы экономической конъюнктуры выявляются в том же едином процессе динамики экономического развития, в котором выявляются и средние циклы с их фазами подъема, кризиса и депрессии.

Для периода после промышленной революции обычно выделяются следующие кондратьевские циклы/волны:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"