Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:01, шпаргалка

Краткое описание

1. Экономические агенты (рыночные и нерыночные): понятие, экономические интересы, цели, средства
Экономические агенты — все хозяйствующие субъекты, осуществляющие экономическую деятельность, т.е. эк. агентом может быть как потребитель, так и производитель.
К экономическим агентам относят домашние хозяйства отдельных лиц и семей, предприятия, фирмы и государство, органы государственного управления, государственные учреждения, а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_teoriya_ready_to_use (1).docx

— 361.82 Кб (Скачать файл)

Экономические агенты — это производители - фирмы и потребители - домашние хозяйства. Основой рыночной экономики является частная собственность вообще и частная собственность на ресурсы в частности. Труд принадлежит носителю труда, земля — землевладельцу, а сами фирмы в конечном счете принадлежат конкретным людям. Каждое домашнее хозяйство является собственником некоторых факторов: почти наверняка труда работающих членов семьи, а иногда — земли и капитала. Часть этих ресурсов потребляется в самих домашних хозяйствах, а остальные предлагаются домашними хозяйствами для продажи на рынке. Покупателями этих ресурсов являются фирмы, которые предъявляют спрос на ресурсы, чтобы изготовить из них товары для продажи на другом рынке — рынке товаров, где покупателями являются в свою очередь домашние хозяйства.

 

Потребители продают принадлежащие им ресурсы, чтобы купить на рынке товары и удовлетворить свои потребности. Производители покупают ресурсы, чтобы продать произведенные товары и получить прибыль. Цена на ресурсы, товары и услуги, складывающаяся на рынке, определяет, ЧТО и КАК производить.

Представленная схема функционирования рыночной экономики является упрощенной моделью. За пределами модели остаются два важнейших момента. Во-первых, далеко не все используемые ресурсы предлагаются на рынок домашними хозяйствами. Они поставляют фирмам лишь так называемые первичные ресурсы например, труд рабочего, землю под строительство. Остальные ресурсы поставляются одним фирмам другими - мебельщики закупают древесину, ткань, гвозди у других фирм и т. д. Во-вторых, в модели не оставлено места для государства. Даже самое либеральное государство регулирует рынок труда, рынок ресурсов, рынок ценных бумаг и т. п. Так, рынок труда регулируется через установления минимальной заработной платы, максимальной продолжительности рабочего дня и т. д. Регулируется и рынок ресурсов уголь, нефть и т. д., т. к. именно на рынке ресурсов определяется основной доход общества.

Современные экономические системы называют смешанными по двум признакам: во-первых, в них наблюдается определенный синтез законов рынка с государственным регулированием хозяйственных процессов, а во-вторых, в них сочетаются различные формы владения и хозяйствования, существует так называемый плюрализм форм собственности и распоряжения.

В смешанной экономике действуют и постоянно контактируют между собой три главных субъекта хозяйственной жизни:

  • домохозяйства, т. е. семейные хозяйства которые могут быть представлены и отдельным человеком
  • фирмы, прежде всего негосударственного сектора экономики, юридически олицетворяющие предприятия различных сфер
  • государство и его органы на разных уровнях власти.

 

5. Затраты  и результаты хозяйствующих субъектов: общие, предельные и средние величины

Заключительным этапом экономической деятельности предприятия и других видов фирм служит реально изготовленная продукция, иначе говоря, выраженная в физическом значении, а также предоставляемые потребителям различные услуги. Натуральными единицами измерения количества выпуска продукции являются метры, тонны, кВт-часы и т. д. Величина валового дохода или выручка предприятия, которая исчисляется совокупной ценовой суммой проданной продукции или цены предоставляемых услуг, характеризует стоимостные показатели.

Прибыль, получаемая при реализации продукции или оказании услуг, является характеристикой качества итоговой деятельности предприятия.

Расчет прибыли производится путем вычитания всех расходов, которые были понесены в определенном периоде времени из полученной величины валового дохода в этом же времени.

Очень часто встречается, что предприятие продает собственные товары на разных сегментах рынка и по различной стоимости. Таким образом, при анализе его хозяйственной деятельности применяется такое понятие, как средняя цена. Она определяется отношением валового дохода к объему реализуемой продукции. Для оценки прибыльности или убыточности производства необходимо сравнить среднюю цену со средними совокупными затратами предприятия.

Предприятия основываются на экономическом золотом правиле, которое позволяет им рассчитать объем выпуска продукции при определенной используемой технологии и определить величину максимальной прибыли, которую предполагают получить в будущем времени. Для данного расчета производят исчисление предельного дохода NR дополнительного дохода, который образуется в результате реализации одной дополнительной единицы произведенной продукции. В случае увеличения производства на P единиц это даст возможность получения дополнительной прибыли DR, и предельный доход будет равен следующему соотношению: NR = DRP.

В практической экономике выделяют такие понятия, как издержки и затраты производства. Измерение в натуральных значениях свойственно затратам, а издержки находятся в зависимости от уровня затрат. В свою очередь, величина затрат зависит от применяемых технологий и уровня цен на факторы производства.

Постоянно на предприятии осуществляется учет сумм постоянных и переменных издержек, а также общих и валовых. Суммы издержек предприятий являются постоянными в краткосрочном периоде времени, а в долгосрочном периоде остальные издержки признаются переменными, которые зависят от величины объема выпуска продукции.

Менеджеры предприятий уделяют особое внимание линии изменения общих издержек, стараются снизить их величину, а также проводят их сравнение с общей получаемой прибылью.

Использование средних величин издержек, а именно общих, постоянных, переменных, необходимо при принятии решений в настоящем и будущем времени.

Таким образом, происходит сравнение общих издержек со стоимостью продукции. При превышении стоимости продукции над средними общими издержками предприятие получает доход с каждой произведенной единицы товара, и наоборот. При равенстве рыночной стоимости и средних переменных издержек предприятие вынуждено прекратить деятельность, т. к. его убытки будут равны совокупной величине издержек постоянных.

Следовательно, при анализе экономической деятельности предприятия и в условиях принятия решений применяются показатели, которые отражают общие, средние, предельные величины прибыли, а также издержек и других различных значений предприятия.

 

6. Альтернативные  издержки (издержки отвергнутых  возможностей): понятие и графический  анализ

В экономике индивид всегда сталкивается с проблемой выбора варианта, куда вложить свои денежные средства. Индивид выбирает один вариант, при этом жертвуя остальными. Выгода от наилучшего варианта, которым пожертвовал индивид в пользу выбора данного варианта, называется альтернативными издержками.

Альтернативные издержки представляют собой издержки, которые являются выражением ценности самого лучшего из числа альтернативных вариантов, а также от которого необходимо было бы избавиться в условиях экономического выбора.

Часто встречается, что альтернативные издержки определяют как издержки отвергнутых возможностей. Они характеризуются издержками только единичного блага, которые выражены в другом благе, при этом данным благом приходится жертвовать в целях получения самого первого блага.

Альтернативные издержки представлены двумя следующими видами:

  • альтернативные издержки, которые непосредственно связаны с доходами, которые нельзя вернуть. Этот вид издержек характеризуется утратой потенциального дохода, с целью обучения в высшем образовательном учебном заведении;
  • альтернативные издержки, которые связаны с расходами, выраженными в денежной форме. Данный вид издержек может быть представлен в качестве денежных расходов на обучение в высшем образовательном учебном заведении.

Совокупное количество альтернативных издержек в вышеперечисленных случаях будет содержать в себе как невозмещаемые доходы, т. е. потерянные, так и затраты, выраженные в денежной форме.

К альтернативным издержкам относятся оплата использующихся ресурсов в производстве, выплата заработной платы работникам и др. Основная преследуемая цель данных выплат сводится к тому, чтобы осуществить привлечение данных факторов путем отвлечения их от альтернативного применения.

Наглядно альтернативные издержки можно представить при помощи кривой производственных возможностей.

точка 1: показывает ситуацию, когда все ресурсы экономики тратятся только на товар А

точка 2: показывает ситуацию, когда все ресурсы тратятся только на товар В

точка 3,4,5: показывают различные комбинации двух товаров при полном использовании ресурсов

точка 6: показывает неполное использование ресурсов

точка 7: показывает невозможное на данном уровне развитие технологии

Покажем на графике альтернативные издержки:

∆А – альтернативные издержки;

Альтернативные издержки – это количество одного товара, которым пришлось пожертвовать в пользу роста количества другого

 

7. Краткосрочный  и долгосрочный периоды в экономическом  анализе: понятие и критерии выделения

Краткосрочный период – это период, в котором рост объёма производства происходит, когда хотя бы один ресурс постоянен.

Краткосрочный период слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности использования этих фиксированных мощностей.

В краткосрочном периоде издержки делятся постоянные(FC) и переменные(VC), и не зависят от объёма производства.

В течение краткосрочного периода фирма имеет минимальную свободу маневрирования. Она не в состоянии даже увеличить выпуск продукции в соответствии с возросшим потребительским спросом. Для этого фирма должна увеличить закупки сырья, ввести сверхурочные работы или нанять дополнительных работников. Даже после этого пройдет какое-то время, прежде чем фирма начнет выпускать дополнительную продукцию. Следовательно, в течение краткосрочного периода увеличение спроса может быть удовлетворено лишь за счет запасов готовой продукции.

Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количества машин и оборудования, используемых в производстве. Это период фиксированных производственных мощностей.

Предполагается также, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочный период весьма ограничены, вследствие чего число фирм на отраслевом рынке остается постоянным.

Долгосрочный период – это период, в котором масштабы деятельности фирмы расширяются так, что все ресурсы фирмы оказываются переменными.

Долгосрочный период достаточно продолжительный, чтобы изменить количества всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности.

В течение весьма длительного времени все действующие на определенный момент контракты фирмы будут выполнены, оборудование придет в негодность или устареет, так что потребуется его замена и т.д. Это означает, что “по истечении долгосрочного периода фирма полностью освобождается от политики, имущества и обязательств, которыми она связана в данный момент. Продолжительность долгосрочного периода, следовательно, такова, что фирма имеет возможность пересмотреть все стороны своей политики. Таким образом, долгосрочный период – это такой промежуток времени, в течение которого фирма может изменить все факторы производства, используемые для изготовления продукта.

Кроме того, долгосрочный период характеризуется также изменением числа функционирующих в отрасли фирм, поскольку в течение этого времени преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. Фирмы с высокими издержками производства не смогут продавать свою продукцию по равновесным ценам и поэтому будут вынуждены уйти из отрасли. Напротив, преуспевающие фирмы будут расширять выпуск, привлекая тем самым производителей из других отраслей.

В долгосрочном периоде, где все издержки выступают как переменные, фирма сталкивается с эффектом масштаба.

зона I: фирма расширяется, растет её объем выпуска, растут ее общие издержки, но при этом объем выпуска растет более быстрыми темпами, чем общие издержки производства; в итоге средние издержки на единицу продукции снижаются – это наз-ся положительный эффект масштаба

зона II: общие издержки растут теми же темпами, что и объем выпуска; в итоге среднеобщие издержки не меняются – это наз-ся постоянная отдача от масштаба

зона III: общие издержки растут более быстрыми темпами, чем объем выпуска; в итоге среднеобщие издержки растут – это наз-ся отрицательный эффект масштаба. Отрицательный эффект связан с тем, что крупной фирмой очень сложно управлять, возникают хищения, злоупотребления

 

 

8. Предложение  и детерминанты предложения. Закон  предложения. Эластичность предложения  и факторы ее определяющие

Предложение – количество товаров, которое готовы предложить производители при каждом уровне цен

Закон предложения: с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"