Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 16:27, шпаргалка

Краткое описание

1 Отличие маржиналистского подхода в анализе от классического.
2 Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовольствия (или удовлетворения).
3 Первый закон Германа Генриха Госсена (1810–1859) – закон насыщения потребностей.
4 Теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма.

Вложенные файлы: 1 файл

эконом теория 2.docx

— 76.14 Кб (Скачать файл)

1

Отличие маржиналистского подхода в анализе от классического заключается в следующем:

во-первых, маржинализм (от слова «marginal», которое в англофранцузском переводе означает предел)   базируется   на   принципиально   новых   методах   экономического   анализа,   позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях.

В классической же политической экономии авторы довольствовались характеристикой сущности экономического явления, выраженной в средней или  суммарной величине. Например, по классической концепции в основе определёния  цены лежит затратный принцип, увязывающий  её величину с затратами труда. По концепции маржиналистов формирование цены увязывается с потреблением продукта, т.е. с учётом того, насколько изменяется потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого блага;

во-вторых, классики считали сферу производства первичной по отношению к сфере  обращения, а стоимость – исходной категорией всего экономического анализа. Маржиналистами экономика рассматривалась как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными   благами.   Поэтому   благодаря   маржинальной   теории   проблемы   равновесия   и устойчивого состояния стали предметом анализа;

в-третьих, в сравнении с классической теорией  маржинальная теория широко применяет  математические методы, в том числе  дифференциальные исчисления. Причём математика необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний;

в-четвёртых, методологический инструментарий маржинализма позволил, в конце концов, снять  вопрос  о  первичности  и  вторичности  экономических  категорий,  считавшийся  столь  важным  у классиков.     Это     произошло     благодаря     предпочтению     причинно-следственному     подходу

функционального, ставшего важнейшим средством анализа, превращения экономической теории в точную науку.

2

Люди  потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовольствия (или удовлетворения). Это свойство экономисты обозначают термином «полезность». Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами XIX в., как Г. Госсен (1810—1859), У. С. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921), а также его последователи О. Бём-Баверк (1851—1914) и Ф. Визер (1851-1926).

Названные экономисты создали особое направление  в экономической науке, получившее название «маржинализм» («предельность»). Ключевая идея маржиналистского подхода состояла в следующем: стоимость (или, на современном экономическом языке — ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Такой подход противоречил традиционным представлениям классической школы (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Милль), т. к. признавал приоритет конечных результатов функционирования экономики. Это был поистине переворот, и он сыграл столь важную роль в развитии экономической мысли, что получил название «маржиналистской революции».

Маржинализм называют субъективно-психологической теорией, и для этого есть все основания. Основатели маржинализма были твердо убеждены, что все категории экономической науки могут быть выведены только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний. (Так, К. Менгер писал, что блага сами по себе лишены объективных свойств, эти свойства им придает соответствующее отношение к ним людей). Подобная мысль в той или иной форме приходила в голову многим, и гораздо раньше, чем экономистам, — вот что говорил, например, В. Шекспир устами одного из героев известной всему миру пьесы: «... сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке» (В. Шекспир. Гамлет, принц датский. Акт второй, сцена 2). Но только маржиналисты сумели сделать эту мысль основной отправной точкой целого научного направления.

Ход рассуждений маржиналистов в главных чертах состоял в следующем. Прежде всего они обратили внимание на то, что потребление любого блага носит, как правило, «приростный» характер. Иначе говоря, потребитель не действует по принципу «все или ничего», а постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага, пока не насытит потребность в нем (например, будучи голоден, человек съедает один бутерброд, другой и так до тех пор, пока не почувствует себя сытым, а испытывая жажду, выпивает стакан воды, второй и так, пока не пройдет чувство жажды).

Из  этого наблюдения следовали три  важных вывода:

1. Каждая дополнительная единица  товара приносит потребителюдополнительную полезность, которая называется «предельной полезностью»данного блага (в экономической теории слова «предельный» и «дополнительный» являются синонимами, т. е. имеют один и тот же смысл). Таким образом, под предельной полезностью маржиналисты понимали величину дополнительной полезности, полученной от прироста величины потребления, равного единице некоторого блага (при прочих равных условиях).

2. Чем больше количество единиц  потребленного блага, тем меньше  предельная (т. е. дополнительная) полезность, извлекаемая из потребления  каждой последующей единицы этого  блага. Другими словами, предельная полезность носит убывающий характер. Следовательно, то благо, которое удовлетворяет наименее настоятельную потребность, имеет и наименьшую предельную полезность. Отсюда следует сформулированная маржиналистами обратная взаимосвязь между предельной полезностью и ценностью блага .Она состоит в тем, что благо тем более ценно, чем меньшим количеством единиц данного блага располагает человек, и наоборот (стакан воды в пустыне обладает огромной ценностью, в то время как тот же стакан у полноводной реки не обладает никакой ценностью, хотя, конечно, имеет полезность). Отсюда вывод: ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

3. Потребляя некоторое число единиц  одного товара (например, бутербродов), человек получает общую полезность  этого ряда, состоящую из суммы  убывающих предельных полезностей.  В теории принято называть  условные единицы величины предельной  полезности «ютилями». Если потребление первого бутерброда принесет человеку полезность, равную, положим, 5 ютилям, второго — 4, третьего — 2, а четвертого — 1 ютилю, то общая полезность этого ряда составит 12 ютилей (а предельная полезность будет равна 1). Отказ от каждого последующего бутерброда будет означать уменьшение общей (суммарной) полезности и одновременное увеличение предельной полезности последнего бутерброда. Например, если отказаться от четвертого бутерброда, то общая полезность (TU) составит 11 единиц, а предельная полезность (MU) будет равна 2, при отказе от третьего бутерброда TU составит 9 единиц, а MU возрастет до 4, и т. д.

Основоположники маржинализма надеялись, что развитие теории и накопление фактов со временем поможет преодолеть эту принципиальную трудность. Однако произошло нечто прямо противоположное. Итальянский экономист Вильфредо Парето (1848—1923) доказал, что количественно измерить полезность невозможно даже при наличии большого числа фактов. Вывод Парето практически означал отказ от концепции предельной полезности в ее первоначальном виде. Одновременно это подвигло многих экономистов к поиску новых способов объяснения потребительского поведения на основе более реалистических допущений, сближающих теоретическое объяснение с практикой.

3

Первый закон Германа Генриха  Госсена (1810–1859) – закон насыщения потребностей. Он гласит: с удовлетворением потребности в каком-либо благе его ценность падает или по мере увеличения количества товара его полезность убывает. Переход к насыщению потребности происходит обычно не сразу, а постепенно, как бы по ступеням.

На рис. 3 изображены убывающие ступени  полезности. Полезность блага с каждой последующей единицей убывает. Убывание предельной полезности выражает «лесенка»  уровней полезности. Если продолжить убывающую «лесенку», можно предположить, что точка насыщения полезности наступает при потреблении десятого по счету блага (на десятой «ступени»).

Рис. 3. Первый закон Госсена

Практическое значение первого  закона Госсена состоит в том, что он отражает связь между снижением предельной полезности и падением спроса (снижением кривой спроса). Кривая спроса может быть выведена как производная от кривой предельной полезности. 
Второй закон Госсена – закон выравнивания предельных полезностей. Согласно этому закону каждый участник обмена стремится достичь максимума выгоды, распределяя свои средства между различными покупками. Он предполагает получить равное удовлетворение от каждой суммы денег, потраченной на каждый из приобретаемых товаров. 
Чтобы получить максимум полезности, потребитель так распределяет количества потребляемых благ (к примеру, молока и хлеба), чтобы их предельная полезность была равна одной и той же величине (рис. 4). 
Каждый участник обменной операции, распределяя свои средства между различными покупками, стремится достичь максимума выгоды. 
Закон единства цены вытекает из закона замены потребительских благ. Для покупателя существует какой-то предел цены, выше которого он не станет приобретать товар. Для продавца имеется некая низшая граница цены, которую он желает получить и ниже которой не хочет опуститься.

Полезность 
молока хлеба 
 
молоко хлеб 
Рис. 4. Второй закон Госсена

На пересечении интересов покупателей  и продавцов согласно второму  закону Госсена находится ступень, соответствующая сочетанию полезностей сторон одинаковой интенсивности. Эта ступень – цена, соответствующая равной полезности остальных покупок.

4

теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма.

Особенности австрийской школы[1]:

  • отказ от использования математических методов исследований;
  • крайний субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;
  • акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;
  • акцент на структуру капитала и временну́ю изменчивость последней при изучении макроэкономических проблем.

Экономисты австрийской  школы жестко придерживаются методологического  индивидуализма, который они описывают  как анализ человеческой деятельности с точки зрения индивидуальных агентов. Экономисты Австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории — логически выводить её из базовых принципов человеческой деятельности, называя подобный метод праксеологическим. Кроме того, хотя натурные эксперименты часто используются последователями экономического мэйнстрима, «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей — предмет экономического исследования — не может быть воспроизведена в искусственных условиях. В свою очередь, приверженцы экономического мейнстрима, как правило, критически относятся к методологии австрийской школы.

 

5

Менгер считал, что ценность не является объективным свойством вещи. Ценность — это суждение индивида о благе. Поэтому одно и то же благо может обладать разной ценностью для разных индивидов. Необходимыми условиями для обладания благом ценности являются следующие[8]:

  • его полезность для данного индивида;
  • редкость.

Субъективная ценность блага  определяется полезностью последней единицы потребляемого блага. В теории К. Менгера ценность дана через идею убывающей предельной полезности блага[10].

Изолированно-хозяйствующий земледелец после жатвы располагает двумястами мер зерна. Одна часть этого количества обеспечивает ему сохранение его жизни и жизни его семьи до следующей жатвы, другая — сохранение здоровья, третья служит материалом для посева на следующий год, четвёртая может быть употреблена на производство пива, спирта и других предметов роскоши, пятая — на вскармливание скота; оставшиеся же меры, которые он уже более не в состоянии употребить ни на какие важные удовлетворения потребностей, предназначаются им на вскармливание животных, составляющих предмет роскоши, чтобы все же как-нибудь извлечь и из этого зерна пользу.


На основании подхода  к ценности с позиции убывающей  предельной полезности каждой следующей  единицы блага учёный предложил  шкалу полезностей, которая получила название «таблиц Менгера»[11]

Таблица Менгера

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

8

7

6

5

4

3

2

1

0

 

7

6

5

4

3

2

1

0

   

6

5

4

3

2

1

0

     

5

4

3

2

1

0

       

4

3

2

1

0

         

3

2

1

0

           

2

1

0

             

1

0

               

Если взять за благо I еду, то первая единица блага имеет  максимальную ценность, так как необходима для сохранения жизни, вторая — поддержания здоровья, и т. д. Однако, когда человек пресытился любая следующая единица этого блага имеет для него нулевую ценность. На примере вышеприведенной таблицы, под благом V Менгер привёл табак. До тех пор, пока потребность человека в еде не удовлетворена, табак имеет меньшую ценность для индивида. Однако на определённом этапе наступает момент, когда дальнейшие акты удовлетворения потребности в пище будут представлять для индивида уже меньшее значение, нежели первые акты удовлетворения менее важной, но ещё совершенно неудовлетворённой потребности в табаке[12].

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"