Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:01, шпаргалка

Краткое описание

1. Экономические агенты (рыночные и нерыночные): понятие, экономические интересы, цели, средства
Экономические агенты — все хозяйствующие субъекты, осуществляющие экономическую деятельность, т.е. эк. агентом может быть как потребитель, так и производитель.
К экономическим агентам относят домашние хозяйства отдельных лиц и семей, предприятия, фирмы и государство, органы государственного управления, государственные учреждения, а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_teoriya_ready_to_use (1).docx

— 361.82 Кб (Скачать файл)

2-ой закон Госсена:

Чтобы получить максимум полезности от потребления заданного количества благ, нужно потребить их в таких количествах, чтобы предельные полезности этих благ были равны одной и той же величине.

Закон убывающей полезности может объяснить закон спроса, поскольку полезность потребляемых благ убывает, то каждую последующую единицу блага индивид согласен покупать только по более низкой цене.

Доход потребителя определяет его бюджетное ограничение. При заданной величине дохода потребитель стремится распределить его так, чтобы получить максимум  полезности.

Теория потребительского выбора основывается на следующих допущениях (аксиомах анализа):

  • Рациональность. Рациональный потребитель не только способен соотнести выгоды и издержки своих действий, но и понять последствия своей деятельности.
  • Свобода выбора. Потребитель влияет на объём и структуру производства посредством формирования спроса на конкретные товары и услуги. 
  • Ненасыщаемость.  Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них.
  • Транзитивность предпочтений: если набор товаров А предпочитается набору товаров В, а набор В предпочитается С, то А предпочитается С.
  • Полнота предпочтений, т.е. человек точно знает о своих предпочтениях и умеет их разграничивать.

Поведение потребителя условно проходит три этапа. Первый изучение предпочтений потребителя. При этом нужны критерии, по которым потребители могут предпочесть один товар другому. Второй этап сталкивание потребителей с бюджетными ограничениями: потребители располагают ограниченными доходами для приобретения предметов потребления. В зависимости от цен на различные товары доходы потребителей позволяют им купить только определенный ограниченный набор товаров. Третий этап совмещение потребительских предпочтений с бюджетными ограничениями и определение потребительского выбора. Учитывая предпочтения и ограниченность доходов потребителей, здесь определяется, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей.

Рассмотрение поведения потребителя может производиться с позиций двух школ: порядковой и количественной.

Представители количественной теории (кардиналистской) исходят из предположения, что полезность может быть измерена количественно. Предполагается, что каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности, который показывает, насколько он (потребитель) счастлив. Согласно данной модели потребительского поведения, каждый потребитель выбирает объемы спроса всех товаров и услуг так, чтобы максимизировать свою полезность при заданных ограничениях, обусловленных имеющимся в его распоряжении доходом.

Потребительское равновесие достигается, когда предельная полезность, получаемая в расчете на каждый доллар стоимости одного блага, становится равна предельной полезности, получаемой в расчете на каждый доллар стоимости другого блага. Иначе это можно сформулировать так: отношение предельной полезности блага к его цене должно быть одинаковым для всех благ.

Характеристика процессов с помощью чисел (единиц полезности) помогает объяснять сформулированные принципы. Однако необходимо помнить, что на практике потребительский выбор представляет собой гораздо более субъективный процесс. Одни подсчитывают калории, садясь обедать, другие мелочь в карманах; но никто не считает утили, поскольку их просто нельзя подсчитать. Полезность есть нечто такое, что мы чувствуем, а не то, о чем мы думаем. Поскольку разные люди испытывают разные ощущения и они и делают разный выбор. Но логика решения подсчет полезности, концепция равновесия та же самая.

Представители порядковой школы (ординалистской), анализируя поведение потребителя, исходят из трех предположение. Первое предположение потребительские предпочтения сформировались. Это означает, что потребитель может сравнить все возможные наборы потребительских товаров и услуг с точки зрения своих предпочтений. Второе предположение предпочтения транзитивны, т.е. если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то потребитель предпочтет также набор А набору С. Третье предположение потребитель всегда предпочтет большее количество любого товара меньшему (стоимость товаров пока не учитывается). Для графического анализа предпочтений потребителя используются кривые безразличия и кривые бюджетного ограничения.

Кривая безразличия – линия, показывающая различные комбинации двух благ, приносящая одинаковый уровень полезности.

Кривых безразличия может быть любое количество, каждое из них соответствует своему уровню полезности. Множество кривых безразличия составляют карту кривых безразличия. При движении вправо-вверх полезность возрастает, а при движении влево-вниз – полезность уменьшается.

Линия бюджетного ограничения показывает различные комбинации двух товаров, который потребитель может купить за свой ограниченный доход.

Равновесие поребителя достигается в точке касания кривой безразличия и линии бюджетного ограничения. В точке Е потребитель полностью расходует свой бюджет и при этом получает максимум полезности.

 

11. Равновесие  на единичном рынке. Равновесная  цена. Излишки потребителя и производителя

Равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe).

Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.

Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия.

Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания. Чтобы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение (S®S1), что приведет к сокращению объема до QD.

Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).

С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.

Цена спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe).

Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РDЕРe.

 

 

 

 

Знание предельных издержек (МС) позволяет определить выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой фирма может без потерь продавать единицу продукции, не должна быть ниже предельных издержек (МС) (прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции). Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли фирмы. Таким образом, выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Такой излишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Рe), превышающей предельные издержки (МС) производства данной единицы. Таким образом, продавая объем товара (Qe) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до QЕ) по РЕ, фирма получит выигрыш, равный заштрихованной площади РeЕРS.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Монополия: понятие и причины возникновения. Естественная монополия

Слово "монополия" является результатом сложения двух греческих слов: monoz ("один") и pwlew ("продаю") = и буквально означает "один продавец". Но в разговорной речи монополией часто называют исключительное право на что-либо.

Монополией называется ситуация в отрасли, при которой 1) в отрасли существует только одна фирма, 2) благо, которое она производит, не имеет близких заменителей, 3) отсутствует возможность появления в отрасли других фирм.

Такая фирма, не имеющая "соседей" по отрасли, является полным хозяином положения на рынке своего блага. Выпуск этой фирмы является выпуском всей отрасли, и предложение этой фирмы является предложением всей отрасли.

Таким образом, монополист (так называют фирму, не имеющую конкурентов) обладает уникальной возможностью выбирать, сколько будет производить ВСЯ отрасль.

Более того, единственная фирма на рынке может выбирать цену блага. Монополист не должен принимать решения в условиях заданной цены (в отличие от фирмы, действующей в условиях конкуренции). Для него задана рыночная кривая спроса на его продукцию, положение которой определяется не зависящими от него обстоятельствами (предпочтениями и доходами потребителей).

Таким образом, монополист выбирает и цену своего продукта, и объем его предложения.

Причины монополии:

Существует несколько возможных причин появления монополии (отрасли с единственной фирмой), в зависимости от которых монополии делят условно на естественные и искусственные.

Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.

Причиной такого положения может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы. Эта экономия от масштаба может объясняться особенностями технологических условий производства.

Одним из лучших примеров такой естественной монополии является транспорт. Некоторые из видов транспорта требуют существования определенных "линий" (совокупности рельсов, проводов, туннелей или еще чего-либо), по которым движутся вагоны с пассажирами или грузом. Например, метро, трамваи или троллейбусы. Для этих отраслей существование двух фирм, конкурирующих за одних и тех же потребителей, оказывается весьма неэффективно.

Но естественная монополия может быть вызвана не только техническими условиями, но и относительно небольшим объемом рыночного спроса. Представьте себе лодочника на переправе между двумя небольшими населенными пунктами, который перевозит десяток пассажиров в день, причем полученных денег едва хватает на покрытие его затрат. Зачем на этой переправе два лодочника? Или производство атомных ледоколов: если их нужно производить всего 2 или 3 в год, сколько фирм может быть в этой отрасли?

Так как причины, обусловливающую подобную монополию, не зависят от действия людей, такая монополия и называется естественной. Но монополия может возникать и исключительно благодаря усилиям отдельных действующих лиц хозяйства.

Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.

Причины этого могут быть финансовые = если один богатый предприниматель может (честным путем или хитростью) скупить все остальные фирмы в отрасли и превратиться в единственного производителя данного продукта.

Причиной может быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага, а другие нет. Причины обладания таким секретом могут быть разными = фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у ее изобретателя.

В любом случае при естественной или искусственной монополии другие фирмы в отрасли появиться не могут, и единственная фирма в отрасли является полным хозяином положения.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе находятся особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

  • деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствие конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозится в данном направлении;
  • высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться;
  • низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия.
  • сетевой характер организации рынка, т.е. наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в т.ч. наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"