Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:01, шпаргалка

Краткое описание

1. Экономические агенты (рыночные и нерыночные): понятие, экономические интересы, цели, средства
Экономические агенты — все хозяйствующие субъекты, осуществляющие экономическую деятельность, т.е. эк. агентом может быть как потребитель, так и производитель.
К экономическим агентам относят домашние хозяйства отдельных лиц и семей, предприятия, фирмы и государство, органы государственного управления, государственные учреждения, а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_teoriya_ready_to_use (1).docx

— 361.82 Кб (Скачать файл)

Последствия инфляции:

  • перераспределение доходов и богатства;
  • отставание  цен государственных предприятий  от рыночных;
  • скрытая  государственная конфискация денежных  средств через налоги;
  • ускоренная  материализация денежных средств; 
  • нестабильность  экономической информации;
  • падение  реального процента;
  • обратная  пропорциональность темпа инфляции  и уровня безработицы.  

Занятость – состояние экономической конъюнктуры, характеризующаяся полным использованием производственных ресурсов.

Безработица – превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Основными типами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая.

Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую (из-за перемены места жительства, повышения квалификации).

Структурная безработица возникает в связи с внедрением в производство достижений научно-технического прогресса (отмирание одних профессий – стеклодув, машинистка, появление новых – операторов IBM). Эти два типа безработицы имеют место всегда. Структурная и фрикционная безработицы образуют естественный уровень безработицы – 6-7% (при Q f.e.1) (рис. 28.1).

Циклическая безработица связана с экономическими циклами и представляет собой отклонение фактического уровня безработицы (при Q1) от естественного (при Q f.e.1). Она связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги (AD).

Безработица из-за простоя оборудования ведет к значительным экономическим потерям в товарах и услугах. В результате – не производится определенная часть ВВП. Взаимосвязь между потерями ВВП и безработицей определяется законом В.Оукена: каждый 1% прироста безработицы сверх ее естественного уровня приводит к отставанию объема ВВП на 2,5%.

Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных (Чб/р) и численности рабочей силы (Чр/с), которую составляют занятые и безработные.

Причины безработицы:

  • Классический подход

По мнению классиков, безработица связана со слишком высокой заработной платой работающих. Если зарплату уменьшить, то на высвободившиеся средства можно будет привлечь дополнительное количество наемного труда.

  • Кейнсианский подход

Причина безработицы состоит в недостаточном совокупном спросе.

  • Марксистский подход

По мнению Маркса, безработица возникает из-за нарушения органического строения капитала. Это означает, что машины вытесняют людей с производства (люди перетекают в сферу услуг).

Последствия безработицы:

  • Сокращение  производства
  • Увеличение  расходов (пособия безработным)
  • понижение  уровня квалификации незанятого  населения
  • снижение  жизненного уровня, рост бедности в стране.
  • недопроизводство  национального дохода
  • снижение  налоговых поступлений
  • снижение  уровня рождаемости
  • снижение  средней продолжительности жизни.

Безработица и инфляция связаны следующим образом:

  • рост выпуска продукции или дохода ведет к снижению безработицы, т.е. между этими показателями существует обратная зависимость
  • с ростом выпуска или дохода растет инфляция; особенно сильно цены растут на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения; т.о. выпуском и инфляцией существует прямая зависимость
  • из первых двух зависимостей вытекает – обратная зависимость между безработицей и инфляцией.

Кривая Филлипса наглядно демонстрирует зависимость уровня цен и безработицы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Анализ  издержек фирмы в краткосрочном  периоде ее функционирования

Для определения степени влияния каждого вида ресурсов на динамику выпуска продукции используется анализ производственной функции во временных периодах. Основной критерий выделения временных периодов – скорость, с которой вовлекаемые в производство ресурсы могут менять свой количественный и качественный состав. Выделяют мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды. В мгновенном периоде все издержки постоянны, поскольку продукт выпущен на рынок и поэтому уже нельзя изменить ни объем его производства, ни его издержки.

В краткосрочном периоде наблюдается деление издержек на постоянные и переменные.

Постоянные издержки (FC) – это издержки, которые не зависят от объема производства и существуют даже при нулевом объеме выпуска. Например, затраты на оплату труда аппарата управления, арендная плата, амортизация основных средств.

Переменные издержки (VC) – это издержки, которые напрямую зависят от объема выпускаемой продукции. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относятся денежные затраты на покупку сырья, материалов, затраты на оплату труда рабочих и т. п.

Постоянные и переменные издержки в сумме составляют общие, или валовые, издержки производства. Графически зависимость общих издержек от динамики выпуска продукции может быть показана путем наложения графиков постоянных и переменных издержек. 

Для измерения издержек на производство продукции используются категории средних общих, средних постоянных и средних переменных издержек производства.

 

 

 

 

Средние постоянные издержки (AFC) – это величина постоянных издержек, приходящаяся на единицу выпускаемой продукции; определяются делением общих постоянных издержек на количество произведенной продукции. (AFC = FC / Q)

Средние переменные издержки (AVC) – величина переменных издержек, приходящаяся на единицу выпускаемой продукции; определяются делением общих переменных издержек на количество произведенной продукции. (AVC = VC / Q)

Средние общие издержки (ATC) – это величина общих издержек, приходящаяся на 1 единицу выпускаемой продукции; равны частному от деления общих издержек на количество произведенной продукции. (ATC = TC / Q = AFC + AVC)

Средние издержки важны для определения прибыльности фирмы: если цена равна средним издержкам, то прибыль отсутствует. Если цена больше них, то фирма имеет прибыль в размере этой разницы, если меньше – фирма несет убытки и может обанкротиться.

Для определения максимального выпуска продукции, который может осуществлять фирма, рассчитывают предельные издержки (MC). Это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с объемом выпуска. Предельные издержки важны для определения стратегии поведения фирмы.

На практике предельные издержки всегда сопоставляются с предельным доходом (MR). Это величина, показывающая на сколько возрастет общий доход фирмы при производстве и продаже 1 доп. единицы продукции. Если MC больше MR, то производство невыгодно. Если MC меньше MR, то производство выгодно.

Как можно заметить, все изменения в краткосрочном периоде связаны с переменными затратами. Реакция выпуска продукции на изменение переменных затрат определяется законом убывающей предельной производительности, который гласит: увеличение затрат переменного фактора с определенного момента дает все меньший прирост объема выпуска продукции.

Таким образом, в пределах краткосрочного периода деятельности фирмы ее производственные мощности считаются фиксированными. Она может использовать свои мощности более или менее интенсивно, однако имеющегося в ее распоряжении времени недостаточно, для того чтобы изменить размеры предприятия, поэтому в краткосрочном периоде издержки делятся на постоянные и переменные.

 

16. Анализ  издержек фирмы в долгосрочном  периоде. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная)

В долгосрочном периоде все издержки выступают в качестве переменных, поскольку в течение долгосрочного временного интервала могут изменяться объемы не только постоянных, но и переменных затрат. Анализ долгосрочного временного интервала осуществляется на основе долгосрочных средних и предельных издержек.

Долгосрочные средние издержки – это издержки на единицу объема выпуска, которые можно изменять оптимальным образом. Особенность изменения долгосрочных средних издержек – их первоначальное снижение с расширением производственных мощностей и ростом объема производства. Однако ввод больших мощностей в итоге приводит к росту долгосрочных средних издержек. Изменение долгосрочных средних издержек предполагает изменение масштабов производства. С этими изменениями связано понятие «эффекта масштаба». Эффект масштаба может быть положительным, отрицательным и постоянным.

I зона: Положительный эффект масштаба (экономия от масштаба) возникает при такой организации производства, когда долговременные средние издержки снижаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции. Такая организация производства возможна только при условии специализации производства и управления. Крупные масштабы производства позволяют рациональнее использовать труд специалистов по управлению благодаря более глубокой специализации производства и управления. Другое важное условие экономии, обусловленной масштабом производства, – применение эффективной технологии.

Существует несколько причин, объясняющих положительный эффект масштаба:

  • крупное массовое производство позволяет использовать большую специализацию ресурсов и разделение труда, что в свою очередь повышает производительность всех применяемых ресурсов;
  • крупные предприятия могут применять более передовую технологию и дорогостоящую автоматизацию производства, недоступное мелким фирмам;
  • осуществлять специализацию управления и максимально полно использовать труд высококвалифицированных специалистов, так что расходы на управленческий персонал будут расти более медленными темпами, чем производство.

2 зона: Постоянный  эффект масштаба: В условиях, когда долговременные средние издержки не зависят от объемов выпускаемой продукции, возникает постоянный эффект масштаба. Нахождение оптимального размера предприятия для производства той или иной продукции позволяет фирме поддерживать этот оптимум достаточно долго, уже после того, как иссякнут источники положительного эффекта. Это происходит путем создания в рамках единого технологического процесса не одного, а нескольких производственных единиц оптимального размера.

3 зона: Отрицательный  эффект масштаба: Если объем выпуска (Q) растет более медленными темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производства, то в отрасли имеет место отрицательный эффект, а средние издержки долгосрочного периода увеличиваются, или LATC0 < LATC1.

Отрицательный эффект связан:

  • с ограниченными возможностями эффективного управления крупномасштабным производством. По мере расширения предприятия процесс принятия решений все более и более усложняется, нарастает чрезмерные формализация и бумаготворчество, усиливается бюрократизация управленческого персонала, и как результат, постепенно снижается эффективность производства;
  • с наличием технологических барьеров на пути чрезмерного увеличения размеров предприятия.

 

17. Анализ  потребительского выбора (бюджетное  ограничение, кривые безразличия, оптимум, эффекты)

В основе потребительского выбора (поведения потребителя на рынке) лежит функция полезности. Она объясняет, каким образом потребителям следует распределять свой ограниченный денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут купить.

Основные факторы потребительского выбора:

  • Разумность поведения среднего потребителя, который стремится так распределить свой денежный доход, чтобы извлечь из него максимум полезности или, другими словами, получить наибольшее удовлетворение.
  • Потребитель располагает свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями и вкусами.
  • Ограниченность дохода потребителя или бюджетное сдерживание.
  • Господствующие на рынке цены товаров ограничивают доступное для потребителя пространство выбора.

Поведение потребителя на рынке определяется двумя особенностями: предпочтением полезности определенного потребительского набора и ограниченным бюджетом (доходом) для приобретения товара. Делая свой выбор, потребитель стремится максимизировать удовлетворение своих потребностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"