Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории".

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ ЭКОНОМ. ТЕОРИЯ.docx

— 341.10 Кб (Скачать файл)
  1. Экономические агенты (рыночные и нерыночные): понятие, экономические интересы, цели, средства.

 

Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Отличительная черта экономических  агентов — принятие и реализация самостоятельных решений в сфере  хозяйственной деятельности.

 В процессе хозяйственной  деятельности экономические агенты  могут вступать в отношения  производства, распределения, обмена  и потребления как рыночных, так  и нерыночных благ. Поэтому тех  экономических субъектов, которые  удовлетворяют свои потребности  посредством рыночного обмена  и рыночных благ, называют рыночными агентами (фирмы, домохозяйства). Соответственно, к нерыночным агентам относятся экономические субъекты, удовлетворяющие свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов и, следовательно, нерыночных благ (государство).

В качестве экономических  агентов (потребителей и производителей) могут выступать как индивиды, физические лица, так и сложные  образования, включая юридические  лица как субъекты, по закону имеющие  определенные права собственности  и хозяйствования в отношениях с  другими экономическими агентами. К  экономическим агентам относятся  домохозяйства, фирмы и правительство (государство).

Домохозяйства — индивиды и их семьи. К ним принято относить тех, кто осуществляет операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Как агенты предложения, они, владея экономическими ресурсами, являются их продавцами на рынке ресурсов, получая за это денежные доходы, необходимые для потребления товаров и услуг. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы — рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают. Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Целью деятельности домашних хозяйств является потребление, т.е. удовлетворение потребностей.

Фирмы (предприятия)— это учреждения в виде фабрик, ферм, шахт, магазинов, которые выполняют несколько функций по производству и распределению товаров и услуг. Фирма — организация, которая владеет экономическими ресурсами и ведет хозяйственную деятельность. Как агенты спроса они покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения — предлагают на рынке произведенные товары и услуги. Фирмы нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Целью деятельности предприятия в отличие от домашнего хозяйства является не удовлетворение личных потребностей, а упрочение своих позиций на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства.

Правительство (государство) - экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ. Осуществляют деятельность в сфере контроля над экономическими процессами на всех уровнях жизни общества. Для выполнения обязательств, принятых перед членами общества, правительство использует налоги, собираемые с них же. Для производства общественных благ государству нужны ресурсы, которые оно может либо просто изымать у других экономических агентов (например, воинская обязанность при производстве национальной безопасности), либо покупать на рынке за деньги, изымаемые у тех же агентов (например, расходы на содержание наемной армии). Изымать ресурсы правительство может и для того, чтобы передать их на безвозмездной основе другим агентам, чаще всего домохозяйствам. Такая безвозмездная передача ресурсов (средств) называется трансфертом. Государство ориентировано на реализацию интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния при определенном бюджете. Цель — утверждение власти, а следовательно расширение сферы своего контроля на всех уровнях.

Экономические интересы:

Экономические интересы принято делить на следующие виды: личные (связаны с индивидуальными потребностями домашних хозяйств); коллективные (выражают необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, некоммерческих организаций – всех тех, кто объединен этим общим интересом); общественные (потребности общества, государства в целом).

Интересы экономических  агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями. Домашние хозяйства  стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они  ранжируют свои потребности и  осуществляют расходы в пределах имеющихся у них бюджетов. Решения, принимаемые предприятиями фирмами, неоднозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например, захват и удержание доли на рынке, расширение масштабов производства, утверждение экономической власти. Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес, способствовать росту богатства нации.

 

  1.  Собственность и хозяйствование:структура прав, передача прав согласование обязанностей.

 

В современной экономической  теории разделение прав собственности  и хозяйствования анализируется  как отношения собственника блага (ресурса) и его пользователя.

Собственность – это экономические отношения между людьми по поводу присвоения средств производства, рабочей силы, предметов потребления, услуг, объектов интеллектуальной собственности во всех сферах общественного воспроизводства.

С точки зрения собственности  как экономического отношения, особое значение имеют права владения, пользования, распоряжения и присвоения.

Началом и в то же время  итогом прав владения, пользования  и распоряжения является право присвоения. Через присвоение вещь становится собственностью.

Категория «собственность» отражает возможности субъекта собственности по распоряжению ее объектами. В отличие от нее хозяйствование как экономическая категория относится к процессу, а не к состоянию. В этом ее основное отличие от категории «собственность», характеризующей именно состояние. Хозяйствование – это процесс целесообразного использования благ субъектами.

Если собственник фактора  производства принимает решение  о передаче своей собственности  другому хозяйствующему субъекту, то он получает факторный доход (заработную плату, прибыль, процент или ренту). При этом в качественном аспекте  факторный доход представляет собой  плату собственнику фактора за передачу права его использования хозяйствующему субъекту, в количественном аспекте  он является результатом взаимодействия спроса и предложения.

В качестве примера соединения собственности и хозяйствования выступает обыкновенная акция. Она  является, с одной стороны, носителем  права голоса собственника при принятии хозяйственного решения, например, о  распределении непосредственного  результата (прибыли), а с другой – права на получение дивиденда  как результата хозяйственной деятельности.

 

  1. Проблема выбора оптимального решения в экономике. Экономическая стратегия и экономическая политика.

Существование большого количества экономических целей при условии, что ресурсы находятся в ограниченном объеме, формирует проблему выбора самого лучшего варианта решения, путем  которого осуществляется полное удовлетворение потребностей с учетом данных издержек. Стремление хозяйствующего субъекта к  реализации постановленной цели, а  также расчета затрат выбора средств реализации данной цели означает экономическую рациональность.

Тот, кто является потребителем, должен распределить в определенной последовательности свои потребности, произвести расчет ожидаемых затрат с предполагаемым получением дохода.

Основным принципом экономики  по потреблению является разработанный  Х. Вэрианом принцип оптимизации. Согласно данному принципу общество старается выбрать самые лучшие структуры потребления из того количества, у которых имеется возможность себе это позволить. Прежде всего, производитель должен определиться, что конкретно он должен производить, в каком объеме и какого качества, а также определить технологию производства, произвести расчет предполагаемого дохода и соизмерить его с расходами.

Решение сложных проблем  более свойственно государству, т. к. оно должно обеспечить условия для повышения благосостояния общества, определить пути экономического развития и др. На основании этого критериями экономического поведения являются рациональность и эффективность. Исключение потерь и уровень эффективного применения экономических ресурсов с целью удовлетворения желаний общества являются эффективностью функционирования экономики.

Экономическая политика – это достижение системы экономических целей: экономический рост, или более высокий уровень жизни; полная занятость; экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек); стабильный уровень цен; экономическая свобода; справедливое распределение доходов; социально-экономическая обеспеченность (государство должно обеспечить существование нетрудоспособных, которые не могут себя обеспечить); разумный платежный баланс.

Экономическая стратегия - это генеральная линия действий в области производства, распределения, обмена, потребления, экспорта и импорта общественных благ, намеченных к исполнению в будущих периодах. Более конкретно, стратегическая цель состоит в достижении максимально возможных параметров экономического роста для обеспечения значительного подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания.

 

  1. Конкуренция: сущность, виды и роль в экономике.

Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

По методам ведения  конкуренции выделяют ценовую конкуренция и неценовую конкуренцию. Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника цен. При неценовой конкуренции фирмы стремятся завоевать покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара.

По характеру конкурентной борьбы различают добросовестную (честную) конкуренцию и недобросовестную (нечестную) конкуренцию. Все рыночные методы ведения конкурентной борьбы являются добросовестными (все методы, не запрещенные законом). Недобросовестная конкуренция предполагает использование следующих методов борьбы: подкуп чиновников, промышленный шпионаж и т. д.

Внутриотраслевая  конкуренция – это соперничество между товаропроизводителями, которые действуют в одной отрасли. Эта конкуренция приводит к формированию рыночной цены на определенный товар. Межотраслевая конкуренция.

По степени развития конкурентных начал экономическая теория выделяет совершенную и несовершенную конкуренцию. С. КОНКУРЕНЦИЯ - идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами. На рынке совершенной конкуренции разделение экономической власти максимально и механизм конкуренции работает в полную силу. Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна. При Н. КОНКУРЕНЦИИ разделение экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление — дифференциация продукта, т. е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов.

Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта — установление цен по принципу лидерства.

Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.

Роль конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти между участниками рыночных отношений для того, чтобы ни одни продавец или покупатель не мог значительно повлиять на рыночную цену благ. Конкуренция ограничивает рыночную власть и прибыль каждого производителя.

 

  1. Экономические блага и их классификация. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ.

 

Благо представляет собой средство, которое способно удовлетворить различные потребности человека. 

 Именно ради удовлетворения  конкретных потребностей людей  в благах и осуществляется хозяйственная деятельность в любой стране.

1) недолговременные, иначе говоря, это блага, которые являются разовыми в потреблении, например продукты питания;

2) долговременные блага, которые применяются и используются многократно, т. е. это товары, пригодные для пользования в течение длительного периода времени;

3) настоящие блага, т. е. имеющиеся на данный момент времени;

4) будущие, или ожидаемые, блага в дальнейшем периоде;

5) прямые, т. е. блага, предназначенные для потребления;

6) косвенные блага, созданные с производственной целью;

5) взаимозаменяемые, т. е. блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но также и ресурсами, использующимися в производстве;

6) взаимодополняемые блага.

Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.). Взаимозаменяемыми (товарами-субститутами) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, газ и нефть; металл и пластмассы. Взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, а может быть относительной (чай и кофе, маргарин и масло).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"