Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Экономической теории".

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет и метод экономической теории.docx

— 195.86 Кб (Скачать файл)
  1. Основные подходы к периодизации развития общества.

Понятие общества. Исторический процесс.

Общество – это отделившаяся от природы часть мира, которая  представляет собой особую сферу  жизнедеятельности человека. Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных  охотников и собирателей, позже  его сменило рабовладельческое, затем феодальное. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В своем развитии общество проходит ряд стадий (или этапов). Последовательная смена одних этапов развития общества другими называется историей.

Общество может развиваться  двумя путями: эволюционным, медленно, постепенно накапливая изменения, которые приводят общество к новой фазе своего развития, и революционным, когда смена одних этапов развития на другой происходит сразу, при жизни одного поколения, при этом огромную роль всегда играет воля человека. Человеческая цивилизация развивается по своим законам:

  1. Закон ускорения истории (он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую). Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сотен тысяч лет. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается историческое время, общество развивается быстрее, динамичнее. Каждая последующая стадия короче предыдущей в 34 раза. Новейшая история составляет всего одну тысячную часть всемирной истории, но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период. Закон ускорения истории имеет свои особенности. В тех случаях, когда ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе, можно говорить о социальном прогрессе. В тех случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. История свидетельствует о том, что большинство обществ развивается прогрессивно.
  2. Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью (ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время течет быстрее, для других медленнее). В джунглях Африки до сих пор существуют племена, находящиеся на примитивном уровне развития. И в той же Африке есть страны (например Египет, ЮАР), для которых характерен высокий уровень жизни, развитая промышленность, современные технологии.

Нет ни одного общества, в  котором орудия труда не улучшались бы, а напротив ухудшались; чем совершеннее  орудие, тем выше производительность труда, тем большее количество населения  можно прокормить. Наука стимулирует  технический прогресс. Ручные орудия вытесняются машинами, которые уступают место компьютерным технологиям. Глобальный, всемирный исторический процесс  восхождения человеческих обществ  от состояния дикости к вершинам цивилизации получил название социального  прогресса. Но в отдельные этапы  жизни общества (экономические и  политические кризисы, войны, эпидемии и т.д.) может появиться обратная тенденция – попятное движение общества, возвращение его на уже пройденный этап развития – регресс. Как мы уже выяснили, общество не стоит  на месте, а постоянно изменяется, проходя различные стадии своего развития. Ученые с давних пор пытаются определить, какие именно стадии развития проходит общество. Постепенно сложились  две точки зрения на периодизацию истории:: формационный и цивилизационный подходы.

Формационный подход к  периодизации истории.

Для российской науки наиболее традиционным является формационный подход к периодизации истории, автором  которого был Карл Маркс. За основу развития общества он взял способ производства материальных благ. В основе этого выделения лежит тот простой факт, что люди прежде чем заниматься политикой, искусством, наукой должны пить, есть, одеваться и т.д. Каждую стадию развития общества Маркс назвал общественно-экономической формацией. Маркс выделяет пять основных общественно-экономических формаций:

  1. Первобытнообщинный строй: первобытное общество характеризовалось примитивными орудиями труда (палка-копалка, каменный топор). Для этого общества было характерно собирательство, охота, рыболовство.
  2. Рабовладельческий строй: главной особенностью рабовладельческого строя было использование в качестве орудий труда живых людей – рабов. В это время развивается земледелие и скотоводство. Однако, рабство было характерно не для всех обществ, а большей частью для древних цивилизаций Греции, Рима, Египта.
  3. Феодальный строй: был характерен для Западной Европы, Китая, Индии, России. Главное занятие земледелие; ручные орудия труда, натуральное хозяйство. Феодализм предполагает два основных социальных класса: феодалы (землевладельцы) и зависимые крестьяне. Уровень технического развития остается примитивным, темпы технического прогресса незначительны. Однако другими по сравнению с рабовладельческим строем становятся производственные отношения – крестьяне не являются личной собственностью землевладельцев, а отношения строятся на основе аренды крестьянами земельных наделов, находящихся в собственности у феодалов. В качестве арендной платы выступает оброк, барщина и т.д.
  4. Капиталистический строй: общество основано на развитой частной собственности, рыночных отношениях и наёмном труде. Зародился в XVI веке в результате промышленной революции. На этом этапе начинает развиваться промышленность, растут города, развивается техника (появляются первые машины и предприятия – мануфактуры и фабрики). Складываются два социальных класса – буржуазия (собственники средств производства) и наемные рабочие. Рабочий обладает квалификацией и способностью трудиться. Владелец предприятия (работодатель) «покупает» эту способность, а у рабочего появляется возможность получить источник средств для существования. Маркс и его последователи полагали, что основной продукт создается руками рабочих, однако они получают за свой труд лишь ничтожно малую часть дохода от продажи произведенного продукта. Большая часть прибыли остается у капиталиста в качестве предпринимательского дохода. Из этого сторонники марксизма делали вывод, что буржуазия эксплуатирует труд рабочих, наживаясь на этом.
  5. Коммунистический строй (и переходная стадия – социализм): Маркс считал, что противоречия капитализма можно устранить, если в качестве собственника средств производства будут выступать сами производители (рабочие). А полученный доход будет распределяться поровну среди всех членов общества. Уроки истории свидетельствуют о том, что общество основанное на всеобщем равенстве является утопией (фантазией). В социалистическом обществе, как показала практика, в качестве собственника средств производства выступает государство, трудящиеся получают за свой труд фиксированную заработную плату. Это приводит к тому, что рабочий не заинтересован в результатах своего труда, качество товаров начинает падать, для поддержания уровня производства приходится использовать дополнительные государственные средства, так как предприятия становятся убыточными, появляется дефицит (нехватка) товаров, люди начинают искать дополнительные (не всегда законные) источники дохода. Поэтому дальнейшее развитие общества, согласно современным научным концепциям, выходит за рамки формационного подхода.

Теория Маркса имеет свои достоинства и недостатки. С одной  стороны, Маркс первым представил историю  человечества как единый, глобальный процесс. С другой стороны, формационная теория не может объяснить почему разные общества развиваются с разной скоростью, перескакивают через отдельные стадии. Например, в России никогда не было рабовладельческого общества, а некоторые народы Азии и Африки до сих пор находятся на феодальной стадии развития. В логику формационного подхода не вписываются проблемы человечества, психическое состояние человека, культура, быт и т.д. Поэтому в современной науке за основу принят цивилизационный подход.

Цивилизационный подход к  периодизации истории.

В основе этого подхода  лежит понятие «цивилизация». Основные принципы изучения истории при помощи понятия «цивилизация» были разработаны  английским историком А.Д. Тойнби в  работе «Постижение истории». История  человечества, по его мнению, - это  совокупность историй отдельных  локальных цивилизаций, которые  проходят через стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Французский философ Арон Р. и  американский социолог О. Тоффлер предложили делить общество на три ступени развития.

  1. Доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество. Для него характерны замедленные темпы технических изменений. Главная ценность – сохранение традиций. Основное занятие – земледелие. Сильная зависимость от природных условий, примитивные орудия труда, натуральное хозяйство. В соответствии с этим традиционное общество характеризуется:
    • Естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по возрастному признаку);
    • Персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных лиц);
    • Неформальным регулированием взаимодействий (обычаи, нравы);
    • Связанностью членов общины отношениями родства;
    • Примитивной системой управления (правление старейшин, наследственная власть).
  2. Индустриальное (техногенное) общество зародилось в 18 веке в результате буржуазных революций в Европе (Англия, Франция). Характеризуется высоким темпом социальных изменений, развитием промышленности, заменой ручного труда на машинный, технический прогресс выступает как высшая ценность. Натуральное хозяйство меняется на товарное производство. Первой характерной чертой этого общества является индустриализация – создание крупного машинного производства. Индустриализация означает не просто использование машин, но постоянное внедрение достижений науки и техники в производство, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Применение машин и сложных технологий привело в автоматизации процесса производства и сделало возможным массовое производство товаров. Второй отличительной чертой индустриального общества является высокая степень урбанизации – переселения людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения. В индустриальном обществе широкое развитие получило разделение труда и узкая профессиональная специализация. В 70-х годах ХХ века на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное общество.
  3. Постиндустриальное (информационное) общество основано на принципиально новом техническом уровне, развитии кибернетики, проникновение компьютерных технологий во все сферы жизни преобладание сферы обслуживания над сферой производства. Основная задача такого общества – индивидуализация производства и потребления. Главной ценностью в таком обществе является информация, знания, обладание которыми считается престижным. Формационный и цивилизационный подходы дополняют друг друга, позволяя представить исторический процесс развития общества с различных точек зрения. Формационный подход сложился в рамках революционного направления, главным тезисом которого является утверждение, что общество переходит с одной стадии развития на другую в результате социальной революции. Технические изменения, происходящие в обществе приходят в противоречие с устаревшими общественными (производственными) отношениями. Разрешить этот конфликт можно лишь с помощью революции.

Цивилизационный подход развивался в рамках другого научного течения  – эволюционизма. Общество переходит  от одной стадии развития к другой длительным эволюционным путем, постепенно накапливая изменения во всех сферах жизни общества и прежде всего  в сознании и мировоззрении людей. Качественный переход на следующую, более высокую ступень развития возможен лишь тогда, когда люди будут  внутренне готовы к переменам, будут  хотеть этих перемен, когда новое  станет привычной деталью их повседневной жизни.

 

 

 

2.Понятие  экономических ресурсов в современной  экономической теории.

По мере накопления экономических  знаний и необходимости исследования причин, условий и факторов, способствующих росту богатства, отдельные представители  буржуазной экономической мысли  пытались в трудах разрешить наиболее актуальные с их точки зрения вопросы.

Так, французский экономист  Жан Батист Сей (1767-1832) в своём главном труде «Трактат политической экономии» (1803) выдвинул теорию трёх факторов производства, согласно которой в создании стоимости товаров равноправно задействованы труд, земля и капитал. Они соответственно служат источниками доходов – заработной платы, прибыли и ренты. Доходы же рассматривались им как плата за производственные услуги, оказываемые факторами производства. Величину вклада каждого из них, Сей определял соотношением спроса и предложения. Что касается заработной платы, то она представлялась как доход от «производительной услуги» труда рабочих, а её величина измерялась уровнем их выработки. Вместе с тем, Сей считал, что заработная плата полностью возмещает труд рабочего, и утверждал, что мерилом заработной платы за труд служит то, что требуется рабочим для того, чтобы жить, нести расходы на содержание семьи и образование. В «Катехизисе политической экономии» Сей на вопрос: «Где источник доходов?» - кратко ответил: «В производящих фондах; они суть: наши промышленные способности, наши капиталы, наши земли». Далее он пояснил, что действие производящих фондов придаёт полезность продуктам, эта полезность даёт продуктам ценность, а эта ценность доставляет доход владельцам производящих фондов.

Если зарплата полностью  возместит результаты труда рабочего, то, что останется на долю капиталиста, банкира и земельного собственника? Если источник доходов в производящих фондах, то, какое отношение к  получению доходов имеет торговля, как вторая сторона действительного  процесса производства (как единства непосредственного процесса производства и сферы обращения)?

Теория трёх факторов, неспособная  выйти из круга логических противоречий, и объяснить истинный источник доходов, послужила отправным пунктом  для теории предельной производительности, разработанной Джоном Бейтс Кларком (1847-1938). Наряду с понятием «факторы производства» в экономической литературе используется понятие «ресурсы производства».

Экономическая теория характеризует  ресурсы как совокупность природного, социального и духовного потенциалов  в процессе производства товаров, услуг  и других ценностей.

Ресурсы по своему составу  многообразны, их принято подразделять на четыре группы.

1. Природные – естественные, имеющиеся в природе ископаемые (нефть, газ, уголь и др.), производственные  ресурсы в виде земли и земельных  угодий, водных богатств, воздушного  бассейна. Они, в свою очередь,  делятся на исчерпаемые (возобновляемые и невозобновляемые) и неисчерпаемые.

2. Материальные (капитальные)  – все созданное руками человека  средства производства (орудия и  предметы труда), которые сами  являются результатом производства  и находятся в материально-вещественной  форме.

3. Трудовые – экономически активное, трудоспособное население, т.е. часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности. На практике в «ресурсном» аспекте обычно оценивают трудовые ресурсы по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному.

4. Финансовые (инвестиционные) – совокупность всех видов  денежных средств, финансовых  активов, которыми располагает общество и которые могут быть выделены на организацию производства. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия «поступления и расходов», распределения денежных средств, их накопления и использования.

Что же общего между понятиями  «ресурсы производства» и «факторы производства»?

Общим является то, что и  ресурсы и факторы выступают  одними и теми же природными и социальными  силами, при помощи которых осуществляется производство. Различия заключаются  в том, что к ресурсам относят  природные и социальные силы, которые  могут быть вовлечены в производство, а к факторам – силы, реально  вовлеченные в процесс производства. Следовательно, понятие «ресурсы»  шире, чем понятие «факторы».

В экономической теории можно  встретить различные подходы  к классификации факторов производства. В марксистской теории выделяют три  фактора: труд, предмет и средства труда. Иногда их формируют в группы и выделяют личный и вещественный факторы. К личному фактору относится  рабочая сила, представляющая собой  совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются в процессе производства; к вещественным – предметы и средства труда, составляющие в совокупности средства производства.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"