Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 10:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по экономической теории.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

1 Предмет и метод экономической теории.

Предметом экономической теории является анализ рыночного хозяйства. Однако это слишком общее определение. Уточнить его можно, обратив внимание на понятие редкости (ограниченности ресурсов) и проблему выбора, который должны осуществлять люди, сталкиваясь с отмеченной выше ограниченностью ресурсов. Экономическая теория изучает экономическое поведение людей. Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Важнейшим из них является метод научной абстракции. Он состоит в очищении исследования объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт. С помощью метода абстракции формулируются научные категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, и строятся экономические модели. 

2 Роль и место  экономической теории в экономической науке. Функции экономической теории, ее влияние на экономическую политику

Экон. теория - общественная наука, кот. исследует отношения м/д людьми, их поведения в процессах про-ва распределения потребления и обмена материальных благ в мире редких рес-в. Обычно выделяют следующие функции: Познавательная функция заключается во всестороннем исследовании экономических явлений и их внутренней сущности. При изучении экономических процессов и явлений обычно применяют теоретические обобщения, стремятся выявить тенденции и на этой основе формулируют законы хозяйственного развития. Прогностическая функция представляет собой разработку научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития на отдаленный период, что обусловлено необходимостью составления планов и прогнозов хозяйственного, демографического, научного, образовательного развития. Практическая функция выступает в виде научного обоснования экономической политики государства, выявления принципов и методов рационального хозяйствования. Критическая функция экономической теории позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства. Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей. Воспитательная функция связана с формированием определенного мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества.

Экономическая политика - целенаправленная система мероприятий гос-ва в области общественного произ-ва, распределения,обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общ-ва, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной политики. 

3 Сущность рынка  и его функции.

рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит  вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Функции рынка Регулирующая функция она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. Информационная функция Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Ценообразующая функция В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется  цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. Посредническая функции Рынок выступает посредником между производителями и по­требителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку  наиболее устраивающим его покупателем. Санирующая функции Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом. 

4 Структура рынка  и его инфраструктура

Структура рынка структуру классифицируют по различным категориям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.); 2) по географическому положению (местный, национальный, мировой); 3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.); 4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.); 5) по характеру продаж (оптовый, розничный).

Рынок, как механизм ("большой" рынок), состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

По  объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.

Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Наиболее укрупненно его можно представить в виде рынков: 1) топлива и минерального сырья; 2) сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров; 3) объектов промышленного строительства; 4) машин и оборудования; 5) научно-технических знаний.

В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира. По типу конкуренции различают:

- рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы имеют равные права и возможности;

- рынок  несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции. 

По  степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.

  Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятель­ности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий. Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ. Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры". 

5 Конкуренция и  ее виды. Рынки  совершенной и  несовершенной конкуренции

Конкуренция— это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлен то на рынке определенною порядка, гарантирующего производство достаточною количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях: • существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию; • доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении иены не отражается на цене рыночного равновесия; • вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен; • нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д. Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежи тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, — это так называемая монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Противоположностью конкуренции служит монополия (от греч. monos — один и poleo — продаю) 

6 Спрос и предложение. Функции спроса и предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения.

Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге. Величина спроса  — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Виды  спроса Индивидуальный спрос Рыночный спрос Спрос на факторы производства (Спрос производства) Потребительский спрос Факторы влияющие на спрос: использования рекламы, моды и вкусов, ожидания потребителей, изменений предпочтений окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цены установленной на взаимозаменяемые товары, а также зависит от количества населения.

Неценовые детерминанты спроса Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. 1. Вкусы и предпочтения потребителей.2. Доходы потребителей. 3. Число потребителей. 4. Цены на другие товары. Изменения в денежным доходах населения Изменения в структуре и количестве населения Изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители, или взаимодополняющие товары) Экономическая политика государства Изменение потребительских предпочтений, под воздействием рекламы, моды. Исследование неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене. Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении. К неценовым факторам предложения относят: изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства. Выход на рынок новых фирм. Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли. Природные катастрофы Политические действия и войны Перспективные экономические ожидания

 

7 Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж. Нарушение рыночного равновесия. Государственное вмешательство в рыночный механизм ценообразования.

Рыночное  равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. Существуют два основных варианта диспропорции между спросом и предложением: избыток и дефицит товара. Избыток (излишек) товара – это такая ситуация на рынке, когда величина предложения товара по данной цене превышает величину спроса на него. В этом случае между производителями возникает конкуренция, борьба за покупателей.

Дефицит товара – в этом случае величина спроса на товар по данной цене превосходит предлагаемое количество товара. В данной ситуации возникает соревнование уже между покупателями за возможность приобрести дефицитный товар. Государственное регулирование рыночных процессов с помощью налогов и субсидий Т.о. отрицательный эффект увеличения налогов – общее снижение производства товаров и уменьшение потребления их покупателями по причине их удорожания. Противоположный результат достигается при предоставлении субсидии (их можно рассматривать как отрицательные налоги) как покупателю, так и продавцу. Влияние государства на рыночные процессы с помощью регулирования цен

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"