Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

agapova.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

4)Понятие институтов и их классификация

Институты это создаваемые людьми рамки  поведения ,регулирующие политическое,экономическое  и социальное взаимодействие.Их главная  роль-уменьшение неопределенности путем  установления устойчивой структуры  взаимодействия между людьми.Институты обеспечивают взаимопонимание между людьми путем формирования согласованных ожиданий при минимальном обмене информацией.Институты включают механизмы принуждения(санкции).Санкции бывают:политические,экономические,моральные

Институты делятся на формальные и неформальные

Неформальные-общепринятые условности,кодексы поведения.

Не  фиксируются в письменной форме  и защищены иными(не государственными) механизмами принуждения.

Формальные-правила  которые создаются целенаправленно,легкофиксируються в письменной форме и выступают как ограничитель набора альтернатив.

По  классификации Норта правила  делятся на:

политические,экономические,правила  контрактации.

Политические  определяют иерархическую структуру  общества и наиболее важные характеристики контроля над политическими процедурами

Экономические устанавливают возможные формы  организации хозяйственной деятельности,в  рамках которой индивиды конкурируют  друг с другом.Устанавливают права  собственности, пучок прав по использованию  и получению доходов от собственности, ограничения доступа других индивидов  к ресурсам

Правила контрактации- определяют способ,порядок  и условия конкретного соглашения по обмену.

5)Формальные и неформальные институты.Природасанкций.Норма как базовый элемент института.

Институты делятся на формальные и неформальные

Неформальные-общепринятые условности,кодексы поведения.

Не  фиксируются в письменной форме  и защищены иными(не государственными) механизмами принуждения.

Основным  элементом неформальной институциональной  среды явл-ся норма.

Норма-базовый  регулятор взаимодействия людей.Норма-предписание  определенного поведения,обязательного  для выполнения.ЕЕ главной функцией является поддержание порядка во взаимоотношениях

Нормы поведения делятся на :наследуемые,генетически  передаваемые и приобретенные.

Формальные-правила  которые создаются целенаправленно,легко  фиксируются в письменной форме  и выступают как ограничитель набора альтернатив,защищены со стороны  государства

Формальные  правила-юридические нормы(законы)

Формальные  могут быть искусственно придуманы и навязанны,а неформальные определяются  прошлыми процессами ,формируются в процессе исторического развития.

Связь между формальными и неформальными:

  • Неформ-ые являются источником формирования и измения форма-ых,если система развивается эволюционно
  • Неформальные могут быть продолжение формальных
  • Неформальные могут заменять формальные

6)Координационный и распределительный аспект институтов

Институты обладают двойственной природой.С одной  стороны

Уменьшая  неопределенность выбора и обеспечивая предсказуемость результатов совокупности действий,они облегчают процесс взаимодействия между людьми.В этом проявляется их координационная функция.Формальные и неформальные правила приобретают признаки общественного блага.Неформальныеявл-ся общественным благом в случае когда их разделяют все или большиснтво,проблема безбилетника исчезает под действием общественного порицания.

Но  с другой стороны,институтыогрничивают доступ к ресурсам ,как к политическим так и к экономическим.Это распределительный  эффект.

Поэтому в обществе идет активная борьба за изменения правил,с целью измения  возможностей доступа к ограниченным ресурсам

Существует  точка зрения, что координационные  аспекты возникают и воспроизводятся  как побочные результаты распределительных  процессов.

7)Роль институтов в функционировании экономических систем

В рамках традиционного общества институты  ограничивали экономическое развитие.В  данной системе преобладали отношения  не кокуренции,асотрудничества,определяемые социальными и культурными ценностями.Как механизм принуждения выступало-общественное мнение.Обмен совершался строго в соответствии с нормами поведения и из-за этого практически отсутствовали мошенничество,обман,оппортунизм.Обмен характеризуется повторяемостью и отсутствием контроля и давления со стороны третьих лиц.Издержки заключения сделок низкие из-за плотной социальной сети взаимодействия. Из за персонифицированного обмена возникает ограниченность разделения труда и как следствие высокие производственные издержки,ограничение возможностей экономического роста.По мере увеличения кол-ва субъектов возникла проблема безбилетника и необходимость введения формальных правил.В традиционной системе нормы поведенияопределяют поведение человека,а так же цели и направления экономического развития.Втрадиц.обществе институты работали на поддержание и сохранение сложившегося порядка, направленного на выживание общины ,поддержание групповой солидарности,ориентации экономической деятельности на непосредственное потребление.

Огромную  роль с становлении рыночной системы сыграло государство и его политика протекционизма(гос-во обеспечивало защиту прав собственности и выполнение контрактов)В рамках рыночной системы происходит реформирование права собственности. неотчуждаемые права индивида:свобода располагать собой, своими действиями и своим имуществом.В основе модель экономического человека.Главная задача государства защита частной собственности.В рыночной становиться выгодным обман и оппортунистическое поведение. Возникает необходимость в установлении институов,как внутреннего элемента побуждений(интернационализация норм)-механизм принуждения к исполнению. Институт конкуренции и предпринимательства освобождали и оправдывали страсть к наживеи как следствие высвобождение коммерческой структуры из религиозных и культурных рамок.что обеспечило экономический взлет в западной европе.важную роль сыграли элементы эволюционного развития,такие как  механизм укрепления персональной репутации торговца (является отправной точкой в эволюции деперсонализированного взаимного доверия на рынке) Торговые кодексы и принципы самоуправления в средневековых городах явились элементами становления западноевропейского капитализма

8.Основные  понятия теории  прав собственности.  Права собственности,  их параметры.

Собственность можно рассматривать двояко. С одной стороны, как режим собственности, как важнейший институт, с другой — как отдельные права, являющиеся элементами целостной системы. В первом случае собственность выступает как «правила игры», регулирующие отношения между людьми по поводу ограниченных ресурсов. Во втором случае собственность трактуется как пучки правомочий, имеющиеся у того или иного индивида. В последнем качестве она рассматривается как право индивида определять все возможные способы использования активов (ресурсов).Права собственности возникают в связи с существованием относительной редкости благ и касаются их использования. При этом в понятие блага включается обозначение всего, что приносит человеку пользу или удовлетворение. Оно охватывает полномочия как над материальными, так и над нематериальными объектами, вплоть до неотчуждаемых личных свобод, как, к примеру, право голоса. Обратим внимание, что в рамках неоинституциональной экономической теории рабочим термином является именно «право собственности», а не «собственность», поскольку теория прав собственности исходит из базового представления о том, что любой акт обмена есть, по существу, обмен пучками правомочий. Данную идею высказал еще видный представитель австрийской школы Е. Бем-Баверк. Это означает признание, что товар — определенная сумма не только физических характеристик, но также связанных с ним прав и юридических ограничений. Отсюда, следует, что сдвиги в законодательстве фактически перестраивают набор товаров (благ), т.е. меняют объем ресурсов и уровень благосостояния общества. Т. о, представляется убедительным положение, что именно пучок прав, или доля прав, определяют понятие «собственность».В то же время права собственности являются видом социальных правил. Они представляют собой такие, санкционированные (экономически, юридически, этически) и принятые в обществе поведенческие отношения между экономическими агентами, которые определяют перечень возможных способов использования ограниченных ресурсов как исключительное право отдельных индивидов или групп. Таким образом, права собственности можно рассматривать как фактически действующую в обществе систему исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Они закрепляются не только государственной властью (законами, судебными решениями и т.д.), но и, традициями, нормами, и поэтому действительно являются «правилами игры», принятыми в обществе. Это означает, что собственность, выступающая как совокупность социальных норм, не обязательно сопровождается их фиксацией в законах и контрактах. Так, в традиционных обществах место закона занимал обычай. Более того, правовое закрепление норм отнюдь не отменяет необходимости их социального признания.Т.о, права собственности шире понятия юридической концепции. Они не сводятся исключительно к формальным правовым нормам, действенность которых подкрепляется карательной силой государства, а подкрепляются социальными правилами поведения. Видом социальных правил является и механизм формирования прав собственности на ресурсы. Этим социальным правилом может быть признание формирования собственности в результате военного захвата или срока давности пользования ресурсом. И даже очередь можно рассматривать как социальный институт, как метод установления прав собственности на товар путем ожидания.Однако в любом случае права собственности определяются и гарантируются некоторой управляющей структурой (или порядком), т.е. системой законов и норм, а также инструментами, защищающими этот порядок. Обеспечение порядка может быть чисто внутренним, когда соблюдение экономических правил является актом добровольного экономического выбора или же гарантироваться ожиданиями возможных санкций за их нарушение. И именно властные полномочия определяют механизмы формирования прав собственности как механизма исключительного доступа к ресурсам, выступающего основой их рационирования. На это обращали внимание представители традиционного институционализма, в частности Веблен, утверждавший, что всякая частная собственность вытекает из источника власти, Но и в дальнейшем собственность остается прямым порождением и оформлением полномочий власти и авторитета. Таким образом, власть выступает как узурпирование ресурсов, ограничивающее права других субъектов на эти ресурсы, где собственность становится структурным оформлением властных отношений.Наиболее полное определение прав собственности, предложено английским юристом А. Оноре. Оно включает 11 элементов, важнейшими из которых являются:

  1. право владения, т.е. исключительного физического контроля над вещью;
  2. право пользования, т.е. личного использования вещи; право управления, т.е. решения, как и кем вещь может быть использована;
  3. право на доход, т.е. на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею;
  4. право на «капитальную стоимость» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи.

К элементам, включенным Оноре в полное определение прав собственности, относятся также: право на безопасность, т.е. иммунитет от экспроприации; право на переход вещи по наследству или по завещанию; бессрочность; запрещение вредного использования, т.е. обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом; ответственность в виде взыскания, т.е. возможность отобрания вещи в уплату долга; ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи или в случае утраты ею силы по любой иной причине. Совокупность всех элементов предполагает определение прав собственности как исключительных.В перечне Оноре базовыми являются первые пять элементов, и один из них обязательно должен присутствовать в связке, которая могла бы составить право собственности. Еще раз подчеркнем, что важнейшими являются права, определяющие, какие варианты использования актива законны. Сюда входят как право трансформировать и уничтожать актив, так и право получать доход от его использования и заключать с другими индивидами контракты об условиях . получения дохода, а также на определенное время передавать право собственности на актив другой стороне, т.е. право отчуждать его.Как отмечалось, права собственности — это вид социальных правил. И потому важным элементом защиты прав собственности является содержание не только органов правопорядка, но и сферы образования в той мере, в какой она обеспечивает информирование людей о существующих правовых и социальных условиях обмена. Иными словами, важен процесс социализации, обусловливающий соответствующее исполнение обязательств, что значительно снижает издержки по их защите. Ключевым моментом здесь является идеология, рассматриваемая как средство экономии на издержках обеспечения правил игры которая ведет к непосредственному сокращению

9.Характеристика  процессов  ограничения,  расщепления и  размывания прав  собственности.

Ограниченность прав собственности связана с таким элементом, включенным в «список» Оноре, как запрещение вредного использования, т.е. отсутствие права наносить материальный ущерб ресурсам, принадлежащим другим людям. Иными словами, свобода действий  собственника ограничивается требованием безущербности для других. Что следует считать причинением вреда другим, определяется социально-правовыми нормами. Таким образом, понятие «безущербности» — зыбкое. В связи с этим обратим внимание на то, что в рамках современной рыночной системы, защищая права собственности, государство не обязуется защищать их рыночную стоимость.Прежде чем рассмотреть проблемы ограничения прав собственности, имеет смысл выделить два подхода к определению и исследованию прав собственности, которые известны как англосаксонская и континентальная.В континентальной Европе господствующей стала идея «абсолютного» права частной собственности. Суть ее в том, что права собственности священны и неприкосновенны, неограниченны и неделимы, что предполагало концентрацию всех прав собственности ,в руках одного владельца. Следствием развития континентальной традиции были: рассмотрение собственности как вещи, а также формальная неделимость имущественных прав. Англосаксонская же правовая система вобрала в себя многие традиции и институты феодального права. Это означало, что в качестве объектов собственности рассматривались и обязательства бестелесного характера, а также допускалось раздробление права собственности на какой-либо объект, на частичные полномочия отдельных лиц. В рамках данного подхода права собственности рассматриваются как совокупность частичных полномочий.Еще одна особенность англосаксонской системы права, заключается в том, что решения в судах принимаются, прежде всего, на основе прецедентов — ранее принятых другими судьями решений по аналогичным или близким проблемам. При этом в спорных ситуациях судьи обладают высокой степенью свободы в поиске наиболее подходящего для данного случая образца.Нормы же континентального права, действующие в других странах (в частности, в России), предполагают, что основу права составляют принятые национальными парламентами кодексы законов, и задачей судей является лишь конкретизация предписанной нормы, а не поиск прецедента и тем более не нормотворчество. Это различие важно учесть при рассмотрении экономической теории права, в частности взглядов Р. Познера.Как следствие, трактовки эволюции капиталистической собственности в XIX—XX вв. в рамках континентальной и англосаксонской правовой традиции различны. В рамках первой она будет представать как прогрессирующее урезание, сжатие когда-то единого и неделимого права частной собственности, а в рамках второй — как естественный и непрерывно идущий процесс перегруппировки правомочий самими собственниками.Первый процесс выступает как ограничение прав, второй — как расщепление прав. Они внешне похожи, но имеют очень существенные отличия. Что касается расщепления прав, т.е. разделения отдельных правомочий между собственниками, то оно происходит в форме двустороннего добровольного обмена, по инициативе самих собственников. Иными словами, процесс расщепления выражается просто в передаче правомочия другому лицу.Ограничения же прав собственности налагаются, как правило, государством в принудительном порядке. Они имеют место, когда государство, помимо воли участников сделки, устанавливает цены, по которым полномочия могут передаваться или ликвидироваться (к примеру, установление минимальной заработной платы). Государство также может запретить обмен правомочиями даже при обоюдном желании участников сделки (право продать себя в рабство). К этому следует добавить, что, если в состоянии неопределенности мы не знаем, какую ценность представляет собой право для каждой из сторон, и трансакционные издержки могут блокировать экономическую деятельность, государство берет на себя установление цены, по которой разрешается присваивать полномочия. И, кроме того, правомочие на определенный способ использования ресурса может не только присваиваться государством, но вообще изыматься из оборота.Об ограничении прав собственности говорят, когда государство устанавливает некоторые пределы исключительным правам. Еще раз напомним, что права собственности являются исключительными при отсутствии ограничений прав индивида использовать активы, извлекать из них доход и обменивать активы. Исключительность права означает, что оно будет стеснено только теми ограничениями, которые носят законный характер. Исключительность прав собственности, среди прочего, предполагает, что:

   • только на собственника падают отрицательные и положительные последствия осуществляемой им экономической деятельности. И это является важнейшим экономическим стимулом, обеспечивающим эффективность принимаемых решений;

   • в процессе обмена они будут переданы индивиду (экономическому агенту), который предложит наивысшую цену. Таким образом, обеспечивается эффективное распределение ресурсов — от менее производительных употреблений к более производительным. В экономической теории прав собственности уделяется большое внимание как процессу дифференциации (расщепления), так и процессу ограничения прав. Но оцениваются они неодинаково: первый — безусловно положительно, второй — как источник многочисленных отрицательных явлений.Кроме ограничения и расщепления прав собственности в неоинституциональной теории имеет место и такое понятие, как «размывание» прав собственности. Размывание происходит в том случае, когда права собственности неточно установлены или плохо защищены, т.е. недостаточно специфицированы.Специфицировать права собственности на ресурс означает исключить других из свободного доступа к нему. Иными словами — ответить на три вопроса: кто, что и каким образом (т.е. определить не только субъект собственности и ее объект, но и способ наделения ею). В случае отсутствия спецификации, т.е. в ситуации, где права собственности оставались бы полностью неопределенными, всякая деятельность, направленная не на удовлетворение сиюминутных потребностей, была бы невозможна.И потому более точное определение прав собственности является важнейшим условием эффективного функционирования рыночной экономики. Неполнота спецификации в. рыночной системе хозяйствования приводит к неэффективному распределению и использованию ресурса, порождая, среди прочего, так называемые внешние эффекты, так подробно исследованные А. Пигу. Который заострил внимание на том, что производство и обмен часто наделяют индивидов выгодами и налагают на них издержки, не вовлекая их самих в процесс добровольного обмена.В таких ситуациях возникают расхождения между частными и социальными издержками (где социальные издержки равны сумме мастных и общественных издержек) или между частными и социальными выгодами (где социальные выгоды равны сумме частных и общественных выгод). Поскольку экономический агент основывает  свои решения на сопоставлении частных выгод с частными издержками, это приводит либо к перепроизводству благ с отрицательнымивнешними эффектами, либо к недопроизводству благ с положительными внешними эффектами.В подобных случаях распределение ресурсов оказывается неэффективным с точки зрения всего общества, поскольку масштаб деятельности может оказаться слишком велик или слишком мал для достижения социального оптимума. Случаи расхождения между частным и социальным соотношениями издержки/выгоды характеризовались А. Пигу как «провалы рынка». И, по его мнению, государству следовало приближать частное соотношение издержки/выгоды к социальному как путем налогообложения всех видов деятельности, связанных с отрицательными внешними эффектами, так и путем предоставления субсидий видам деятельности, связанной с положительными внешними эффектами.Т.о, именно недостаточная спецификация прав собственности, неясность вопроса о том, в чьей собственности находится ресурс, а именно, кто и каким пучком прав обладает, являются аргументом в защиту необходимости государственного вмешательства, выходящего за пределы функций, очерченной для него классической политической экономией.В классической, как и в неоклассической теории неявно присутствует допущение о том, что все права, имеющие ценность, находятся в  частной собственности. И именно эта посылка лежит в моделях общего экономического равновесия как Вальраса, так и Парето, предполагающих, что цены отражают все выгоды и издержки, вызванные действиями отдельного экономического субъекта. В данных моделях все ресурсы находятся в частной собственности и могут использоваться кем и как угодно после продажи их на рынке факторов производства. Упущенная выгода падает при этом на продавца, но цена, уплаченная покупателем, отражает и компенсирует данную потерю.В рамках данных предпосылок не возникает необходимости в ограничении исключительных прав собственности со стороны государства, поскольку в этих условиях ресурсы будут использоваться наилучшим образом, обеспечивая максимальный рост богатства и благосостояния, в соответствии с оптимумом по Парето.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"