Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы, а также проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.
Основополагающими задачами при выполнении данной работы является:
- раскрыть понятие и дать подробную характеристику внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить действующее законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, а также привести примеры управления внешнеэкономической деятельности в других странах;
- рассмотреть и проанализировать порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, как можно шире раскрыть методы тарифного и нетарифного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................с.3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...............с.7
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности…...........................................с.7
1.2 Правовые основы внешнеэкономической деятельности..............................с.21
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………........................................................................с.42
2.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..................с.42
2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..............с.68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................с.86
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..........................................................................с.97
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОЛМ1 Microsoft Office Word.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

1. Нормы, определяющие содержание и режим внешнеэкономической деятельности и ее отдельных видов (например, ст.5 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);

2. Нормы, регламентирующие вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и ее отдельных разновидностей (например, ст.4 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности закрепляет принципы государственного регулирования этой деятельности);

3. Нормы, определяющие правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь. Правовой режим – это основной показатель отношения конкретного государства к возможности допущения иностранных инвестиций в свою экономику, в связи с чем в таких нормах, закрепленных в наибольшей мере в Инвестиционном кодексе находят отраженные вопросы, касающиеся: порядка и сферы помещения иностранного капитала; порядка налогообложения; условий перевода за пределы страны-реципиента прибыли (дохода) и иного капитала; гарантий и льгот, предоставляемых иностранным инвесторам; ограничений, связанных с капиталовложениями в ряд отраслей экономики; порядка разрешения инвестиционных споров.

4. Нормы, устанавливающие порядок совершения внешнеэкономических сделок. Именно в этой категории норм находят свое отражение конкретные способы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- валютные  правила совершения внешнеэкономических  сделок;

- налоговые  правила совершения внешнеэкономических  сделок;

- таможенные  правила совершения внешнеэкономических  сделок.

5. Нормы,  устанавливающие порядок разрешения  внешнеэкономических споров, содержащиеся, в частности, в Хозяйственном  процессуальном кодексе Республики  Беларусь [30, С.36-37].

Таким образом, содержащиеся во внешнеэкономическом  законодательстве нормы права могут  относится ко всем без исключения правовым отраслям. Вместе с тем единство внешнеэкономической политики государства настоятельно требует комплексного правового регулирования, построенного на единых принципах, с единством терминологии, внутренней непротиворечивостью и удобной системой поиска правовой информации [52, С.50].      

 

 

                                                  

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

 

Внешнеэкономическая политика является одной из существенных и необходимых функций государства, которая реализуется через государственное  регулирование торговли с другими  странами путем создания соответствующей  правовой базы, механизмов ее реализации и применения.

В зависимости  от целей и задач, преследуемых государством в торговле с третьими странами, определяется глубина и жесткость  регулирования таких торговых отношений. При этом любое государство ставит перед собой задачи защиты внутреннего  рынка, создания благоприятных условий  отечественными товаропроизводителям и обеспечения интересов своих  экспортеров в других странах.

За счет успехов на международном рынке  товаров государство стремится  добиться внутренней политической и  социальной стабильности, экономического роста. Для этих целей, с одной  стороны, всесторонне используются процессы либерализации, правовой регламентации, унификации нормативной правовой и  договорной базы, правоприменительной  практики, а с другой – развиваются  и совершенствуются формы и методы государственного протекционизма и  ограничительной практики. В результате этого создается система связей внутриэкономического развития с экономическими процессами, происходящими за пределами государства, уравновешивается их влияние на национальную экономику. Система таких связей представляет собой торгово-политический и торгово-экономический режимы государства – совокупность инструментов государственного регулирования внешнеторгового оборота, закрепленных в форме национального права и механизмов их применения в соответствии с нормами и принципами международного права.

Основные  принципы международного права зафиксированы  в Уставе Организации Объединенных Наций и являются обязательствами  высшего порядка, которые не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой. К международному регулированию экономических отношений, в том числе и к внешней торговле, прежде всего применимы принципы равноправия, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой, сотрудничества и др.

В то же время в международных экономических  отношениях выработаны и применяются  специальные принципы. Действие данных принципов направлено на формирование торгово-политических и торгово-экономических  режимов. Наиболее широкое применение получили следующие специальные  отраслевые принципы: принцип наиболее благоприятствуемой нации, принцип  национального режима, принцип взаимной выгоды, принцип преференциального  режима, принцип свободы транзита, принцип гласности внешнеторгового  законодательства.

- Принцип наибольшего благоприятствования реализуется в виде предоставления государствами друг другу на основе двусторонних и многосторонних соглашений режима наибольшего благоприятствования, был выдвинут в качестве одного из основных принципов международной торговли. Под режимом наибольшего благоприятствования понимается не менее благоприятный торгово-политический режим, предоставляемый государствами друг другу в области торговли, мореплавания, таможенных пошлин и т.д., чем тот, который предоставлен или будет предоставлен каждой из Договаривающихся Сторон третьей стране. Это означает, что каждый из Договаривающейся Сторон немедленно, на основе взаимности, безусловно и безвозмездно предоставляется право пользоваться всеми преимуществами, которые Договаривающееся Государства предоставляют любым третьим государствам по согласованному кругу отношений.   

Соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, в тех или иных вопросах занимают значительное место в системе  международного регулирования экономических  отношений. Взаимное предоставление такого режима предусматривается большинством торговых соглашений. Республика Беларусь, в частности, применяет режим  наибольшего благоприятствования со 129 странами.

- принцип национального режима подразумевает предоставление государством иностранным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам торгово-политического режима, аналогичного тому, которым пользуются отечественные юридические и физические лица, товары и услуги и т.п.

- принцип свободы транзита является конвенционной нормой международного права, которая так же, как и применение принципа национального режима, не получила универсального характера.

Правовое  содержание принципа свободы транзита выражается в следующих основных положениях:

  1. свобода транзита должна быть обеспечена по путям, наиболее подходящим для международного транзита;
  2. не должно делаться никакого различия в зависимости от флага судов, места происхождения, оправления, захода, выхода или назначения, или каких-либо обстоятельств, относящихся к собственности на товары, суда или другие транспортные средства;
  3. транзитные перевозки не должны подвергаться каким-либо ненужным задержкам или ограничениям, должны быть освобождены от таможенных пошлин и от всех транзитных и других сборов, установленных в отношении транзита и др.

- принцип гласности внешнеторгового  законодательства является важной нормой, исполнение которой позволяет планировать внешнеторговые операции с учетом всевозможных препятствий, которые могут появиться в будущем в связи с изменением внешнеторгового законодательства.

Понятие внешнеторгового законодательства включает в себя: законы, правила, судебные решения и административные распоряжения относительно классификации и оценки товаров для таможенных целей, ставок пошлин, налогов и других сборов, требований по ограничению и запрещению импорта и экспорта и др.

- принцип преференциального режима. В 1964 г. на первой Конференции ООН по торговле и развитию была выдвинута концепция создания Общей системы преференций (ОСП) в целях содействия экономическому развитию и индустриализации стран. В 1968 г. ОСП была официально одобрена и стала самостоятельным инструментом торговой политики развитых стран. Суть ОСП состоит в предоставлении развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран. Основной формой преференций являются тарифные льготы, фиксируемые в виде пониженных ставок импортных пошлин.

Особенность правового регулирования ОСП  состоит в том, что на современном  этапе не существует единого договора, который бы унифицировал основные условия  его применения. Это не позволяет  однозначно сказать, на каких условиях должен предоставляться преференциальный режим. Он регламентируется национальным законодательством стран, применяющих  на практике ОСП. При этом развитые государства автономно определяют правовые рамки применения национальных преференциальных схем, в том числе круг пользователей, товарную номенклатуру, размеры ставок преференциальных таможенных пошлин, особый режим для наименее развитых стран, защитные меры и ограничения правила определения страны происхождения товаров.. Фактически это означает, что общность системы преференций до сих пор не реализована в полном объеме.

Указанные международные правовые принципы регулирования  внешнеэкономической деятельности являются основой создания национальной законодательной базы системы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности практически всех государств мира.

Тарифное  регулирование в различных государствах базируется на единых принципах и  нормах, что значительно облегчает  процесс международных торговых отношений. Это стало результатом  деятельности международных организаций: Всемирной таможенной организации, Всемирной торговой организации, Европейской экономической комиссии ООН, Конференции ООН по торговле и развитию – а также ряда международных соглашений.

В качестве законодательной базы тарифного  регулирования в большинстве  стран существуют таможенные кодексы  и законы о таможенном тарифе, а  в ряде государств, например в Российской Федерации и Республики Беларусь, - налоговые кодексы.

Под тарифными мерами регулирования  внешнеэкономической деятельности понимается совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности.

В основе мер тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности лежит таможенный тариф как инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимодействии с мировым рынком [31, С.4-9].

Классическими функциями таможенного тарифа являются протекционизм (защита отечественных товаров от иностранной конкуренции) и фиск (пополнение госбюджета). С помощью тарифов можно также воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, на развитие отдельных регионов страны, особенно если речь идет о создании в них зон свободного предпринимательства. Кроме того, функции тарифного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его.

Таким образом, таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический  характер, предпочтение которому отдается прежде всего в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики, исключающей названные условия, таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера [38, С.305].

Правовой  основой таможенно-тарифного регулирования в Республике Беларусь являются Таможенный кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 г.№204-З, Закон Республики Беларусь от 03.02.1993 г. №2151-XII «О таможенном тарифе», Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 №347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 №346-З «О защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», а также декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов исполнительной власти [31, С.28].

В соответствии со ст.2 Закона от 03.02.1993г. №2151-XII «О таможенном тарифе», таможенный тариф Республики Беларусь - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь[12].

Под таможенной границей понимается граница таможенной территории, на которой государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела [31, С.9]. В Республике Беларусь в соответствии нормами Таможенного кодекса Республики Беларусь, таможенная граница совпадает с государственной границей Республики Беларусь (п.2, ст.3) [7].

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь