Правовое регулирование рекламной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:54, реферат

Краткое описание

Основным законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). До введения в действие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены в различных законодательных и подзаконных актах которые зачастую противоречили друг другу. Фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, – все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта. Действующий Закон о рекламе ставит перед собой цели защитить субъектов от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвратить появление ненадлежащей рекламы или предотвратить негативные последствия, которые могут быть ею вызваны

Вложенные файлы: 1 файл

доеклад.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

1. Правовое регулирование  рекламной деятельности  Основным  законодательным актом, который  регулирует отношения, возникающие  в процессе производства, размещения  и распространения рекламы, является  Федеральный закон от 18 июля 1995 г.  №108-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). До введения в действие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены в различных законодательных и подзаконных актах которые зачастую противоречили друг другу. Фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, – все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта.  Действующий Закон о рекламе ставит перед собой цели защитить субъектов от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвратить появление ненадлежащей рекламы или предотвратить негативные последствия, которые могут быть ею вызваны.  Данный акт является комплексным, поскольку регулирует совокупность отношений, связанных с рекламной деятельностью. Так, Закон о рекламе определяет само понятие рекламы; понятие, права и обязанности субъектов рекламных отношений; требования, предъявляемые к рекламе, и ряд других вопросов.  Комплексность Закона о рекламе проявляется и в том, что он регулирует отношения, возникающие на товарном и финансовом рынках, а также при оказании таких специфических услуг, как банковские, страховые и т. п.  Действие рассматриваемого Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу.  В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, законодательство РФ о рекламе состоит из данного Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рек ламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом.  Помимо Закона о рекламе, правила производства, размещения, распространения рекламы отдельных видов товаров и услуг закреп лены в соответствующих специальных законодательных актах. В качестве примера приведем Федеральные законы «О лекарственных средствах», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О рынке ценных бумаг» и др. Среди подзаконных актов нужно отметить Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. З 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». Данный акт содержит требования к рекламе финансовых организаций, привлекающих средства граждан и юридических лиц (банков, страховых и инвестиционных организаций).  Определенную роль в регулировании рекламных отношений играют акты федеральных органов исполнительной власти. В качестве примера назовем Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. З 26Ц которым установлены требования к наружной рекламе, размещаемой на объектах федерального железнодорожного транспорта.  Следует отметить, что содержащееся в ст. З Закона о рекламе положение о федеральном уровне регулирования отношений в сфере рек ламы рассматривалось в Конституционном Суде РФ. Поводом к рассмотрению дела явились запросы Законодательного Собрания Омской области и Московской городской думы. В своих запросах стороны исходили из того, что законодательство о рекламе не упомянуто ни в ст. 71 Конституции РФ (предметы ведения РФ), ни в ст. 72 (предметы совместного ведения РФ и ее субъектов) и, следовательно, рекламная деятельность может регулироваться нормативными актами субъектов РФ, а это не предусмотрено ст. 3 Закона о рекламе. В Постановлении от 4 марта 1997 г. 4-П Конституционный Суд РФ указал, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т. е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4—6). В силу положений ст. 130, 132 и 133 Конституции РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.  Следует отметить, что нормативными правовыми актами субъектов РФ в основном регулируются вопросы наружной рекламы и рек ламы на транспортных средствах. Приведем некоторые из этих актов:  — Постановление Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП «О перспективах развития и правилах размещения средств наружной рекламы, информации и оформления города», которым утверждены Правила размещения средств наружной рекламы и информации в Москве;  — Постановление Правительства Москвы от 21 мая 2002 г. № 378-ПП «О проведении конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене» которым утверждено Положение о порядке подготовки конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене.  Международной торговой палатой в 1937 г. был принят Международный кодекс рекламной практики. Он пересматривался в 1949, 1955, 1966 и 1973 гг. Последняя редакция принята 2 декабря 1986 г. 47-й сессией Исполнительного совета Международной торговой палаты. В соответствии с положениями, указанными во введении Кодекса, он является в первую очередь средством самодисциплины, однако он также предназначен для использования судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего законодательства.

(Ст. 2 Федерального закона  «О рекламе»)  Исходя из данного легального определения, реклама может распространяться в устной или письменной форме, с помощью рисунков, графиков и т.п. В качестве средств распространения рекламной информации применяются средства массового распространения, транспортные средства, средства стационарного территориального размещения (стенды, световые табло) и др. Целями распространения рекламы являются формирование и поддержание интереса к ней, что ведет к возникновению повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям и способствует их реализации.

 Классификация видов  рекламы может быть проведена  по раз личным основаниям:

1) в зависимости от  вида рекламируемого товара выделяют  рек ламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий,  лекарственных средств и предметов  медицинского назначения, наркотических средств и психотропных веществ, пестицидов и агрохимикатов, иных видов товаров;

2) в зависимости от  вида рекламируемых услуг выделяют  рекламу страховых и инвестиционных  услуг, услуг банков, организаций,  участников рынка ценных бумаг и других субъектов, оказывающих финансовые услуги;

 З) в зависимости  от способа распространения рекламы  можно говорить о рекламе в  радио- и телепрограммах, периодических  печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании,  на транспортных средствах, почтовых отправлениях. К данной группе можно отнести и наружную рекламу, распространяемую в городских и сельских по селениях, на других территориях с помощью плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств;

4) в зависимости от  целей, на достижение которых направлена реклама, выделяют:

 — политическую  рекламу — информацию, распространяемую  участниками избирательного процесса  о кандидатах на должность  Президента РФ, в депутаты и  т.п. с целью формирования общественного  мнения и достижения желаемого результата голосования;

 — социальную  рекламу — рекламу общественных  и государственных интересов  в благотворительных целях; 

 — коммерческую  рекламу, цели распространения  которой указаны в понятии  рекламы, приведенном в Законе  о рекламе; 

5) в зависимости от субъектов, к которым обращена рекламная информация, особо можно говорить о рекламе, адресованной несовершеннолетним.

 Приведенная  классификация имеет теоретическое  и практическое значение. В законодательстве  о рекламе содержатся специальные  требования, предъявляемые к рекламе различных видов, и нор мы, направленные на защиту интересов субъектов (например, несовершеннолетних).

З. Понятие и  виды субъектов рекламных отношений 

 В первую  очередь к субъектам рекламных  отношений необходимо отнести  непосредственных участников рекламной деятельности.

 По осуществляемым  функциям выделяют следующих  субъектов рекламной деятельности: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель. 

 Рекламодатель  – лицо, юридическое или физическое, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.

 Рекламопроизводитель  – лицо, юридическое или физическое, осуществляющее полное или частичное  приведение рекламной информации  к готовой для распространения  форме.

 Рекламораспространитель  – лицо, осуществляющее размещение  и (или) распространение рекламной  информации путем пре доставления  и (или) использования имущества,  в том числе технических средств  радиовещания, телевизионного вещания,  а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами.

(Ст. 2 Федерального  закона «О рекламе»)

 Отношения,  возникающие между субъектами  при производстве, размещении и  распространении рекламы, регулируются  Законом о рекламе (в частности,  гл. З содержит права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей) и договором. Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. Впрочем, целесообразность такого совпадения в условиях жесткой конкуренции рекламного бизнеса представляется весьма сомнительной.

 Среди обозначенных  в Законе о рекламе прав  и обязанностей участников рекламного  процесса назовем следующие. 

 Рекламодатель,  рекламопроизводитель и рекламораспространитель  обязаны хранить материалы или  их копии, содержащие рекламу, в течение одного года со дня последнего распространения рекламы. Данные субъекты обязаны предоставлять органам исполнительной власти, на которые возложен контроль за соблюдением законодательства о рекламе, информацию, необходимую для осуществления предусмотренных Законом о рекламе полномочий.

 Рекламопроизводитель  и рекламораспространитель вправе  требовать, а рекламодатель в  этом случае обязан предоставить  доку ментальные подтверждения  достоверности рекламной информации; лицензию или ее копию, если деятельность рекламодателя подле жит лицензированию.

 Рекламопроизводитель  обязан своевременно информировать  рекламодателя о том, что соблюдение  требований последнего может  привести к нарушению законодательства  РФ о рекламе. Если рекламодатель не изменит свое требование к рекламе, рекламопроизводитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное.

 В роли  рекламодателей, рекламопроизводителей  и рекламораспространителей могут  выступать юридические лица и физические лица — индивидуальные предприниматели, поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие указанного Закона о рекламе не распространяется. Субъектами, производящими, размещающими или распространяющими рекламу на территории Российской Феде рации, могут быть и иностранные юридические лица; иностранные граждане, лица без гражданства, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

 Особым образом Закон о рекламе регулирует вопросы спонсорства и связанное с этим правовое положение субъектов. В соответствии со ст. 19 Закона о рекламе, под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

 Спонсорский  вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. При этом установлено, что спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.

 Закон о  рекламе называет еще одного  субъекта данной сферы отношений, роль которого чаще всего является пассивной. Речь идет о потребителях рекламы, т. е. о юридических или физических лицах, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них. Пассивное поведение данных субъектов может превратиться в активное при нарушении их прав распространением ненадлежащей рекламы. Лица, права и интересы которых нарушены в таких случаях, могут обратиться с соответствующими исковыми требованиями в суд.

 В качестве  субъектов рассматриваемых рекламных  отношений выступают создаваемые  в субъектах РФ государственные  унитарные предприятия, наделяемые  специальными полномочиями в  рассматриваемой сфере. Так, в  Москве действуют государственные унитарные предприятия «Городская реклама и информация» и «Реклама и информация на транспорте». Данные предприятия выполняют посреднические и управленческие функции в рассматриваемой сфере. Так, ГУП «Реклама и информация на транспорте»:

 — участвует в проведении инвентаризации, ведении реестра средств рекламы на транспорте;

 — участвует в разработке  правил размещения рекламы на  транс порте, тарифов за использование  рекламного пространства и размещение  средств рекламы; 

 — содействует в  оформлении разрешительной документации на размещение средств рекламы и информации на транспорте, а также в оформлении всех необходимых согласований с городскими службами;

 — выступает участником  трехстороннего договора (наряду  с рекламодателем и Комитетом  рекламы, информации и оформления города Москвы), оказывающим от имени транспортного предприятия – балансодержателя транспортного средства услугу по распространению рекламы и информации в течение срока действия договора и услугу по производству, размещению и демонтажу по окончании срока проката рекламы на транспортном средстве городского пассажирского наземного транспорта.

 Участниками рекламных  отношений являются также специально  создаваемые государственные органы  и государственные органы, наделенные  функциями регулирования и контроля за осуществлением рекламной деятельности.

4. Требования, предъявляемые  к рекламе 

 Все требования к  рекламе могут быть разделены  на общие и специальные. Общие  требования предъявляются к рекламе  всех видов. Специальные относятся  к рекламе:

 — распространяемой  с помощью специальных средств  – радио- и телевещания, в  периодических печатных изданиях, в кино- и видео обслуживании, на транспортных средствах и  почтовых отправлениях;

 — распространяемой  в городских, сельских поселениях  и на других территориях, т. е. наружной рекламе;

 — отдельных видов  товаров – алкогольных напитков, табака и табачных изделий;  лекарственных средств, изделий  медицинского на значения, медицинской  техники; оружия;

 — отдельных видов  услуг – финансовых, страховых,  инвестиционных и др.;


Информация о работе Правовое регулирование рекламной деятельности