Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы, а также проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.
Основополагающими задачами при выполнении данной работы является:
- раскрыть понятие и дать подробную характеристику внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить действующее законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, а также привести примеры управления внешнеэкономической деятельности в других странах;
- рассмотреть и проанализировать порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, как можно шире раскрыть методы тарифного и нетарифного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................с.3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...............с.7
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности…...........................................с.7
1.2 Правовые основы внешнеэкономической деятельности..............................с.21
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………........................................................................с.42
2.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..................с.42
2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..............с.68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................с.86
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..........................................................................с.97
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОЛМ1 Microsoft Office Word.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени П.М. МАШЕРОВА»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И  ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

 

 

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО

 

        

         «Допустить  к защите»

  заведующий кафедрой

                      ____________________

                      ____________________

                                                                                                «___» _________2011 г.

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

 

ТЕМА: Правовое регулирование  внешнеэкономической деятельности в        Республике Беларусь.

 

СТУДЕНТКА:  Болтик Татьяна Владимировна

         IV курс, группа 33-ЮР, ОЗО

 

РУКОВОДИТЕЛЬ: преподаватель кафедры гражданского права 

                                   и гражданского процесса 

                          Шавров Артём Леонидович

                                                          

                

Дата  защиты

 «___»  _______ 2011 г.

 

 с оценкой

___________________

 

 

 

 

г. Витебск, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................с.3

ГЛАВА 1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...............с.7

1.1 Понятие внешнеэкономической  деятельности…...........................................с.7

1.2 Правовые основы внешнеэкономической  деятельности..............................с.21

ГЛАВА 2.  ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………........................................................................с.42

2.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической  деятельности..................с.42

2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..............с.68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................с.86

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..........................................................................с.97

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

На всех исторических этапах развития государства внешнеэкономическая деятельность оказала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий. Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономическая деятельность воздействуют на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

Развитие  внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных  условиях, когда происходит процесс  интеграции экономики республики в  мировое хозяйство. Беларусь проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми  зарубежными странами, которые проявляют  к этому готовность. Развитие внешнеэкономической  деятельности очень важно как  всей республикой, так и каждым предприятием в отдельности.

Кризисные явления, наблюдавшиеся в экономике  Республики Беларусь в первой половине 90-х гг. XX в. привели к трудностям материальных и интеллектуальных возможностей участия в международном торгово-экономическом, производственно-техническом и иных формах сотрудничества.

Прежде  всего, это развитая промышленность, на долю которой приходится более 65% валового национального продукта. В  структуре промышленного производства доминируют машиностроение, приборостроение, химия, нефтехимия – отрасли, в значительной степени определяющие возможности  внешнеэкономического потенциала страны. Находясь в составе СССР, Беларусь выделалась объемами поставок продукции  в другие республики. Кардинальное изменение ее геополитического положения, вызванного распадом СССР, превращение  Республики Беларусь в суверенный субъект  системы мирохозяйственных связей выделили внешнеэкономический фактор страны в один из решающих.

В настоящее  время Республика Беларусь осуществляет внешнеторговые операции более чем  со 150 странами мира. Основными торговыми  партнерами являлись: Россия, Германия, Великобритания, Нидерланды, Украина, Польша и др.

Значение  внешнеэкономической сферы для  стабильного функционирования белорусской  экономики более значимо, чем  в других странах. Это объясняется  тем, что национальная экономика, с  одной стороны, импортозависима, с другой – экспортоориентирована.

На современном  этапе развития внешнеэкономические  связи являются неотъемлемой частью деятельности отраслей народного хозяйства, предприятий и организаций. Они  становятся средством научно-технического, экономического и, в конечном счете, социального прогресса общества. В настоящее время подавляющее  большинство предприятий, организаций, научных учреждений, предпринимателей, занимающихся хозяйственной деятельностью, стали участниками международного бизнеса и сегодня невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия, без участия  его во внешнеэкономической деятельности [с.8-10,  соркин283].

К основным направлениям деятельности Республики Беларусь на международной арене  относится: достижение адаптивности национальной экономики к изменениям мирового хозяйства, расширение внешнеэкономических  связей, создание благоприятных условий  для конкурентоспособного участия  белорусских товаров, работ, услуг  в международном товарообороте, благоприятного инвестиционного и  кредитного климата, формирование оптимальной  структуры внешней торговли; а  также другие аспекты, закрепленные пунктами 27,28 Закона Республики Беларусь от 14.11.2005 г. №60-З «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь» [8].

Поэтому, на мой взгляд, тема моей дипломной  работы «Правовое регулирование  внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь», является актуальной, так как внешнеэкономическая деятельность на сегодняшний момент обретает ключевое значение для Республики Беларусь. Ведь ее успешная реализация означает постоянный приток финансовых ресурсов и отсутствие возможности платежного кризиса в стране, а также перед государством, поставлены задачи одна из которых является создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства.

В дипломной  работе будет отражена характеристика действующего законодательства Республики Беларусь в сфере внешнеэкономической  деятельности: Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 №347-3 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 г. №421-З «О международных договорах Республики Беларусь»; Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 №346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами»; Закон Республики Беларусь от 06.01.1998 № 130-З «Об экспортном контроле»; Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 №226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»; Закон Республики Беларусь от 03.02.1993 №2151-XII «О таможенном тарифе»; Закон Республики Беларусь от 14.11.2005 № 60-3«Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь»; Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 №178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» и др.

Структура моей дипломной работы состоит из двух глав. В первой главе будет уделено внимание таким вопросам, как понятие внешнеэкономической деятельности и правовые основы внешнеэкономической деятельности. В данных вопросах будет отражена история развития внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь; различные мнения авторов юридической литературы к понятию внешнеэкономической деятельности; субъекты внешнеэкономической деятельности, основные направления внешнеэкономической деятельности; будут рассмотрены правовые основы внешнеэкономической деятельности, такие как международные договоры, национальное законодательство, международные обычаи и др. Во второй главе дипломной работы будут отражены вопросы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, виды тарифного регулирования и меры нетарифного регулирования, а также характеристика действующего законодательства.

Цель  дипломной работы: раскрыть понятие  внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы, а также  проанализировать методы тарифного  и нетарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.

Основополагающими задачами при выполнении данной работы является:   

- раскрыть понятие и  дать подробную характеристику  внешнеэкономической деятельности  в Республике Беларусь;

- изучить действующее законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, а также привести примеры управления внешнеэкономической деятельности в других странах;

  -  рассмотреть и проанализировать  порядок государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности  в Республике Беларусь, как можно  шире раскрыть методы тарифного  и нетарифного регулирования.

Предметом исследования при написании дипломной  работы выступает:

  1. Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь;
  2. Правовые основы внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь;
  3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь – тарифное и нетарифное регулирование.

В качестве основных источников информационного  обеспечения были использованы нормативные  и законодательные акты Республики Беларусь, а также международные  договоры, ратифицированные Республикой  Беларусь в отношении правового  регулирования внешнеэкономической деятельности.

ГЛАВА 1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Понятие внешнеэкономической деятельности

 

Понятие внешнеэкономической деятельности появилось в конце 80-х годов и связано с переходом на новую систему управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ [26, С.9].

Становление и развитие мирового хозяйства  явилось следствием использования  и размещения национальных производительных сил за пределами границ отдельных  государств. Неравномерность распределения  природных ресурсов, населения, различия в научно-техническом потенциале, уровне образования и квалификации рабочей силы, специализации производства в различных странах вызывают необходимость и создают предпосылки  для эффективного международного разделения труда, объединения производительных сил, принадлежащих отдельным странам.

В силу ряда причин бывший СССР и отдельные  республики в его составе оставались долгие годы вне мирового экономического хозяйства. И хотя после второй мировой  войны СССР участвовал в переговорах  о создании международного валютного  фонда, однако, отказался ратифицировать соглашение о его основании, так  как не мог пойти на выполнение некоторых требований американской стороны. Начиная с 60-х годов прошлого столетия, СССР стремился ликвидировать  внешнеэкономическую изоляцию, тем  не менее, принципы, на которых основывалось управление внешнеэкономическим комплексом страны, оставались неизменными вплоть до середины 80-х гг. XX в. Характерными чертами внешнеэкономической сферы оставались государственная валютная монополия и монополия внешней торговли, отделявшие внешний рынок от внутреннего. Непосредственные субъекты хозяйствования – предприятия были изолированы от международных рынков, так как внешние связи осуществлялись только специализированными внешнеэкономическими организациями, платежный оборот страны основывался на ценах, практически не связанных с ценами мирового рынка.

Все это потребовало радикального реформирования условий хозяйствования, включая и внешнеэкономическую  сферу, являющуюся неотъемлемой частью экономики страны.

Цель проводимых в странах с  переходной экономикой в 90-х гг. XX в. экономических реформ состояла в создании реальных рыночных условий хозяйствования, охватывающих также и внешнеэкономическую сферу.

Реформирование внешнеэкономической  сферы реализовывалось по следующим  направлениям.

- Децентрализация управления. Право  выхода на мировой рынок получили  предприятия, ставшие основным  звеном внешнеэкономических связей. Центральным государственным органам  отводилась координирующая роль.

- Ликвидация валютной монополии.  Предприятия получили право открывать  валютные счета и самостоятельно  использовать валюту.

- Либерализация всего комплекса  законодательных мер, обеспечивающих  правовое регулирование внешнеэкономической  деятельности (квотирование, лицензирование, таможенное оформление и т.д.).

- Внедрение экономических методов управления (реформа планирования, ценообразования, финансового механизма).

- Оптимизация структуры экспорта  и импорта.

Таким образом, можно сказать, что  суть внешнеэкономических реформ сводилась  к децентрализации внешнеэкономической  сферы и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической  деятельности на уровне предприятий [28, С.5-7]. 

В современных условиях внешнеэкономическая  деятельность является важной составляющей, формирующей структуру и динамику национальной экономики. В настоящее  время ни одно государство в мире не может успешно развиваться  без эффективной системы внешнеэкономических  отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Основу внешнеэкономической деятельности следует рассматривать в двух аспектах: материальном и правовом.

Экономика республики относится к  категории ресурсозависимых: объемы и тенденции развития важнейших отраслей во многом зависят от поставок нефти, газа, электроэнергии, черных и цветных металлов. Данное обстоятельство является одной из причин того, что в последние годы темп увеличения объемов импорта существенно превышает аналогичный показатель по экспорту, причем рост имеет место практически по каждой группе товаров.

В правовом аспекте основу участия  Республики Беларусь в международных  экономических отношениях составляют такие регуляторы внешнеэкономической  деятельности, как нормы международных  соглашений, национальных нормативных  правовых актов Республики Беларусь, судебные прецеденты тех стран, в  которых они являются источником права, обычаи и т.д. Они направлены на регулирование отношений экономического характера, которые исходя из их субъектного  состава, а также метода их регулирования, могут быть представлены двумя уровнями.

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь