Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы, а также проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.
Основополагающими задачами при выполнении данной работы является:
- раскрыть понятие и дать подробную характеристику внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить действующее законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, а также привести примеры управления внешнеэкономической деятельности в других странах;
- рассмотреть и проанализировать порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, как можно шире раскрыть методы тарифного и нетарифного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................с.3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...............с.7
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности…...........................................с.7
1.2 Правовые основы внешнеэкономической деятельности..............................с.21
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………........................................................................с.42
2.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..................с.42
2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..............с.68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................с.86
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..........................................................................с.97
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОЛМ1 Microsoft Office Word.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

Порядок ее определения определен Указом Президента Республики Беларусь от 31.07.2006 N 474 «О порядке определения таможенной стоимости товаров». Он во многом схож с тем, что существует по ввозимым товарам. Такая стоимость также определяется в первую очередь на основе цены заключенной вами сделки. Она же является фактически уплаченной или подлежащей уплате в отношении экспортируемых товаров [33].

Тарифная льгота (тарифная преференция) - понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Республики Беларусь льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ставки таможенной пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

В свою очередь, согласно Налогового кодекса Республики Беларусь налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Из приведенных  норм следует, что понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы, так как тарифная льгота подразумевает  льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе.

Таким образом, можно сделать вывод, что льгота - это предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. При этом льгота является закономерным и неотъемлемым элементом механизма  взимания таможенных платежей.

Исходя  из норм приведенных законодательных  актов, а также Указа Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 N 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» таможенные льготы выражаются в следующих формах:

1) освобождение  от уплаты таможенных платежей;

2) снижение  ставок таможенных платежей;

3) возмещение  сумм уплаченных таможенных платежей;

4) установление  тарифных квот по ввозу (вывозу) товаров;

5) изменение  срока уплаты таможенных платежей  в формах отсрочки и (или)  рассрочки, а также налогового  кредита.

По субъектному  составу таможенные льготы предоставляются:

1) физическим  лицам при перемещении ими  товаров не для коммерческой  деятельности;

2) государствам;

3) дипломатическим  представительствам, консульским учреждениям,  иным официальным представительствам  иностранных государств, международным  организациям, персоналу этих представительств, учреждений и организаций, а  также отдельным категориям иностранных  лиц, пользующимся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами  на таможенной территории в  соответствии с международными  договорами Республики Беларусь  в отношении товаров, предназначенных  для личного пользования.

В качестве пользователей льготами выступают  государства в соответствии с  международными соглашениями. Перечень таких стран - пользователей схемой преференций  Республики Беларусь определен Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2007 N 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин» [36].

Также в  соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от  18.04.2003 г. №14, «Об установлении тарифных преференций», установлено,  что в отношении ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь отдельных товаров, происходящих из развивающихся стран (территорий),  предоставляются тарифные преференции в виде снижения ставок таможенных пошлин на 25 процентов, а в отношении отдельных товаров, происходящих из наименее развитых стран (территорий) - в виде освобождения от обложения таможенными пошлинами [15].

Несмотря  на специфику применения таможенных тарифов в разных странах, они  имеет ряд общих черт, характеризующих  их экономическое значение и применение.

Во-первых, существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного  обложения импорта пошлинами. Чем  более развита экономика, тем  ниже, как правило, ставки тарифов.

Во-вторых, структура таможенного тарифа у  большинства стран построена  по принципу эскалации, т.е. увеличения пошлин по мере повышения степени  обработки товара.

В-третьих, таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок с  различными ставками пошлин, предназначенных  для взимания с одинакового, но поступающего из разных стран товара.

Использование тарифной системы защиты эффективно в следующих случаях:

- при  действительном ограничении импорта  и создании отечественными производителями  условий для развития производства. Производители выигрывают как за счет роста объемов продаж, так и благодаря установлению более низких цен по сравнению с импортным товаром;

- при  проведении тщательного анализа  и избирательной политики установления  высоких и низких тарифов. Так,  в Венесуэла, Колумбия и Эквадор, желающие развивать собственное сборочное производство, договорилось об установлении высоких импортных пошлин на готовые автомобили и одновременно поддерживают низкие пошлины на комплектующие изделия;

- в случае  если страна-импортер обладает  властью монопсонии, т.е. монополии  государства. Поставщики продукции  при таких условиях, как правило,  вынуждены идти на снижение  цен;

- когда  введение таможенных тарифов  является одним из основных  источников доходов государственной  казны. Это характерно для молодых  развивающихся стран;

- если  производство каких-либо отечественных  товаров является предметом национального  престижа;

- при  проведении политики перераспределения  дохода внутри страны и создания  основ экономической и социальной  защиты более бедных слоев  населения;

- с целью  создания производства и запасов  определенной продукции для экономического  благосостояния или обороноспособности  страны в настоящем и будущем  [47, С.177-179].

В настоящее  время Республике Беларусь, не смотря на экономический кризис в мире, удалось достичь определенных успехов  в реализации своей внешнеэкономической  политики. За январь - август 2010 г. по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года белорусский экспорт вырос  на 17,6%, или на 2,3 млрд.дол. США.

Прирост импорта составил 115% (при прогнозе прироста показателя примерно на 119%). Таким  образом, прогнозный параметр пока не превышен. В стоимостном выражении  импорт увеличился на 2,7 млрд.дол. США (87% прироста импорта составляют сырьевые и промежуточные товары низкой степени переработки) [40].

Если  рассматривать итоги работы таможенных органов Республики Беларусь в 2010 году, в доходную часть бюджета перечислено  почти 12,7 трлн руб. (2009 г. – более 12,4 трлн руб.). Доведенные плановые показатели выполнены на 101 %. Существенно изменилась структура таможенных платежей. Так, доля вывозных таможенных пошлин составила лишь 13% от общей суммы доходов (в 2009 г. – 45,4%). Уменьшение связано в первую очередь с отменой вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Значительно увеличилось поступления НДС как в абсолютной сумме, так и в процентном отношении – с 35,3% до 53,5%. Сейчас это наиболее весомая доля доходов бюджета от деятельности таможенных органов.

Задачи  на 2011 г. по увеличению поступления  таможенных платежей: усилить контроль за правомерностью применения пониженной ставки НДС и за предоставлением льгот по уплате таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения; унифицировать индикаторы риска по направлению тарифного регулирования в рамках Таможенного союза [49,С.4].

Необходимо  также иметь в виду, что дальнейшее развитие таможенно-тарифной политики Республики Беларусь формируется на основе интеграционных объединений со странами, входящих в состав Содружества Независимых Государств.

Существенные  трансформации в сфере внешней  торговли обусловлены и созданием  Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Формирование       Таможенного союза практически завершено, хотя в регулирующих его деятельность нормах по-прежнему остаются весьма негативно влияющие на экономику Беларуси изъятия. Вместе с тем по преобладающей части товаров Таможенный союз является выгодным для всех трех его участников. Расширение объемов единого потребительского рынка, которым сопровождается создание Таможенного союза, должно весьма позитивно сказаться на привлечении иностранных инвестиций и создании новых производств на территории нашей страны. Сократилось количество необходимых в торговле документов, произошли перенос таможенного контроля с российско-белорусской границы на внешние границы Таможенного союза (а в перспективе ожидается перенос транспортного контроля), унификация санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм. Все это создает благоприятные условия для движения товаров по единой таможенной территории.

Таможенный  союз является необходимым, но транзитным этапом интеграции трех стран. Беларусь заинтересована в скором переходе к  следующему этапу интеграции - экономическому союзу, или, как его еще называют, единому экономическому пространству (ЕЭП). Именно в рамках ЕЭП все  страны смогут получить максимальные экономические дивиденды от свободного передвижения товаров, услуг и рабочей силы [40].

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

 

Использование тарифных методов для регулирования  внешнеэкономической деятельности не всегда позволяет достичь желаемого  результата в защите экономических  интересов государства. Они не направлены на охрану здоровья и жизни людей, сохранение животного и растительного  мира. Для этих целей используются нетарифные меры регулирования [47, С.185].

Нетарифное регулирование внешнеэкономической  деятельности – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования (ст. 1 Закона о внешнеторговой деятельности). Нетарифное регулирование предусматривает как меры стимулирующего характера, так и меры защитного (ограничительного) характера [45, С.336].

Базовым документом, регулирующим вопросы нетарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности в Республике Беларусь, является Закон от 25.11.2004 №347-З «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности».

Учитывая  положения пакета соглашений ГАТТ/ВТО, присоединиться к которой стремиться Республика Беларусь, при регулировании внешней торговли приоритет отдается тарифному методу. Основу тарифного регулирования составляет таможенный тариф, то есть свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Несмотря  на очевидный приоритет использования  в условиях рыночных отношений механизмов тарифного воздействия на экспортно-импортные  операции, ни одно государство никогда полностью не отказалось и от нетарифного их регулирования [32, С.273].

Нетарифные меры регулирования – это методы государственного воздействия (кроме тарифного) на экспорт и импорт товаров (объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров и т.д.), а также на порядок их перемещения через таможенную границу.

В настоящее  время не существует единого понятия  и единой классификации мер нетарифного  регулирования. Так, например авторы юридических  изданий, такие как С.А. Алейников  и Ю.М. Станкевич рассматривают  классификацию нетарифных мер регулирования  для целей таможенного оформления и пытаются обобщить и систематизировать  не только существующие в Республике Беларусь нетарифные ограничения, но и  встречающиеся в белорусском  законодательстве понятия, связанные  с нетарифным регулированием. Классификация  мер нетарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности и перемещения товаров через  таможенную границу, приведена в  приложении 3.

Авторы  рассматривают содержание основных понятий, связанных с нетарифными  мерами регулирования следующим  образом:

Нетарифные меры государственного таможенного регулирования – меры, применяемые таможенными органами в целях выполнения возложенных на них задач. В данную группу могут входить требования к декларированию, соблюдение иных таможенных формальностей, требования к товаросопроводительным, транспортны, платежным документам и т.п. Вопросы применения таких мер таможенными органами фактически являются элементами таможенного оформления.

Нетарифные меры неэкономического характера – запреты и ограничения на перемещение товаров через таможенную границу, устанавливаемы в целях обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь.

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь