Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы, а также проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.
Основополагающими задачами при выполнении данной работы является:
- раскрыть понятие и дать подробную характеристику внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить действующее законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, а также привести примеры управления внешнеэкономической деятельности в других странах;
- рассмотреть и проанализировать порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, как можно шире раскрыть методы тарифного и нетарифного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................с.3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...............с.7
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности…...........................................с.7
1.2 Правовые основы внешнеэкономической деятельности..............................с.21
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………........................................................................с.42
2.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..................с.42
2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..............с.68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................с.86
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..........................................................................с.97
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОЛМ1 Microsoft Office Word.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

- проведение  государственной таможенной политики, осуществление регулирования и  управления в сфере таможенного  дела и координация в этой  сфере деятельности других республиканских  органов государственного управления  и иных организаций;

- обеспечение  в пределах своей компетенции  экономической безопасности Республики  Беларусь, защита ее экономических  интересов;

- разработка  и применение средств таможенного  регулирования в целях развития  торгово-экономических отношений  Республики Беларусь;

- организация  и совершенствование таможенного  контроля и таможенного оформления, создание условий, способствующих  ускорению товарооборота через  таможенную границу Республики  Беларусь, развитию внешнеэкономической  деятельности организаций и граждан,  обеспечение реализации этих  мер;

- предупреждение  и пресечение контрабанды, иных  преступлений, административных правонарушений  в сфере таможенного дела;

- обеспечение  выполнения международных обязательств  Республики Беларусь в части,  касающейся таможенного дела  [17].

Управление  внешнеэкономической деятельностью  в Республике Беларусь, как мы видим  представлено различными государственными органами, которые непосредственно  в той или иной мере участвуют  в регулировании такой деятельности.

 В  отличие от Республики Беларусь, управление внешнеэкономической  деятельности, например во Франции  осуществляется на основе исторически  сложившихся обычаев. Так, регулированием  внешнеэкономических связей занимаются  три министерства: Министерство  экономики, финансов и бюджета,  Министерство внешней торговли  и Министерство сотрудничества. Исполнительный орган – Управление  внешних связей, которое является  подразделение Министерства экономики,  но в то же время подчиняется  Министерству внешней торговли.

На Министерство внешней торговли возложены функции  разработки внешнеторговой политики Франции, мероприятия по развитию экспорта, выработке решений по вопросам внутренней и внешней политики в области  промышленности, сельского хозяйства, услуг, участия в подготовке и  проведении международных экономических  и коммерческих переговоров и  др.

Значительную  роль в разработке внешнеэкономической  политики Франции играет Министерство экономики, финансов и бюджета, выполняющее  внешнеэкономические функции с  помощью трех основных подразделений  – Генеральной дирекции таможен  и косвенных налогов, Дирекции казны  и Управления внешних связей. Генеральная  дирекция таможен и косвенных  налогов осуществляет руководство  таможен, контроль за ввозом и вывозом товаров и валюты, соблюдением экспортерами и импортерами норм качества продукции. Дирекция казны разрабатывает международную валютно-финансовую политику Франции в области государственного кредитования внешней торговли, финансовой помощи, регулирования иностранных инвестиций и др.

Управление  внешних связей состоит из двух блоков административных подразделений. К  первому относится служба развития внешних связей, включающая сектор торговых представителей за границей. Второй блок включает отделы товарных рынков, многостороннего сотрудничества, финансовой политики и два отдела двухсторонних отношений соответственно с Западом и Востоком.

В функции  Управления внешних связей входит заключение двух- и многосторонних торгово-экономических  договоров, координация работы с  различными международными организациями, разработка мероприятий по научно-технической  кооперации, подготовка и проведение ярмарок и выставок.

Регулированием  внешнеэкономических связей Франции  также занимаются Министерство иностранных  дел, Министерство сотрудничества, отраслевые министерства. Принципиальные вопросы  внешнеторговой политики решаются межведомственным органом – Стратегически комитетом  по внешней торговле, в состав которого входят представители всех министерств  и ведомств, связанных с внешнеэкономической  деятельностью [47, С.274-278,].

Таким образом, как в Республике Беларусь, так  и на примере Франции, внешнеэкономической  деятельности уделяется значительное внимание, путем создания специальных органов, способствующих благополучному развитию внешнеэкономической деятельности в стране.

Любые отношения, складывающиеся в результате реализации внешнеэкономической деятельности на ее различных уровнях, основываются на правовой базе, созданной в результате правотворчества и реализуемой  на основах правоприменения как в целях достижения единообразного соответствия ей, так и при наложении различного рода наказаний за невыполнение данного критерия. Ее важность также предопределена правовым регулированием обязательств лица перед государственными органами, обеспечивающими исполнение доходной части основного финансового плана государства (его бюджета), появляющихся вследствие возникновения, продолжения и прекращения внешнеэкономических отношений. Так, сопоставляя содержание Закона Республики Беларусь от 1 ноября 2004 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с понятием внешнеэкономических отношений, следует сделать вывод о том, что нормотворческая деятельность в данной сфере является научной и организационной работой по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию, изданию, толкованию, приостановлению действия, признанию утратившим силу либо отмене соответствующих нормативных правовых актов, непосредственно ее регулирующих. В целом же правовое регулирование внешнеэкономической деятельности следует определить как совокупность принимаемых мер уполномоченными государственными органами в виде правовых актов, касающиеся внешней торговли, научно-технического сотрудничества, международных расчетов, а также контроля за их исполнением в качестве корректирующей реакции на определенные тенденции, имеющие значение для общества в целом или для отдельных его элементов.

Отсюда  следует, что правотворчество в  системе уровней осуществления  внешнеэкономической деятельности является той основой, на которой  базируются эффективные международно-хозяйственные  отношения [48, С.69].

В связи  с осуществлением внешнеэкономической  деятельности возникают гражданско-правовые отношения, основанные на равенстве, автономии  воли и имущественной самостоятельности  их участников, публично-правовые –властно-распорядительные отношения, основанные на подчинении. Сфера внешнеэкономической деятельности – это сфера, в которой особое внимание уделяется обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь, что и влечет установление многочисленных императивных правил, обеспечивающих общественный интерес. Так, заключение и исполнение договора в рассматриваемой сфере предполагает необходимость соблюдения норм не только гражданского, но и валютного, налогового и таможенного права. При этом необходимо помнить, что в силу положения п.4 ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством»[5]. Таким образом, источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности включают в себя нормы как публичного, так и частного права, вследствие чего являются комплексными [с.27-28, вабищевич].

Особенность внешнеэкономической деятельности заключается в том, что она  всегда направлена во вне, но ее участниками  выступают субъекты национального  права различных государств. Трансграничность отношений обусловливает двухуровневую систему источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающую:

  1. нормы унифицированных международных соглашений, участником которых является Республика Беларусь;
  2. национальное законодательство;
  3. международные обычаи, не противоречащие законодательству Республики Беларусь (п.1 ст.1093 Гражданского кодекса Республики Беларусь) [43, С.343].                                                                                                  

Термин  «международный договор» используется как родовое наименование международно-правовых актов, фиксирующих согласованную  волю двух и более субъектов межгосударственных отношений [30, С.37].

В соответствии со статьей 2 Венской Конвенции от 23.09.1969 г. «О праве международных  договоров», международный договор, означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования [2].

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства Республики Беларусь.

Нормы права, содержащиеся в международных договорах  Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме  случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких  норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют  силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее  соответствующего международного договора [10]. Согласно ст. 8 Конституции Беларуси Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства [1]. При этом не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Данная фундаментальная норма свидетельствует о стремлении законодателя строить независимое государство на правовых демократических принципах. В связи с этим можно указать на несколько аспектов.

Признание приоритета общепризнанных принципов  международного права означает не что  иное, как определение вектора  развития всей правовой системы. Именно в этом смысле следует понимать запись «обеспечивает соответствие им законодательства». С учетом общепризнанных принципов  международного права должно осуществляться «наполнение» конституционных норм, определение их содержания [35].

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 г. №421-З «О международных  договорах Республики Беларусь», закреплено, что заключение, вступление в силу, регистрация, хранение, исполнение, приостановление действия и прекращение международных договоров Республики Беларусь осуществляются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами международного права, Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, другими международными договорами Республики Беларусь, и иными актами законодательства Республики Беларусь [11].

Применительно к внешнеэкономической деятельности важное значение имеют два вида международных договоров. К первому виду относятся договоры, устанавливающие режим торговли в отношениях между двумя государствами или группой государств. Международные договоры второго вида содержат гражданско-правовые правила, регулирующие имущественные отношения, которые возникают из внешнеэкономических контрактов.

К первому  виду договоров относятся:

- Торговые  договоры. В них стороны предусматривают  взаимное предоставление режима  наибольшего благоприятствования,  который, как правило, распространяется  на область взимания таможенных  пошлин, налогов и сборов, на правила  и формальности, касающиеся импорта  и экспорта и т.д. Как правило,  торговые соглашения регулируют  примерно одинаковый круг вопросов: режим торговли с соответствующими  иностранными государствами, правовое  положение субъектов данного  договора, правила о порядке разрешения  возникающих споров и т.д. Поскольку  торговые договоры заключаются обычно на длительные сроки, они создают определенную стабильность в торговых отношениях между странами.

- Межправительственные  соглашения об экономическом  и техническом сотрудничестве. Являясь  формой оказания технической  помощи, такие соглашения имеют  большое экономическое значение.

- Межправительственные  соглашения о финансовой помощи  предусматривают согласие правительства  одной стороны предоставить другой  стороне долгосрочные кредиты.  В отношении условий кредитов  и порядка их использования  оговаривается, что эти положения  будут согласованы в специальных  контрактах.

- Межправительственные  соглашения о защите инвестиций  фиксируют обязательства договаривающихся  сторон не проводить дискриминацию  в отношении взаимных капиталовложений, разрешать свободный перевод  капиталов и прибылей и т.д.  Соглашения о защите инвестиций  являются одним из способов  страхования капиталов, главным  образом - от политических рисков [46].

Многосторонние международные  договоры, или конвенции, являются средством унификации правовых норм в регулировании тех или иных внешнеэкономических связей и составляют довольно большую группу актов. К ряду из них в разное время присоединилась СССР, а также Республика Беларусь. Так, бывший СССР присоединился к Женевской конвенции 1983 г об охране промышленной собственности, к Конвенции о договоре международной перевозки пассажиров и багажа 1974 г., Женевской конвенции о международной дорожной перевозке грузов 1956 г. и др.

Беларусь  в 1989 г. присоединилась (с одной оговоркой) к Конвенции ООН о договорах  международной купли-продажи товаров, подписанной в Вене в 1980 г. С 1 августа 1997 г. вступила в силу в отношении  Республики Беларусь подписанная ею 14.06.1974 г., Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (Нью-Йорк). Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 07.07.1993 г. №370 о правопреемственности Республики Беларусь в отношении подписанной 6 сентября 1952 г. в Женеве Всемирной Конвенции об авторском праве начиная с 1973 г.

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь