Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы, а также проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.
Основополагающими задачами при выполнении данной работы является:
- раскрыть понятие и дать подробную характеристику внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить действующее законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, а также привести примеры управления внешнеэкономической деятельности в других странах;
- рассмотреть и проанализировать порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, как можно шире раскрыть методы тарифного и нетарифного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................с.3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...............с.7
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности…...........................................с.7
1.2 Правовые основы внешнеэкономической деятельности..............................с.21
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………........................................................................с.42
2.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..................с.42
2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..............с.68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................с.86
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..........................................................................с.97
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОЛМ1 Microsoft Office Word.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

С практической точки зрения таможенный тариф определяет закономерность экономического развития государства. Чем выше уровень экономического развития, тем ниже ставки импортных  пошлин в таможенном тарифе, поскольку  стране, имеющей конкурентоспособную  промышленность, не требуется дополнительной защиты с помощью пошлин. Исключение составляют высокие ставки таможенных пошлин на некоторые товары не первой необходимости [31, С.9].

Следует определить основные цели введения таможенного  тарифа:

- рационализация  товарной структуры ввоза товаров  в Республику Беларусь;

- поддержание  рационального соотношения вывоза  и ввоза товаров, валютных доходов  и расходов на территории Республики  Беларусь;

- создание  условий для прогрессивных изменений  в структуре производства и  потребления товаров в Республике  Беларусь;

- защита  экономики Республики Беларусь  от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;

- обеспечение  условий для эффективной интеграции  Республики Беларусь в мировую  экономику [45, С. 332].

В зависимости  от критериев формирования структуры  таможенных тарифов существует два  вида их классификации.

Первый  – по объекту обложения, в зависимости от того, что он регулирует: ввоз (импорт) или вывоз (экспорт) товаров; второй – по способу развития тарифа: простой и сложный.

Импортный тариф – свод ставок таможенных пошлин, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию государства и являющийся неотъемлемым условием такого перемещения.

Импортный тариф является наиболее традиционным инструментом торговой политики и служит основой любой государственной  системы регулирования внешнеторговой деятельности. Его применяют более 100 государств. Начисление таможенного  тарифа требует определения товарной позиции в соответствии с товарной номенклатурой, установления методов  определения таможенной стоимости  и страны происхождения товаров.

Основная  цель применения импортного тарифа заключается  в стоимостном влиянии на ввозимые на таможенную территорию государства  товаров за счет увеличения их стоимости. Результатом такого влияния является ограничение конкурентоспособности ввезенных товаров на внутреннем рынке страны импортера. Это ведет к сокращению спроса на импортный товар и уменьшению его поставок. В свою очередь отечественные товаропроизводители аналогичных товаров получают возможность расширения рынка сбыта своей продукции, и это, как следствие, стимулирует развитие собственного производства.

Импортный таможенный тариф основывается на двух основных принципах его построения:

  1. принцип эскалации тарифа – повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени обработки продукции;
  2. принцип эффективного тарифа – установление низких ставок таможенных пошлин на товары, необходимые для развития высокотехнологичного производства  с высокой долей вновь созданной стоимостью [31, С.10].

В соответствии со ст.3 Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе», установлено, что  ставки таможенных пошлин являются едиными  и не подлежат изменению в зависимости  от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов  сделок и других факторов. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Президентом  Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом  Республики Беларусь [12].

Ставки  ввозных таможенных пошлин установлены  Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2007 №699 «Об установлении ввозных  таможенных пошлин», в соответствии с которым:

- товары, происходящие из Республики Беларусь  и стран, в торгово-экономических  отношениях с которыми Республика  Беларусь применяет режим свободной  торговли, и ввозимые на таможенную  территорию Республики Беларусь  из этих стран, ввозными таможенными  пошлинами не облагаются;

- товары, происходящие из Республики Беларусь  и стран, в торгово-экономических  отношениях с которыми Республика  Беларусь применяет режим свободной торговли, и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь с нарушением условий, установленных пунктом 9 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 года, облагаются ввозными таможенными пошлинами;

- товары, происхождение которых из Республики  Беларусь и стран, в торгово-экономических  отношениях с которыми Республика  Беларусь применяет режим свободной  торговли, не подтверждено в определенных  законодательством Республики Беларусь  случаях сертификатом о происхождении  товара формы СТ-1, облагаются ввозными таможенными пошлинами;

- товары, происходящие из стран, в торгово-политических  отношениях с которыми Республика  Беларусь применяет режим наиболее  благоприятствуемой нации, и ввозимые  на таможенную территорию Республики  Беларусь, облагаются ввозными таможенными  пошлинами;

- в отношении  товаров, происходящих из стран,  торгово-политические отношения  с которыми не предусматривают  режим наиболее благоприятствуемой  нации, ставки ввозных таможенных  пошлин увеличиваются вдвое, за  исключением случаев предоставления  Республикой Беларусь тарифных  льгот (преференций);

- товары, ввозимые на таможенную территорию  Республики Беларусь, страна происхождения  которых не установлена, облагаются  ввозными таможенными пошлинами,  за исключением случаев наличия  достоверных сведений о том,  что страной происхождения товаров  является страна, в торгово-политических  отношениях с которой Республика  Беларусь не применяет режим  наиболее благоприятствуемой нации.  В этих случаях в отношении  таких товаров применяются ставки  ввозных таможенных пошлин, увеличенные  вдвое;

- товары, происходящие из стран, прекративших  свое существование, и ввозимые  на таможенную территорию Республики  Беларусь, облагаются ввозными таможенными  пошлинами;

- товары, происходящие из Союза Советских  Социалистических Республик и  ввозимые на таможенную территорию  Республики Беларусь, в случае  предоставления сертификата о  происхождении товаров формы СТ-1 и выполнения условий, установленных пунктом 9 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 года, ввозными таможенными пошлинами не облагаются [16].

Экспортный тариф – свод ставок таможенных пошлин, взимаемых при вывозе товаров за пределы таможенной территории государства. Экспортный таможенный тариф используется ограниченным количеством государств, в основном развивающимися и обладающими значительными запасами природных ресурсов, и как инструмент экспортного контроля. В ряде случаев он используется для пополнения валютных запасов страны. Однако необходимо иметь в виду, что регулирование объемов и структуры экспорта за счет применения экспортного тарифа может привести к подрыву экспортного потенциала страны, разбалансировке структуры внешнеторгового оборота и, как следствие, к росту инфляции.

Простой тариф (одноколончатый, одноканальный) – устанавливает, что к товарам независимо от страны их происхождения применяются единые ставки таможенных пошлин. Развитие такого тарифа происходит за счет увеличения товарной номенклатуры. В качестве примера структуры построения простого тарифа можно привести таможенные тарифы Республики Беларусь и Российской Федерации (см. Приложение 2). Развитие такого тарифа осуществляется за счет детализации номенклатуры товаров на уровне десятизначного кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Необходимо отметить, что детализация кода товара в таможенном тарифе может расширяться до уровня 11-13 знаков национальной товарной номенклатуры в зависимости от обоснованности и экономической целесообразности такого расширения. Здесь необходимо сделать оговорку, что таможенный тариф Республики Беларусь является простым только по способу его формирования, в то же время по своей сути, т.е. по принципам его применения, он является сложным [31, С.10-11].

Постановлением  Советов Министров Республики Беларусь от 25.06.2007 № 829 «О товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь», утверждена Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности Республики Беларусь, которая  основана   на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (издание 4-е), Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (издание 4-е) и общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества [20].

Сложный тариф (многоколончатый, многоканальный) предполагает установление двух и более ставок таможенных пошлин по каждой позиции товарной номенклатуры в зависимости от страны происхождения товара. В таком тарифе ставки таможенных пошлин изменяются от максимального значения (автономная или генеральная) пошлина к более низким (конвенционная пошлина).  Наиболее сложные тарифы, до 17 колонок, существуют в Венесуэле, Конго, Мали [31, С.12].

Основными элементами таможенного тарифа являются таможенная пошлина, ставки таможенных пошлин, таможенная стоимость товара, тарифные преференции.

Таможенная пошлина – взнос (платеж), взимаемый в обязательном порядке при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе его с этой территории.

Ставка  таможенной пошлины определяет ее денежный размер, взимаемый за конкретный товар [28, С.57]. Ставки ввозных таможенный пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, как упоминалось выше, установлены Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2007 №699 «Об установлении ввозных таможенных пошлин».

Существует  несколько классификаций видов  таможенных пошлин. Однако большинство  из них не получили применения на практике. Наибольшее распространение получила классификация видов таможенных пошлин по объекту обложения.

Импортная (ввозная) таможенная пошлина взимается с иностранных товаров при их ввозе на таможенную территорию государства.

Экспортная (вывозная) таможенная пошлина взимается с товаров, вывозимых за пределы таможенной территории государства. Действующие в республике в настоящее время экспортные таможенные пошлины содержатся в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 №1932«Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти». Экспортные таможенные пошлины установлены главным образом в отношении сырьевых товаров, вывозимых в государства, не являющиеся участниками Таможенного союза.

Транзитная пошлина взимается за провоз иностранных товаров через таможенную территорию страны [31,С.12].

Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе»  предусмотрены ставки таможенной пошлины  трех видов:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;

- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения (ст.4 Закона о таможенном тарифе) [45, С.334-335].

Адвалорная  ставка наиболее распространенная в  мировой практике. Применение адвалорных ставок таможенных пошлин способствует увеличению таможенных сборов при повышении  мировых цен на продукцию с  высокой степенью переработки. В этой связи одной из основных задач является совершенствование методики определения таможенной стоимости товара, т.е. стоимости, относительно которой исчисляется абсолютное денежное выражение пошлины, зафиксированной в адвалорной ставке. Как следствие, эти пошлины наиболее подвержены опасности махинаций путем занижения таможенной стоимости.

Специфическая ставка в отличие от адвалорной ставки таможенной пошлины заключается  в отсутствии прямой зависимости  от конъюнктуры мирового рынка, т.е. от изменения цен – их роста  или снижения. Специфическая ставка пошлины наиболее часто применяемая развивающимися странами [31, С.24-25].

В соответствии со ст.6 Закона республики Беларусь «О таможенном тарифе»,  установлено, что  «для оперативного регулирования ввоза  и вывоза товаров Президентом  Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом  Республики Беларусь, могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году» [12].

В ряде случаев  национальными законодательствами может быть предусмотрена тарифная квота – пониженное значение ставки таможенной пошлины в случае, если объем импорта или экспорта товаров не превышает установленного количества (квоты). Когда объем импорта или экспорта превышает величину квоты, начинает применяться повышенная ставка. Вариантами тарифного квотирования могут выступать представление льготного (преференциального режима) для импорта определенного количества товаров или импорта товаров из определенной страны по льготной ставке пошлины [31, С.25].

По характеру происхождения таможенные пошлины подразделяются на конвенциональные, автономные и особые.

- Конвенциональные пошлины применяются к товарам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными.

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь