Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы, а также проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.
Основополагающими задачами при выполнении данной работы является:
- раскрыть понятие и дать подробную характеристику внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить действующее законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, а также привести примеры управления внешнеэкономической деятельности в других странах;
- рассмотреть и проанализировать порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, как можно шире раскрыть методы тарифного и нетарифного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................с.3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...............с.7
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности…...........................................с.7
1.2 Правовые основы внешнеэкономической деятельности..............................с.21
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………........................................................................с.42
2.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..................с.42
2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..............с.68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................с.86
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..........................................................................с.97
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОЛМ1 Microsoft Office Word.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

- Автономные таможенные пошлины, напротив, применяются к товарам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране режимом наибольшего благоприятствования. Они выступают одним из основных инструментов защиты национальной экономики от негативного воздействия внешних экономических факторов.

- Особые таможенные пошлины используются временно, в целях защиты экономических интересов страны в отношении импортных товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Демпинг – это международная дискриминация в ценах, при которой товары на внешнем рынке продаются по ценам ниже цен на аналогичные товары на внутреннем рынке страны-экспорта или рынках третьих стран.

Антидемпинговая пошлина применяется в случае ввоза товаров по более низкой, чем нормальная стоимость в стране вывоза, если они носят (или угрожают нанести) материальный ущерб отечественным  производителям подобных товаров либо препятствуют организации и расширению производства конкурирующих импортных  товаров [47, С. 176].

В соответствии с принципами ГАТТ/ВТО меры торговой защиты являются мерами нетарифного  регулирования внешней торговли. В Республике Беларусь такие меры относятся к мерам тарифного  регулирования и включены в Закон  Республики Беларусь от 03.02.1993г. №2151-XII «О таможенном тарифе» (в редакции от 13.11.2008 г. №449-З) в виде специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Порядок ведения и применения мер по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней  торговли товарами установлен Законом  Республики Беларусь от 25.11.2004 №346-З  «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» [31, С.19].

В соответствии со ст. 14 Закона Республики Беларусь «О мерах по защите экономических интересов  Республики Беларусь при осуществлении  внешней торговли товарами», установлены  общие принципы применения антидемпинговых  мер:

1. Антидемпинговые  меры применяются только на  основании результатов расследования,  если установлено, что демпинговый  импорт товара причиняет материальный  ущерб отрасли белорусской экономики,  производящей аналогичный товар,  или создает угрозу его причинения.

2. Антидемпинговые  меры применяются в отношении  товара, являющегося предметом демпингового  импорта, или производителей (экспортеров)  данного товара соответствующего  иностранного государства (объединения  иностранных государств) с учетом  практики применения антидемпинговых  мер в торговых отношениях  с этим иностранным государством (объединением иностранных государств).

3. Антидемпинговые  меры, как правило, применяются  на индивидуальной основе в  отношении товара, являющегося предметом  демпингового импорта, или производителей (экспортеров) данного товара, или  объединений таких производителей (экспортеров) [13].

Порядок проведения расследования в целях  введения, применения, пересмотра или  отмены специальных защитных, антидемпинговых  или компенсационных мер, установлено  Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2005 N 612 «Об утверждении Положения о порядке проведения расследования в целях применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер». В соответствии с п.2 Положения «О порядке проведения расследования в целях применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер», расследование проводится в целях:

- установления  факта наличия возросшего импорта  и обусловленного этим серьезного  ущерба или угрозы его причинения  отрасли белорусской экономики,  производящей аналогичный или  непосредственно конкурирующий  товар;

- установления  факта наличия демпингового или  субсидируемого импорта и обусловленного  этим материального ущерба или  угрозы его причинения отрасли  белорусской экономики, производящей  аналогичный товар;

- определения  необходимости продолжения применения (в том числе отмены) или пересмотра  специальных защитных, антидемпинговых  или компенсационных мер (повторное  расследование).

Расследование проводится республиканским органом  государственного управления (далее - орган, проводящий расследование), определяемым Президентом Республики Беларусь или  по его поручению Правительством Республики Беларусь [21].

Впервые антидемпинговые ограничения в  Республике Беларусь были введены в 2007 году в отношении украинской карамельной  продукции (Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 26 апреля 2007 года №538 «О лицензировании ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь карамельной  продукции, происходящей из Украины».

Постановлением  определено, что импорт на таможенную территорию Республики Беларусь карамельной  продукции, происходящей из Украины, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями на основании  лицензий на импорт, выдаваемых Министерством торговли [22]

Специальные пошлины применяются в случаях, если товары ввозятся в Республику Беларусь в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, а также как ответная мера на дискриминационные действия против Республики Беларусь отдельных стран и их союзов [37, С.644].

Специальные защитные меры применяются только на основании результатов расследования, если установлено, что импорт товара осуществляется в Республику Беларусь в таком возросшем количестве (в абсолютном и относительном  выражении к общему объему производства или потребления аналогичного или  непосредственно конкурирующего товара в Республике Беларусь) и на таких  условиях, что причиняет серьезный  ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно  конкурирующий товар, или создает угрозу его причинения.

Для определения  наличия серьезного ущерба отрасли  белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно  конкурирующий товар, или угрозы его причинения вследствие возросшего импорта товара орган, проводящий расследование, должен объективно оценить факторы, включая количественные показатели, обуславливающие ситуацию в отрасли  белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно  конкурирующий товар, в том числе:

темпы и  объем роста импорта товара, являющегося  объектом расследования (в абсолютных и относительных показателях);

уровень цен на импортируемый товар, являющийся объектом расследования, в сравнении  с ценами на аналогичный или непосредственно  конкурирующий товар, производимый в Республике Беларусь;

изменение объема продаж аналогичного или непосредственно  конкурирующего товара, происходящего  из Республики Беларусь, на внутреннем рынке Республики Беларусь;

изменение объема производства аналогичного или  непосредственно конкурирующего товара, показателей производительности труда, загрузки производственных мощностей, размера прибыли и убытков, а  также уровней занятости и  заработной платы в отрасли белорусской  экономики, производящей аналогичный  или непосредственно конкурирующий  товар;

долю  импортного товара в общем объеме реализации аналогичного или непосредственно  конкурирующего товара на внутреннем рынке Республики Беларусь (ст. ст.8,10 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 №346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами») [13].

Специальная пошлина вводится на основании результатов  расследования и взимается сверх  ставки таможенной пошлины.

В случае, если задержка с введением специальной пошлины может причинить серьезный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, который впоследствии трудно устраним, на основании предварительного заключения органа, проводящего расследование, об установлении причинно-следственной связи между возросшим импортом товара и наличием серьезного ущерба отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, или угрозы его причинения вводится временная специальная пошлина при условии продолжения проведения расследования в целях получения окончательного заключения

 Срок  действия временной специальной  пошлины не должен превышать  200 дней.

Временная специальная пошлина зачисляется  на счет таможенного органа Республики Беларусь и не подлежит перечислению в доход республиканского бюджета  до принятия решения о введении специальной  пошлины или специальной импортной  квоты.

В случае принятия решения о введении специальной  пошлины или специальной импортной  квоты временная специальная  пошлина подлежит перечислению в  доход республиканского бюджета.

Если  на основании результатов расследования  введение специальной пошлины или  специальной импортной квоты  признано нецелесообразным или введена  более низкая ставка специальной  пошлины, чем ставка временной специальной  пошлины, излишне взысканные суммы  подлежат возврату плательщику в  порядке, установленном таможенным законодательством.

В случае введения специальной пошлины в  большем размере, чем ставка временной  специальной пошлины, разница с  плательщика не взимается.

Если  на основании результатов расследования  принято решение о введении специальной  пошлины, срок действия временной специальной  пошлины засчитывается в срок действия специальной пошлины (ст.12 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 №346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами») [13].

Практика  применения Республикой Беларусь специальных  пошлин невелика.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь [37, С.644].

Компенсационные меры применяются только на основании  результатов расследования, если установлено, что импорт товара, при производстве и (или) экспорте которого использовались специфические субсидии иностранного государства (объединения иностранных  государств), причиняет материальный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или  создает угрозу его причинения.

В целях  применения компенсационных мер  в ходе расследования должно быть установлено, что:

субсидия, предоставленная иностранным государством (объединением иностранных государств), является специфической;

размер  специфической субсидии превышает 5 процентов стоимости товара;

специфическая субсидия была направлена на возмещение расходов производителя или экспортера, связанных с осуществлением основной деятельности, и предоставлялась  неоднократно (ст.25 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 №346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами») [13].

Специфическая субсидия – это субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру или конкретному объединению производителей и (или) экспортеров либо конкретной отрасли экономики или направлена на стимулирование экспорта товара либо на замещение импорта определенного товара [31, С.24].

Практическое  применение таможенного тарифа и  эффективность мер тарифного  регулирования зависят от декларируемой  в таможенной декларации стоимости  товара, которая используется в качестве базы таможенного обложения.

Под таможенной стоимостью товара  понимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы. Существует шесть методов, которые можно использовать, чтобы определить таможенную стоимость ввозимых товаров:

первый  называется «по цене сделки с ввозимым товаром»;

второй  – «по цене сделки с идентичным товаром»;

третий  – «по цене сделки с однородным товаром»;

четвертый – «на основе вычитания стоимости»;

пятый –  «на основе сложения стоимости»;

шестой  – «резервный».

Этот  перечень методов установлен Законом Республики Беларусь от 03.02.1993 N 2151-XII «О Таможенном тарифе» и является исчерпывающим. В соответствии с указанным Законом Правительством Республики Беларусь определен порядок применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2008 N 1246 «Об утверждении Положения о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за правильностью определения такой стоимости».

При вывозе товаров за границу в ряде случаев  надо уплачивать вывозные таможенные пошлины. Нередко последние по аналогии с ввозными таможенными платежами также установлены в процентах от таможенной стоимости. Как же исчислить таможенную стоимость вывозимых товаров - этот вопрос встанет при экспорте товаров.

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь