Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы, а также проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.
Основополагающими задачами при выполнении данной работы является:
- раскрыть понятие и дать подробную характеристику внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить действующее законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, а также привести примеры управления внешнеэкономической деятельности в других странах;
- рассмотреть и проанализировать порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, как можно шире раскрыть методы тарифного и нетарифного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................с.3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...............с.7
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности…...........................................с.7
1.2 Правовые основы внешнеэкономической деятельности..............................с.21
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………........................................................................с.42
2.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..................с.42
2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..............с.68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................с.86
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..........................................................................с.97
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОЛМ1 Microsoft Office Word.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

Существуют  различные подходы к классификации  форм, направлений и видов внешнеэкономических  связей и внешнеэкономической деятельности.

Калинина  М.А. формами таких связей выделяет внешнеторговую деятельность, производственную кооперацию, инвестиционное сотрудничество, валютные и финансово-кредитные  операции. Прокушев Е.Ф. выделяет следующие формы внешнеэкономических связей: торговлю, совместное предпринимательство, оказание услуг, сотрудничество и содействие. Формами внешнеэкономических связей, являются по мнению Стровского Л.Е., внешняя торговля; производственное кооперирование; совместные предприятия на территории страны; совместные предприятия за рубежом, иностранные предприятия на территории страны; концессии; переработка давальческого сырья; лизинг; научно-техническое сотрудничество; сотрудничество в банковской сфере; иностранный туризм; сотрудничество в свободных экономических зонах и др. Бабанин Л.С. различает следующие виды внешнеэкономической деятельности: внешняя торговля; международное инвестиционное сотрудничество» международная производственная кооперация; валютные и международные финансово-кредитные операции [26, С.11].

Соркин  С.Л. в качестве видов внешнеэкономической  деятельности выделяет:

- внешняя  торговля (товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуальной  деятельности);

- производственная  кооперация (сотрудничество между  иностранными партнерами в различных,  но конструктивно связанных между  собой процессах технологического  разделения труда);

- инвестиционное  сотрудничество (объединение финансовых  и материально-технических ресурсов  иностранных партнеров, реализуемое  через совместное предпринимательство  путем создания совместных производств,  образования концессий, консорциумов, акционерных компаний);

- валютные  и финансово-кредитные операции, реализуемые в финансовой, банковской, валютной сфере, а также сопровождающие  любую коммерческую внешнеторговую  сделку [29, С.15-16].

Как видно, из приведенного анализа различных  взглядов, происходит смешивание понятий  внешнеэкономических связей с понятием внешнеэкономической деятельности, с одной стороны, а с другой, не существует устоявшегося подхода  к классификации форм, направлений  и видов внешнеэкономических  связей и внешнеэкономической деятельности [26, С.11].

Нельзя  не отметить, что в настоящее время  основным видом внешнеэкономической  деятельности является внешняя торговля, и выступает важнейшим фактором социально-экономического развития Республики Беларусь.

В настоящее  время внешнеэкономическая деятельность как вид предпринимательской  деятельности регулируется Законом  Республики Беларусь от 25.11.2004 №347-3 «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности», который  установил правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных  органов Республики Беларусь в области  внешнеторговой деятельности в целях  обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения  благоприятных условий внешнеторговой деятельности [45, С.325-326].

Стратегически важной задачей для Республики Беларусь является определение ее внешнеторгового  потенциала, места в международном  разделении труда и обеспечения  «плавного» вхождения в мирохозяйственные  связи.

Внешнеторговый  потенциал представляет собой комплексную  характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности  участия государства в торговле с другими странами.

В структуре  внешнеэкономической деятельности наибольший вес имеет внешняя  торговля, т.е. торговля с другими  странами, экспорт и импорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности [47, С.19].

Таким образом, на уровне законодательства, понятие  внешнеэкономической деятельности должно определяться как экономические  отношения, складывающиеся в рамках международной торговли, международной  производственной кооперации, инвестиционной деятельности, а также валютно-кредитно-финансовых отношений.

Многоуровневый  характер внешнеэкономической деятельности определяется множеством элементов, непосредственно  формирующих какой-либо уровень  в соответствии с их определенной классификацией. Его формирование и дальнейшее развитие напрямую влияет на продвижение внешнеэкономических связей государства, и как следствие, на его благосостояние [48, С.70].

         

 

    1. Правовые основы внешнеэкономической деятельности

 

Современное внешнеэкономическое  законодательство Республики Беларусь представляет собой обширный правовой массив, включающий акты самого различного уровня и содержания. Вместе с тем  на данный момент практически отсутствует  какая-либо логическая система построения законодательства в рассматриваемой  сфере. Анализ нормативных актов, принимаемых  высшими органами власти и управления, создает впечатление хаотичности  и отсутствия системного, целенаправленного  и планомерного подхода к законотворчеству в этой важнейшей для народного  хозяйства сфере правового регулирования  [52, С.50].

Внешнеэкономическая деятельность субъектов различных государств ставится в зависимость от правового режима, устанавливаемого для этих субъектов в конкретном государстве.

Мировая практика внешнеэкономической  деятельности показала существование  несколько видов правовых режимов: национальный режим, режим внешней торговли, зона свободной торговли, режим наибольшего благоприятствования, специальный режим, преференциальный режим, приграничная торговля. Причем каждый режим имеет свои преимущества и недостатки [45, С.327].

В соответствии с пп.1.15 п.1 ст.1 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 №347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», понятие «национальный режим» понимается - режим, заключающийся в предоставлении товарам (услугам), происходящим с территорий иностранных государств (групп иностранных государств), равного режима в отношении продажи товаров (оказания услуг), предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке Республики Беларусь с режимом, предоставляемым аналогичным или непосредственно конкурирующим товарам (услугам), происходящим с территории Республики Беларусь [9]. Таким образом, национальный режим предусматривает единые правила осуществления внешнеэкономической деятельности для субъектов хозяйствования, как своего государства, так и субъектов хозяйствования государства, заключившего с ним международный договор [45, С.327].

Режим внешней торговли – национальный режим, режим предоставления тарифных преференций, иные режимы, устанавливаемые при осуществлении внешней торговли в соответствии с законодательством и нормами международного права.

Зона свободной торговли – таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами (группами государств) не применяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами в отношении всей или значительной части торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости таких мер на основе норм международных договоров.

Специальный режим – предоставление договаривающимися государствами своим физическим и юридическим лицам особых прав при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

Преференциальный режим – предоставление развитыми государствами в одностороннем порядке льгот и преимуществ лицам из развивающихся стран;

Режим наибольшего благоприятствования, при котором одно государство на основании международного договора предоставляет физическим и юридическим лицам договаривающегося государства такие же права в сфере внешнеэкономической деятельности, какие оно предоставляет лицам третьего государства;

Приграничная торговля предусматривает предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами (услугами), произведенными в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенными для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими постоянное место нахождения на этих территориях; осуществляется как правило, на основе международного договора Республики Беларусь, с определенным иностранным государством [44, С.160-161].

Управление  внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь осуществляется системой органов государственной  власти. К ее исполнительной ветви  власти относятся Президент и  Правительство. Президент является главой государства и в сфере управления на общегосударственном уровне обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственное власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. Правительство республики – Совет Министров Республики Беларусь издает постановления и распоряжения во исполнение законов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, осуществляет общее руководство в области отношений с иностранными государствами и международными организациями [29, С.26].

Совету  Министров подчинены различные  министерства и ведомства:

- общие (Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Министерство юстиции);

- отраслевые (Министерство промышленности, Министерство архитектуры и строительства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство торговли, Министерство связи и информатизации, Министерство транспорта и коммуникаций);

- специальные (Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство труда и социальной защиты, Министерство по налогам и сборам, Министерство обороны и др.);

- крупные государственные концерны, объединяющие государственные предприятия ключевых отраслей («Белнефтехим», «Белбифарм» и др.).

Кроме того, существуют различные комитеты, например Государственный таможенный комитет, Государственный военно-промышленный комитет, Комитет государственной  безопасности и др. Важную роль в  системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью играют местные органы управления, к которым относятся Советы депутатов, исполнительные комитеты, органы общественного самоуправления.

Немаловажную  роль в развитии внешнеэкономической  деятельности регионов играют администрации  свободных экономических зон, призванные управлять процессом привлечения  инвестиции.

Специальным государственными органами, осуществляющими  общую координацию внешнеэкономической  деятельности в республике, являются: Министерство иностранных дел Республики Беларусь, Министерство экономики, Министерство торговли, Министерство финансов, Национальный Банк Республики Беларусь, Государственный  таможенный комитет.

На Министерство иностранных дел республики возложены задачи разработки решений по вопросам государственной внешней политики и обеспечению их реализации, совершенствованию форм сотрудничества с зарубежными странами, координации деятельности предприятий и государственных органов в области торгово-экономических отношений с иностранными партнерами, принятия мер по стимулированию развития экспортно-импортных операций.

Министерство экономики разрабатывает и проводит единую государственную социально-экономическую политику страны в целом и в сфере международного сотрудничества в частности, участвует в составлении платежного баланса страны. Министерство выполняет функции управления государственным имуществом и приватизацией, поддержки предпринимательства, общей координации проведения государственной  инвестиционной политики, обеспечения противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции.

Министерство торговли координирует внешнеторговую деятельность, обеспечивает единство развития внешней и внутренней торговли, регулирует отношения, связанные с защитой прав потребителей, контролирует осуществление рекламной деятельности.

Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, участвует в выработке решений по вопросам формирования и использования Государственного валютного фонда, проводит экспертизу инвестиционных проектов, представленных для финансирования за счет иностранных инвестиций, определяет методические основы разработки платежного баланса, участвует в регулировании внешней государственной задолженности, координирует внешнеэкономическую деятельность по вопросам страхования.

Значительное  место в системе регулирования  внешнеэкономической деятельности занимает Национальный Банк Республики Беларусь. Он представляет интересы страны в центральных банках других стран, международных банках, иных финансово-кредитных организациях при условии осуществления сотрудничества на уровне центральных банков; выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков; участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту [47, С.281-284].

В соответствии с п.1 Положения «О Государственном таможенном комитете Республики Беларусь», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21.04.2008 № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов», определено, что Государственный таможенный комитет Республики Беларусь  является республиканским органом государственного управления, который проводит государственную таможенную политику, обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, осуществляет регулирование и управление в сфере таможенного дела и координирует в этой сфере деятельность других республиканских органов государственного управления и иных организаций. Основными задачами Государственного таможенного комитета являются:

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь