Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы, а также проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.
Основополагающими задачами при выполнении данной работы является:
- раскрыть понятие и дать подробную характеристику внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить действующее законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, а также привести примеры управления внешнеэкономической деятельности в других странах;
- рассмотреть и проанализировать порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, как можно шире раскрыть методы тарифного и нетарифного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................с.3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...............с.7
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности…...........................................с.7
1.2 Правовые основы внешнеэкономической деятельности..............................с.21
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………........................................................................с.42
2.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..................с.42
2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..............с.68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................с.86
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..........................................................................с.97
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОЛМ1 Microsoft Office Word.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

Странами  отдельных регионов заключены региональные международные договоры. Так, в рамках Европейского экономического сообщества заключены многие договоры, в том числе Конвенция о взаимном признании юридических лиц 1968 г., странами общего рынка – Конвенция о праве, подлежащем применению к договорным обязательствам 1980 г.

Важным  источником правового регулирования  внешнеэкономических отношений  республики с другими государствами  являются двусторонние международные договоры, в частности торговые соглашения и т.д.

Некоторые особенности правового регулирования  присущи внешнеэкономическим связям государств Содружества Независимых  Государств. Правовое регулирование  этих связей осуществляется на основе двусторонних межгосударственных (межправительственных) договоров, заключаемых республиками, входящих в СНГ, а также соглашений, принятых всеми участниками СНГ.

Так, 20 марта 1992 г. в г. Киеве государствами  СНГ подписано Соглашение об общих  условиях поставок товаров между  организациями государств – участников СНГ (Республика Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызия, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан и Украина). Тогда же было подписано и Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. 24 декабря 1993 г. государствами – участниками СНГ было подписано Соглашение о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств, а Протоколом от 01.06.2001 г. в него были внесены изменения, касающиеся размера уплачиваемой субъектами хозяйствования государственной пошлины.

Важное  значение имели подписанные государствами  – участниками Содружества Соглашение о принципах таможенной политики от 13.03.1992 г., Договор о создании Экономического союза от 24.09.1993 г. и целый ряд актов, принятых в порядке исполнения указанного Договора, подписание Советом глав государств СНГ 28 марта 1997 г., Конвенции о защите прав инвестора и многих других актов, касающиеся экономического сотрудничества.

Содружеством  Независимых государств было также  подписано и введено в действие Соглашение о создании зоны свободной  торговли от 15.04.1994 г., Протокола об изменениях и дополнениях к нему от 02.04.1999 г., а также Соглашения о принципах  взимания косвенных налогов при  экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами –  участниками СНГ от 25.11.1998 г. [37, С.634-636].

Кроме того, 10.10.2000 г. участники Таможенного союза  – Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Таджикистан и Кыргызская Республика – подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Протоколов об изменениях и дополнениях к нему от 25.01.2006, от 06.10.2007 г. В соответствии со статьей 2 данного Договора Сообщество создано с целью эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в вышеназванных соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченными в указанных документах этапами [3].

Также следует  отметить, что в целях взаимовыгодного экономического сотрудничества на современном этапе развития Республики Беларусь наиболее актуальные вопросы в сфере внешнеэкономической деятельности белорусских субъектов хозяйствования связаны с поэтапным формированием законодательства таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, сопровождающимся корректировкой национального законодательства нашей республики.

 Главами  Беларуси, Казахстана и России  подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007 (далее - Договор). Договором Стороны в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле, создания благоприятных условий торговли с третьими странами, а также развития взаимной экономической интеграции закрепили намерение трех государств о создании таможенного союза. В соответствии с достигнутыми договоренностями 27.11.2009 г, между главами трех государств (Беларусь, Российская Федерация и Казахстан) был подписан Договор о таможенном кодексе таможенного союза, который вступил в силу 06.07.2010 г. [25].

К числу  источников, регулирующих внешнеэкономические  отношения предприятий и организаций  Беларуси, а также физических лиц, относятся внутренние законодательные акты Республики Беларусь (национальное законодательство). Это, прежде всего, Конституция Республики Беларусь, в которой предусмотрено, что Республика Беларусь, признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8) и что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами, исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами» (ст.11).

Важным  источником, регулирующим внешнеэкономические  отношения, являются специальные нормативные правовые акты, в том числе законы:

- Закон  Республики Беларусь от 25.11.2004 №346-З  «О мерах по защите экономических  интересов Республики Беларусь  при осуществлении внешней торговли  товарами»;

- Закон  Республики Беларусь от 25.11.2004 №347-З  «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности»;

- Закон  Республики Беларусь от 06.01.1998 №  130-З «Об экспортном контроле» в редакции Закона от 01.11.2004 №322-З;

- Инвестиционный  кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001 в редакции Закона от 09.11.2009 №55-З;

- Таможенный  кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 в редакции Закона от 15.07.2009 №43-З;

- Закон  Республики Беларусь от 22.07.2003 №226-З  «О валютном регулировании и  валютном контроле», в редакции    Закона от 14.06.2010 №132-З;

- Закон  Республики Беларусь от 03.02.1993 №2151-XII «О таможенном тарифе» в редакции закона от 13.11.2008 №449-З и др.

Декреты и Указы Президента Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 №40 «О статусе «Добросовестный  участник внешнеэкономической деятельности»; Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 №178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» и др.

Среди специальных  актов, регулирующих внешнеэкономические  отношения, важное место занимают такие  подзаконные акты, как постановления  Правительства (например, Постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2010 №56 «О Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности», Постановление Совета Министров  от 10.10.2007 № 1306 «О некоторых вопросах определения страны происхождения  товаров» и др.), акты Министерств  и ведомств – Министерства иностранных  дел, Национального банка, Государственного таможенного комитета.

Наконец, изданы специальные нормативные  правовые акты по вопросам создания свободных  экономических зон в Республике Беларусь (Брест, Гомель – Ратон, Витебск, Минск, Гродноинвест, Могилев). Правовые основы хозяйствования в свободных экономических зонах, вопросы иностранных инвестиций, а также механизм функционирования свободных экономических зон урегулированы положениями о свободных экономических зонах в указанных районах, одобренных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Помимо  специальных нормативных актов, регулирующих те или иные аспекты  внешнеэкономических отношений, во внутреннем законодательстве республики есть и общие акты, содержащие соответствующие нормы. В числе таких актов, прежде всего, следует указать раздел VII «Международное частное право» Гражданского кодекса Республики Беларусь. Сюда входят нормы гражданской правоспособности иностранцев и лиц без гражданства, их дееспособности, нормы, определяющие закон, который подлежит применению к обязательствам по сделкам, и др.

Нормы, регулирующие внешнеэкономические связи, содержаться  в Гражданском процессуальном кодексе  и Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь. [37, С.637-640]. Так, в главе 27 («Производство по рассмотрению хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц») Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, принятого 15.12.1998, в редакции Закона от 10.01.2011 №  241-З с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 N 508, помещены нормы о процессуальных правах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, о компетенции хозяйственных судов Республики Беларусь по рассмотрению дел по спорам, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, об исполнении  поручений судов иностранных государств, об исполнении решений иностранных судов и др. [6].

При рассмотрении системы источников правового регулирования  внешнеэкономической деятельности в качестве одного из таковых на примере п.1 ст.1093 Гражданского кодекса  Республики Беларусь был назван международный  обычай. Право Республики Беларусь использует и другие термины: обычные  значения соответствующих терминов (п.6 ст. 1125 Гражданского кодекса); обычаи и правила международной торговли (ч.5 ст.3 Закона Республики Беларусь от 16.06.2003 г. «О торгово-промышленной палате»; обычаи международного делового оборота (ч.3 ст.36 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде», п.40 главы VII Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.12.2005 №31 «О практике рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц); международные обычаи торгового мореплавания (ч.2 ст.258 Кодекса торгового мореплавания от 15.11.1999г.; обычаи (ст.9 Венской Конвенции о договорах международной купли-продажи.

Такое многообразие терминологии вполне логично предопределяет вопрос о содержании термина «обычай» в каждом конкретном случае. С сожалением приходится констатировать тот факт, что законодатель не указывает характерные черты обычая и не закрепляет определение данного понятия. В связи с этим при анализе последнего необходимо опираться на существующие доктринальные мнения по данному вопросу. Кроме того, такой анализ имеет актуальное практическое значение для правильного применения обычноправовой нормы на практике сквозь призму ее соотношения с нормой законодательства [30, С. 49-50]. Таким образом, обычай, т.е. сложившееся в практике торгового оборота на протяжении длительного времени единообразное правило, получившее признание государств. Обычай нередко применяется на основании соглашений сторон. В частности, стороны в договоре ссылаются на применение обычая, включая, например условия об обычно принятой в стране продавца упаковке и т.д. [37, С.642].      Профессиональные объединения бизнесменов, торговые палаты обобщают и систематизируют обычаи, издавая типовые унифицированные правила. Одним из таких сводов обычаев являются Инкотермс - правила толкования международных коммерческих терминов, издаваемые Международной торговой палатой. Первая редакция Инкотермс увидела свет в 1936 г. Затем появились редакции 1953, 1967, 1976, 1980 и 1990 гг. Они отражали изменения, произошедшие в деловой практике, а именно все возрастающее использование средств компьютерной связи, изменение способов перевозки, использование контейнеров, смешанных перевозок. Особенно значительно текст Инкотермс был переработан при подготовке широко применяемых ныне редакций 1990 и 2000 гг.

Необходимо  отметить, что для белорусских  участников внешнеэкономической деятельности Инкотермс носят рекомендательный характер, то есть отечественные компании могут не использовать их во внешнеторговых договорах, за исключением договоров с партнерами из ряда стран. Так, в некоторых странах (например, в Украине и Ираке при осуществлении внешнеторговых сделок, а в Испании при импорте) использование Инкотермс обязательно.

Например, в соответствии с требованиями Указа  Президента Украины от 04.10.1994 № 567/94 «О применении Международных правил интерпретации коммерческих терминов» при заключении субъектами предпринимательской деятельности Украины всех форм собственности внешнеэкономических договоров (контрактов), предметом которых является поставка товаров, применяются Международные правила интерпретации коммерческих терминов, подготовленные Международной торговой палатой.

Поэтому при заключении договора с резидентом одной из таких стран белорусская  компания тоже должна будет применять  правила Инкотермс [50].                     С 1 января 2011 г. вступила в силу новая редакция Инкотермс, именуемая «Правила ICC» (в переводе с английского – Международной торговой палаты) по использованию национальных и международных торговых терминов. Инкотермс представляет собой не более чем систематизированный международный торговый обычай, и в договорах международной купли-продажи товаров возможна отсылка к любой из редакции Инкотермс. Тем не менее, Международная торговая палата все-таки рекомендует для использования исключительно последнюю редакцию Инкотермс. Особенностью Инкотермс -2010 по сравнению с Инкотермс-2000 (а также Инкотермс-1990), который активно использовался белорусскими субъектами в рамках международной торговли, является сокращение торговых терминов, содержащихся в своде, с 13 до 11. [53].

В качестве правовой регламентацией внешнеэкономической  деятельности также можно выделить и внешнеэкономические контракты, являющиеся специфическим видом хозяйственного договора (см. приложение №1). На основании анализа норм международных соглашений, национального законодательства и сложившейся внешнеторговой практики можно выделить два общих признака, характерных для внешнеторгового договора (контракта). Во-первых, одна из его сторон находится в другом государстве и, следовательно, в большинстве случаев является иностранным (иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо). Во-вторых, предметом такого договора является внешнеторговая операция (поставка товара, наем имущества, перевозка груза и т.п.).

К числу  особенностей внешнеторговой сделки относится  то, что ее условия, которые не согласованы  сторонами в заключенном между  ними контракте, могут быть подчинены  иностранному праву, в том числе  праву третьей страны. Право, которому подчинена внешнеторговая сделка, определяется согласно подлежащим применению коллизионным нормам права. Особенности внешнеторговой сделки могут выражаться в особом порядке ее подписания, рассмотрения споров и т.д. [46]. С точки зрения объекта правового воздействия, нормы права, регулирующие порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, можно разделить на следующие категории:

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь