Роль и значения органов Федерального казначейства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в определении роли и значения органов Федерального казначейства РФ в процессе регулирования и исполнения бюджетов всех уровней и разработке направлений и механизмов совершенствования работы органов Федерального казначейства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
исследовать историю организации казначейской системы в России, причины и необходимость ее возрождения и развития;
рассмотреть организационную структуру органов Федерального казначейства в РФ, их полномочия и права;
исследовать контрольную деятельность органов Федерального казначейства;
проанализировать деятельность органов Федерального казначейства в отношении исполнения и кассового обслуживания федерального бюджета, а также в отношении учета поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
3
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………………
6
1.1 История организации казначейской системы в России………….
6
1.2 Федеральное казначейство как единая централизованная система исполнения федерального бюджета …………………………………….
12
1.3 Контрольная деятельность органов Федерального казначейства…
21
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА……………………………………………………….
28
2.1 Управление денежными средствами федерального бюджета: состояние и перспективы развития…………………………………….
28
2.2 Управление поступлениями в бюджетную систему РФ и их распределением между бюджетами бюджетной системы России……………………………………………...
41
2.3 Кассовое обслуживание, прогнозирование и планирование средств федерального бюджета ………………………………………..
51
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА…………
62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Казначество.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

3. Повысилась периодичность проведения  размещений средств. С начала  текущего года до 1 июня было проведено 19 отборов заявок кредитных организаций, начиная с 1 июня текущего года — 51 отбор.

Отборы заявок кредитных организаций проходят два раза в неделю (до 1 июня 2012 года — 1 раз в неделю), что служит своеобразным «маяком», дающим позитивные сигналы финансовому рынку, о том что ситуация с ликвидностью развивается стабильно и позитивно.

4. Отбор заявок кредитных организаций происходит на биржевой основе с привлечением ОАО Московская Биржа и ЗАО СПВБ в открытом и закрытом режиме конкуренции, что позволило организовать торги по заявкам кредитных организаций и обеспечить размещение средств в режиме конкуренции между кредитными организациями на повышение процентных ставок. В результате с начала текущего года и до 1 июня было размещено 554,8 млрд. рублей на банковских депозитах, начиная с 1 июня 2012 года - 1 473,48 млрд. рублей.

5. В новых Правилах предусмотрены два вида договоров банковского депозита с различными условиями возврата средств - срочный и особый, который предусматривает досрочный возврат средств, размещенных на банковских депозитах по инициативе Федерального казначейства. В связи со вступлением в силу новых Правил с 1 июня 2012 года, в мае 2012 года Федеральным казначейством было расторгнуто 36 генеральных соглашений. Начиная с 1 июня 2012 года, в Федеральное казначейство обратилось 40 кредитных организаций с намерением заключить генеральное соглашение, 4 кредитным организациям было отказано по причине несоответствия требованиям, одной — обращение возвращено по инициативе самой кредитной организации. По состоянию на 1 января 2013 года с 35 кредитными организациями были заключены генеральные соглашения между кредитной организацией и Федеральным казначейством о размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах. Всего в 2012 году проведено 70 отборов заявок кредитных организаций на заключение с Федеральным казначейством договоров банковского депозита. По 15 отборам возврат средств предусмотрен в январе 2013 года. Средства федерального бюджета в 2012 году размещались на банковские депозиты на срок от7 до 119 дней. В отборах заявок приняли участие 27 кредитных организаций. В 2012 году к размещению на банковских депозитах было предложено в совокупном объеме порядка 2 860,40 млрд. рублей. Спрос со стороны кредитных организаций составил порядка 2 529,92 млрд. рублей (88,45 %).

По результатам отборов заявок Федеральным казначейством заключено 460 договоров банковского депозита с кредитными организациями и проведено аналогичное количество операций по перечислению средств федерального бюджета кредитным организациям для размещения на банковских депозитах. На основании договоров банковского депозита Федеральным казначейством в 2012 году размещены средства федерального бюджета на банковских депозитах в сумме 2 028,28 млрд. рублей.

В 2013 году кредитные организации своевременно и в полном объеме осуществляли возврат средств и уплату процентов за их использование.

В 2014 году Федеральному казначейству по коду бюджетной классификации 1 11 02012 01 6000 120 «Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния», были предусмотрены плановые показатели дохода в размере 20,85 млрд. рублей. Общая сумма доходов от размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты в 2014 году составила 22,52 млрд. рублей, что составляет 107,97 % от установленного планового показателя и является максимальным значением за все время размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты.

Ожидается, что в 2015 году в доход федерального бюджета поступит 5,09 млрд. рублей, начисленных на суммы депозита, размещенные в 2014 году. Необходимо отметить, что работа Федерального казначейства по размещению средств федерального бюджета на банковских депозитах в 2014 году позволила поддержать уровень ликвидности банковской системы России. Всего в текущем году на поддержание ликвидности банковской системы России из федерального бюджета было направлено более 1 трлн. рублей.

В целях обеспечения безусловной сохранности размещаемых средств, а также для расширения круга кредитных организаций, имеющих доступ к такому постоянному финансовому ресурсу, как временно свободные остатки средств федерального бюджета, Федеральное казначейство совместно с Минфином России и Банком России в настоящее время разрабатывает механизм осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО с кредитными организациями.

В целях поддержания макроэкономической устойчивости российской экономики в 2004 году был создан Стабилизационный фонд и введены бюджетные правила, предусматривавшие сбережение дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в этом фонде при благоприятной внешней конъюнктуре и компенсацию потерь за счет средств фонда при ухудшении конъюнктуры. В 2008 году правила управления нефтегазовыми доходами были модифицированы, а Стабилизационный фонд был преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ Резервный фонд был создан с целью обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета, Фонд национального благосостояния — обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24 Федерального Закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в январе 2012 года осуществлена операция по зачислению в Резервный фонд нефтегазовых доходов в объеме 1 090,37 млрд. рублей полученных в ходе исполнения федерального бюджета в 2011 году сверх объема, установленного законом (таблица 2.1).

В 2015 году в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 371-ФЗ планируется зачисление нефтегазовых доходов в Резервный фонд порядка 900 млрд. рублей, полученных в ходе исполнения федерального бюджета в 2014 году сверх объема, установленного законом.

В 2014 году в процессе исполнения федерального бюджета остаток средств на едином счете федерального бюджета превышал уровень, необходимый для оплаты объема предъявленных денежных обязательств, что позволило не использовать средства Резервного фонда, предусмотренные на финансирование дефицита федерального бюджета в объеме до 200 млрд. рублей.

Таблица 2.1 – Основные показатели состояния Резервного фонда и Фонда национального благосостояния23

Наименование показателя

 

Резервный фонд (млрд. руб.)

Фонд национального благосостояния (млрд. руб.)

Объем средств на 1 января 2012 года

811,52

2 794,43

Пополнение средств

1 090,37

0,00

Использование средств

0,00

3,86

Объем средств на 1 января 2013 года

1 885,68

2 690,63

Курсовая разница (на 1 января 2013 г.)

-16,21

-99,93


 

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 747 и приказа Минфина России от 14 февраля2008 года № 25н в апреле 2012 года были перечислены средства Фонда национального благосостояния на софинансирование формирования пенсионных накоплений в объеме 3,86 млрд. рублей.

Таким образом, с учетом пополнения и использования средств на 1 января 2013 года объем Резервного фонда составил 1 885,68 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния 2 690,63 млрд. рублей (таблица  ). В 2012 году Федеральное казначейство продолжило осуществление операций, связанных с управлением средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации размещались в иностранную валюту на счетах в Банке России и некоторые виды финансовых активов.

По состоянию на 1 января 2013 г. средства Резервного фонда в финансовые активы не размещены (см. табл. 3). При управлении средствами Фонда национального благосостояния Федеральным казначейством в 2012 году с Внешэкономбанком заключен 1 договор банковского депозита и перечислено средств на депозиты в валюте Российской Федерации 50,0 млрд. рублей. Вместе с тем в 2012 году были заключены дополнительные соглашения к депозитным договорам с Внешэкономбанком и Центральным банком России.

В 2012 году в федеральный бюджет всего было зачислено доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в сумме 96,95 млрд. рублей, в том числе:

  • в валюте Российской Федерации - 87,27 млрд. рублей;
  • в иностранной валюте - 0,31 млрд. долларов США (9,68 млрд. рублей).

Доходы в валюте Российской Федерации сложились за счет поступлений от управления средствами:

  • по счетам Резервного фонда - 15,50 млрд. рублей (проценты, поступившие от Банка России за пользование средствами на счетах в иностранных валютах);
  • по счетам Фонда национального благосостояния - 71,77 млрд. рублей, в том числе:
  • проценты, поступившие от Банка России за пользование средствами на счетах в иностранных валютах - 40,78 млрд. рублей;
  • проценты, поступившие от Внешэкономбанка от размещения средств на депозиты - 30,99 млрд. рублей.

Доходы в иностранной валюте сложились за счет поступлений от управления средствами по счетам Фонда национального благосостояния - 312,75 млн. долларов США, что составило 9,68 млрд. рублей (проценты, поступившие от Внешэкономбанка от размещения средств на депозиты).

В январе 2013 года планируется поступление в федеральный бюджет от Банка России процентного дохода в сумме 25,65 млрд. рублей за пользование средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на счетах в иностранных валютах за процентный период с 15 января 2012 года по 15 января 2013 года, в том числе:

  • по счетам Резервного фонда — 11,92 млрд. рублей;
  • по счетам Фонда национального благосостояния - 13,73 млрд. рублей.

Начиная с 2013 года, в соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 268-ФЗ вступили в силу новые бюджетные правила, которые определяют новый порядок формирования и расходования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

В соответствии с новой редакцией статьи 96.9 Бюджетного кодекса РФ средства Резервного фонда будут формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета по достижении им нормативной величины 7 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта.

Дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета определены как разница между нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из прогнозируемой на соответствующий финансовый год цены на нефть, и нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть.

В соответствии со статьей 96.10 Бюджетного кодекса РФ средства Фонда национального благосостояния будут формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем Резервного фонда достигает его нормативной величины

В 2013 году статьей 24 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривалось при ухудшении экономической конъюнктуры определять предельные объемы и условия размещения средств Фонда национального благосостояния на депозиты во Внешэкономбанке в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития Российской Федерации

Таким образом, в нашей стране функционирует система ЕКС, при которой потоки средств федерального бюджета концентрируются на Единый казначейский счет путем ежедневного «обнуления» счетов УФК и подчиненных им ОФК в конце операционного дня и их ежедневного централизованного подкрепления для совершения расходных (возвратных) операций.

Изменение механизмов в организации кассового устройства исполнения бюджетов позволит сосредоточить счета всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, участников бюджетного процесса, бюджетных учреждений и иных клиентов (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) только в Федеральном казначействе с открытием ему в Центральном банке Российской Федерации одного счета.

Реализация такого подхода:

- позволит обеспечить ускорение  распределения поступлений в  бюджетную систему Российской  Федерации между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- приведет к упрощению и унификации  документооборота;

- создаст возможность осуществления  платежей в бюджетную систему  Российской Федерации и из  бюджетной системы Российской  Федерации путем применения современных банковских и иных платежных технологий;

- позволит оперативно обеспечить  администраторов доходов бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации персонифицированной  информацией о платежах каждого  плательщика налогов, сборов и  иных обязательных платежей.

 

2.2 Управление поступлениями в бюджетную систему РФ и их распределением между бюджетами бюджетной системы России

Информация о работе Роль и значения органов Федерального казначейства РФ