Роль и значения органов Федерального казначейства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в определении роли и значения органов Федерального казначейства РФ в процессе регулирования и исполнения бюджетов всех уровней и разработке направлений и механизмов совершенствования работы органов Федерального казначейства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
исследовать историю организации казначейской системы в России, причины и необходимость ее возрождения и развития;
рассмотреть организационную структуру органов Федерального казначейства в РФ, их полномочия и права;
исследовать контрольную деятельность органов Федерального казначейства;
проанализировать деятельность органов Федерального казначейства в отношении исполнения и кассового обслуживания федерального бюджета, а также в отношении учета поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
3
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………………
6
1.1 История организации казначейской системы в России………….
6
1.2 Федеральное казначейство как единая централизованная система исполнения федерального бюджета …………………………………….
12
1.3 Контрольная деятельность органов Федерального казначейства…
21
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА……………………………………………………….
28
2.1 Управление денежными средствами федерального бюджета: состояние и перспективы развития…………………………………….
28
2.2 Управление поступлениями в бюджетную систему РФ и их распределением между бюджетами бюджетной системы России……………………………………………...
41
2.3 Кассовое обслуживание, прогнозирование и планирование средств федерального бюджета ………………………………………..
51
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА…………
62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Казначество.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Из общего числа проведенных Управлением внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства контрольных мероприятий плановые составили 29 проверок, внеплановые - 10. Отделами внутреннего контроля и аудита управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации проведено 3 258 контрольных мероприятий.

Задачами внутреннего контроля в 2012 году являлись:

  • установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов (финансовый контроль);
  • установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников (административный контроль);
  • соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности (технологический контроль).

В то же время, процедуры внутреннего контроля и внутреннего аудита требовали выработки новых и корректировки существующих подходов к их проведению. В этой связи Федеральное казначейство в 2012 году осуществило мероприятия по качественному совершенствованию системы внутреннего контроля и аудита, подготовив и введя в действие целый ряд новых нормативных документов.

Применение новых более совершенных форм и методов контроля обеспечило дополнительные возможности предотвращения и устранения нарушений и недостатков на рискоемких участках деятельности.

В 2013 году будут продолжены работы по комплексной реорганизации контрольных функций Федерального казначейства, которые должны фокусироваться не только на контроле функциональной деятельности, но и на контроле результатов.

Переход к контролю и, как следствие, к управлению по результатам, а также внедрение соответствующей автоматизации позволят существенно сократить объем бюджетных расходов на контрольную деятельность (рис. 1.3).

 

 

Рисунок 1.3- Организация и развитие внутренней системы контроля и аудита17

 

В 2015-2016 году Казначейство России планирует повсеместно использовать новые технологии контроля.

Такой подход позволит на принципиально новом уровне обеспечить модернизацию процедур внутреннего контроля в Федеральном казначействе.

Применение новых форм и методов контроля будет способствовать снижению денежных, временных, трудовых и материальных затрат на осуществление контрольных мероприятий.

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

 

2.1 Управление денежными средствами федерального бюджета: состояние и перспективы развития

 

Управление денежными средствами федерального бюджета объединяет в себе обеспечение необходимого минимального уровня денежных средств на едином счете и получение дополнительных доходов бюджета за счет размещения временно свободных остатков средств.

В настоящее время все средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сконцентрированы на единых счетах бюджетов, открытых Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации, что повысило прозрачность и устойчивость финансовой системы в целом.

Единый казначейский счет (ЕКС) федерального бюджета представляет собой, совокупность счетов, открытых на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета»: Казначейству России - в Центральном банке Российской Федерации, а также управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ в территориальных учреждениях Банка России или в кредитных организациях.18

Функционирование ЕКС в России основывается на следующих основных методологических принципах:

  1. принцип «единства кассы», предусматривающий зачисление всех доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на Единый казначейский счет, а также осуществлению с него всех кассовых выплат соответствующего бюджета с отражением движения бюджетных средств в едином бухгалтерском регистре - Главной книге Казначейства России;
  2. принцип «общего покрытия», означающий, что объем предусмотренных бюджетом кассовых выплат должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Значение функционирования ЕКС для эффективной деятельности казначейской системы в России определяется не только возможностью концентрации и централизации на нем бюджетных ресурсов и, как следствие, ускорением процесса и повышением оборачиваемости бюджетных средств, эффективности их использования, но и доступностью информации о кассовых поступлениях и кассовых выплатах за счет средств федерального бюджета.

Технически функционирование ЕКС осуществляется по следующей модели, соответствующей трехуровневой иерархии организации системы Казначейства России (рис. 2.1).

 

Рисунок 2.1- Общая модель функционирования ЕКС в Российской Федерации19

Где: 1 – ежедневные перечисления; 2 – средства на возврат (ошибочно или излишне перечисленных поступлений; 3 – возврат неиспользованных бюджетных средств; 4 – обеспечение бюджетными средствами; 5 – возврат неиспользованных средств; 6 – обеспечение бюджетными средствами.

Ежедневно плательщики налогов и сборов перечисляют все бюджетные поступления на соответствующий счет УФК в субъекте Российской Федерации (№ 40101) по учету доходов, распределяемых органами Федерального казначейства, открытый в учреждении Банка России. В свою очередь каждое УФК, в соответствии с действующим законодательством, распределяет поступления по уровням соответствующих бюджетов и перечисляет доходы на счета по учету средств бюджета субъекта Федерации, муниципальных бюджетов, а в части федерального бюджета - на Единый казначейский счет (№ 40105), открытый Казначейству России в ОПЕРУ Банка России (г. Москва). Так же на Единый казначейский счет зачисляются неиспользованные остатки средств на счетах УФК, открытых на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета», возвраты предоставленных Российской Федерацией кредитов и займов, восстановления кассовых расходов и другие поступления в федеральный бюджет.

С него же через счета УФК (№ 40101) осуществляются возвраты плательщикам излишне и (или) ошибочно уплаченных федеральных налогов и сборов (№ 40105), восстановления кассовых расходов, а также другие поступления в федеральный бюджет. Средства со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета», перечисляются на счета УФК, открытые им на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета», на основании Консолидированных заявок.20

Консолидированная заявка на перечисление средств со счета Федерального казначейства на счет, открытый УФК на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета», составляется на основании Заявок на кассовый расход и (или) Заявок на получение наличных денег, представленных в УФК и ОФК получателями средств федерального бюджета и администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Консолидированная заявка на перечисление средств со счета Федерального казначейства на счет, открытого УФК на  балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», составляется на основании поступивших от администраторов доходов федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета Заявок на возврат, Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа, представленных администраторами поступлений в бюджет, Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов, Уведомлений о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов, осуществляемом налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов Российской Федерации, представленных в УФК налоговыми органами,

Федеральное казначейство, по мере поступления в течение текущего рабочего дня Консолидированных заявок от УФК, проверяет правильность их формирования, на наличие в них реквизитов и показателей, предусмотренных к заполнению УФК, а также их соответствие друг другу и иной имеющейся в Федеральном казначействе информации.

В случае соответствия Консолидированной заявки установленным требованиям, Федеральное казначейство осуществляет подготовку и направление в учреждение Центрального банка Российской Федерации расчетного документа на перечисление средств со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета», на счет, открытый соответствующему УФК на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета» (на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»).21

Говоря о платежной системе как о ключевом факторе для повышения эффективности деятельности Казначейства России, можно констатировать, что завершен десятилетний этап перехода на безбумажную технологию взаимодействия с Центральным банком Российской Федерации. В настоящее время подключены все УФК по субъектам РФ к системе Банковских электронных срочных платежей (БЭСП) Банка России. Это создает материальную возможность проведения платежа в любой регион страны всего за одну минуту и формирует предпосылки для проведения дальнейшей централизации остатков средств на ЕКС. Важной перспективной задачей взаимодействия с Банком России является достройка модели cash concentration в Федеральном казначействе. В 2010 году была внедрена модель автоматизированного сальдирования пассивных остатков балансовых счетов № 40105, № 40503 и № 40302, открытых УФК по субъектам РФ в территориальных учреждениях Банка России, и их перечисления на ЕКС с использованием ППО Банка России. В перспективе возможно предоставление им Казначейству России принципиально иной услуги - прямого дебетования ЕКС в рамках делегированных функций и полномочий со стороны руководителей территориальных органов Федерального казначейства.22

Казначейству России необходимо реализовать переход на новый механизм размещения временно свободных средств. С марта 2011 года внедрился новый механизм коллегиального принятия решения по координации работы на финансовых рынках через работу Межведомственной комиссии (МВК), в состав которой вошли руководители Минфина России, Казначейства России, ЦБ РФ, ФНС, ФТС и других организаций.

Задачами МВК, в частности, являются: уточнение параметров заимствований на внутренних и внешних финансовых рынках, подготовка предложений Министру финансов Российской Федерации по подходам к формированию и использованию ресурсов, работе с активами Резервного фонда, кассовое планирование активных и пассивных операций со средствами ЕКС. Информационной базой для деятельности МВК будут, в том числе, и кассовые планы, которые ежемесячно разрабатываются в Федеральном казначействе.

Управление денежными средствами федерального бюджета объединяет в себе обеспечение необходимого минимального уровня денежных средств на едином счете и получение дополнительных доходов бюджета за счет размещения временно свободных остатков средств.

В 2012 году в процессе исполнения федерального бюджета остаток средств на едином счете федерального бюджета превышал уровень, необходимый для оплаты объема предъявленных денежных обязательств. В этой связи Федеральное казначейство совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Банком России проводило размещение средств федерального бюджета на банковские депозиты в кредитных организациях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2008 г. № 227 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты».

Начиная с 1 июня 2012 года, начали действовать новые Правила размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. № 1121.

Необходимость принятия новых Правил была вызвана дальнейшим развитием и совершенствованием механизма размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты и изменением действующих Правил, утвержденных постановлением Правительства 29 марта 2008 г. № 227, которые были приняты в преддверии глобального экономического кризиса, в сжатых временных рамках, и имели элементы, ограничивающие их эффективность.

Характеризуя такие элементы, можно выделить:

  • многосторонний и сложноорганизованный порядок принятия и реализации решений о размещении средств;
  • Банк России, выступая агентом Федерального казначейства, выполнял ряд технических функций.

Основными отличиями старых Правил от новых являются следующее:

  • Вся работа по организации и проведению размещения средств осуществляется одной организацией - Федеральным казначейством.
  • Значительно сократилось количество этапов согласования решения о размещении средств и документооборот.

Решение о параметрах отбора (объем средств федерального бюджета, минимальная процентная ставка, срок размещения и пр.) принимает Федеральное казначейство. В то же время Банк России направляет в Федеральное казначейство предложения о периоде проведения отборов заявок, объеме средств федерального бюджета, размещенном на банковских депозитах, сроке размещения и процентной ставке. При этом принятию Федеральным казначейством указанного решения предшествует обмен информацией и согласование принципов определения основных параметров размещения средств с Минфином России. С этой целью в 2011 году создана Межведомственная комиссия по вопросам кассового планирования исполнения федерального бюджета для обеспечения согласованных действий при решении вопросов повышения качества кассового планирования исполнения федерального бюджета и повышения эффективности управления остатками средств на едином счете федерального бюджета.

Информация о работе Роль и значения органов Федерального казначейства РФ