Роль и значения органов Федерального казначейства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в определении роли и значения органов Федерального казначейства РФ в процессе регулирования и исполнения бюджетов всех уровней и разработке направлений и механизмов совершенствования работы органов Федерального казначейства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
исследовать историю организации казначейской системы в России, причины и необходимость ее возрождения и развития;
рассмотреть организационную структуру органов Федерального казначейства в РФ, их полномочия и права;
исследовать контрольную деятельность органов Федерального казначейства;
проанализировать деятельность органов Федерального казначейства в отношении исполнения и кассового обслуживания федерального бюджета, а также в отношении учета поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
3
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………………
6
1.1 История организации казначейской системы в России………….
6
1.2 Федеральное казначейство как единая централизованная система исполнения федерального бюджета …………………………………….
12
1.3 Контрольная деятельность органов Федерального казначейства…
21
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА……………………………………………………….
28
2.1 Управление денежными средствами федерального бюджета: состояние и перспективы развития…………………………………….
28
2.2 Управление поступлениями в бюджетную систему РФ и их распределением между бюджетами бюджетной системы России……………………………………………...
41
2.3 Кассовое обслуживание, прогнозирование и планирование средств федерального бюджета ………………………………………..
51
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА…………
62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Казначество.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА    
по направлению подготовки 080100 – Экономика

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

3

1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………………

6

1.1 История организации казначейской системы  в России………….

6

1.2 Федеральное казначейство как единая централизованная система исполнения федерального бюджета …………………………………….

12

1.3 Контрольная деятельность органов Федерального казначейства…

21

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА……………………………………………………….

28

2.1 Управление денежными средствами федерального бюджета: состояние и перспективы развития…………………………………….

28

2.2 Управление поступлениями в бюджетную систему РФ и их распределением между бюджетами бюджетной системы России……………………………………………...

41

2.3 Кассовое обслуживание, прогнозирование и планирование средств федерального бюджета ………………………………………..

51

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА…………

62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

75

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………

84


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Федеральное казначейство представляет собой мощную платежную, учетную, контрольную и информационную систему в сфере финансовой деятельности публично-правовых образований. Это динамично развивающаяся, надежная и передовая структура, способствующая укреплению устойчивости, подотчетности и прозрачности бюджетной системы России, а также обеспечивающая сохранность средств всех публично-правовых образований в России.

Функционирование органов Федерального казначейства в Российской Федерации способствует повышению общего уровня организации бюджетного процесса, сокращению времени финансирования распорядителей средств бюджета, обеспечивает более действенный контроль за формированием и своевременным выполнением бюджетных платежей в доходной и расходной частях федерального бюджета территориальными структурами Федерального казначейства.

Тема данной работы весьма актуальна и значима, так как основной задачей Управления Федерального казначейства является эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных и социальных программ, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств в Российской Федерации, что подразумевает огромную значимость и ответственность.

Проблеме анализа механизма функционирования казначейской системы РФ посвещены работы Акперова И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П., Артюхина Р.Е., Бурлакова П.И., Васильева М.В., Вассель Т.А., Дроздова О.И., Жданчикова П.А., Кононова М.В. и др.

Цель работы состоит в определении роли и значения органов Федерального казначейства РФ в процессе регулирования и исполнения бюджетов всех уровней и разработке направлений и механизмов совершенствования работы органов Федерального казначейства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

  • исследовать историю организации казначейской системы в России, причины и необходимость ее возрождения и развития;
  • рассмотреть организационную структуру органов Федерального казначейства в РФ, их полномочия и права;
  • исследовать контрольную деятельность органов Федерального казначейства;
  • проанализировать деятельность органов Федерального казначейства в отношении исполнения и кассового обслуживания федерального бюджета, а также в отношении учета поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • определить инструменты и механизмы совершенствования казначейской системы Российской Федерации;
  • разработать основные направления совершенствования работы органов Федерального казначейства.

Объектом исследования является процесс регулирования и исполнения бюджета органами Федерального казначейства Российской Федерации.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, складывающиеся между участниками бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета.

Теоретико-методологической основой проведения исследования послужили труды ученых-экономистов, публикации по вопросам казначейской системы исполнения бюджета, законодательные и нормативные акты РФ, составляющие правовую базу функционирования органов Федерального казначейства РФ, а также Интернет-ресурсы.

В основе данного исследования лежат общенаучные методы диалектического познания действительности, сравнительного, логического и статистического анализа, функционального и системного подходов.

Структура работы. Работа состоит из введения, семи параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1 История организации казначейской системы в России

 

Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея - должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были».1

Были определены и штаты соответствующих чиновников. В составе каждой губернии выделились такие административные единицы, как уезды, и впервые была определена должность уездного казначея как основного финансового чиновника низшего звена, который назначался государственным казначеем по представлению губернской казенной палаты на три года и был ей подотчетен. Губернская казенная палата стала центральной частью структуры финансового аппарата на местах.

Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I. В 1802 году был подписан манифест «Об учреждении министерств», в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого определялись изданным 25 июня 1811 года «Особенным учреждением Министерства финансов». Управление финансами было распределено между тремя ведомствами - Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером. Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года резолюцией императора Александра I «Быть по сему» был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России.2

В период царствования Александра II, в 1855 году, была поставлена задача достижения единства кассы, выраженного в отмене деления касс на приходные и расходные. В 1872 году была издана единственная для всех казначейств Империи Инструкция, содержащая правила о порядке приема казначейством монет, кредитных бумаг и пересылки сумм - пенсий, пособий и т.д.

При Императоре Александре III существенных изменений в системе финансов не произошло, но быстрое развитие в этот период экономики страны и возрастание роли финансов заставило последнего Императора России Николая II осуществить структурные и качественные изменения в деятельности Министерства Финансов, в частности, в Департаменте Государственного Казначейства было значительно увеличено число штатных чинов. Установилась нормальная работа Департамента Государственного Казначейства и связанных с ним подразделений, чему способствовал законодательно закрепленный порядок составления и рассмотрения государственной росписи доходов и расходов.

Революция 1905-1907 гг. привела к объявлению о формальной ответственности Минфина России в своей деятельности перед Государственной Думой (1906-1917). Основной функцией Минфина России стал сбор налогов. В 1917 году Министерство финансов было упразднено, его функции были переданы Народному Комиссариату Финансов РСФСР.

В первые послереволюционные годы Народный Комиссариат Финансов РСФСР формировал новые подходы к управлению финансовой деятельностью. Это проявилось уже в принятом в мае 1918 года постановлении Совнаркома РСФСР, вводившим единство кассы. Вместе с тем явно наметился переход от казначейской к банковской системе исполнения бюджета. В октябре 1918 года кассовые операции по исполнению государственного бюджета были возложены на Народный банк РСФСР, а Департамент Государственного Казначейства и его местные органы объединялись с учреждениями Народного банка. Завершился этот процесс в 1926 году, прервав 130-летнию историю Государственного Казначейства.

До 1991 года действовавшая в СССР и РСФСР банковская система исполнения бюджета, при сложившейся административно-командной системе экономики, Государственный банк СССР с его сетью банков на местах, обеспечивали достаточно полный учет доходов, расходов, остатков федерального бюджета, и контроль за поступлением бюджетных средств. Реформирование государственной собственности, интенсивное развитие рыночных отношений в российской экономике при одновременном разрушении централизованной банковской системы и образование разрозненной массы коммерческих банков, постановка учета бюджетных средств в банках уже не позволяла получать оперативную информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению. Снизилась эффективность контроля за движением сумм федерального бюджета. Поэтому Указом Президента РФ от 08.12.1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе» и постановлением Совета Министров Правительства РФ от 27.08.1993 г. № 864 «О Федеральном казначействе РФ» решен вопрос о создании Главного управления Федерального казначейства в составе Министерства финансов РФ и его территориальных органов. С этого момента началось возрождение казначейства в России. Первым начальником Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ был назначен Александр Васильевич Смирнов.

В середине 1999 года постановлением Правительства Российской Федерации принимается Федеральная целевая программа развития органов Федерального казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.

Новым этапом в развитии системы органов Федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». До 2005 года основным документом, регулирующим права и обязанности органов Федерального казначейства, являлся Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 года № 145-ФЗ, вступивший в действие с 1 января 2000 года.

В результате проведения административной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе» было утверждено Положение о Федеральном казначействе.

Федеральное казначейство входит в состав Минфина России как отдельное ведомство, а не как структурное подразделение. Выделение органов Федерального казначейства в самостоятельное ведомство было связано с необходимостью создания оптимальной структуры органов исполнительной власти, отвечающей требованиям современной экономики.

Информация о работе Роль и значения органов Федерального казначейства РФ