Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:51, контрольная работа

Краткое описание

Содержание и значение гос. бюджета. Функции бюджета и его влияние на социально-экономические процессы. Бюджетная политика.

Бюджет (как экономическая категория) – это совокупность экономических отношений, которая возникает в процессе создания, распределения и использования гос. централизованного фонда денежных средств.
Бюджет (как легальное определение) – это форма образования и расходования фонда денежных средств, эти фонды предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства.

Вложенные файлы: 8 файлов

БС РФ.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

бюджетных ссуд, дотаций, субсидий и  субвенций бюджетам других уровней;

  • средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.

В зависимости от того, из какого бюджета  осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные  средства:

  • на оплату труда;
  • перечисление страховых взносов в го. внебюджетные фонды;
  • трансферты населению;
  • командировочные выплаты работникам;
  • оплату товаров, работ и услуг по заключенным контрактам.

 

 

Бюджетное регулирование: понятие бюджетного федерализма; механизмы  вертикального и горизонтального  бюджетного выравнивания, методы межбюджетного  выравнивания.

 

Бюджетное регулирование – это организованная система управления бюджетным устройством государства.

Под бюджетным устройством  понимается организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы и участниками бюджетного процесса, основанная на правовых нормах.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при осуществлении бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения реализуются  в любом государстве, но развиваются  они на основе разных принципов. Различают  унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюджетным системам соответствуют:

  • высокий уровень централизации бюджетных средств;
  • отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти.

Федеративным бюджетным  системам присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов.

Бюджетная система РФ относится  к федеративным и принципы на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы называют принципами бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм – это распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, региональными и местными бюджетами с учетом источников поступления средств и расходов для удовлетворения потребностей бюджетов всех уровней.

Основная задача бюджетного федерализма заключается в том, чтобы в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель бюджетных отношений.

Принципы бюджетного федерализма:

  1. Принцип распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ.
  2. Принцип разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ.
  3. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований.
  4. Принцип равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.

 

Механизм бюджетного регулирования – это набор экономических методов, приемов, нормативов и правовых норм, действие которых нацелено на реализацию принципов бюджетного устройства страны и обеспечение их взаимосвязи и взаимодействия.

Основой механизма вертикального  выравнивания бюджетной системы  является закрепление за каждым из уровней бюджетной системы определенных функциональных расходов, четко распределив  при этом ответственность за их финансирование по уровням государственной власти.

Проблема вертикальной сбалансированности бюджетов решается как двуединая задача:

  1. С одной стороны – вертикальная сбалансированность предполагает выравнивание финансовых потребностей властей соответствующего уровня для оказания закрепленного за ними набора обязательных государственных услуг.
  2. А с другой стороны – выравнивание финансовых возможностей соответствующих уровней власти

Соответственно, целью вертикального бюджетного выравнивания является обеспечение финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти.

Целью горизонтального  бюджетного выравнивания является обеспечение единого стандартного уровня потребления гос. услуг жителями различных регионов страны посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Механизм горизонтального  бюджетного выравнивания также ориентирован на решение двуединой задачи:

  1. С одной стороны – это выравнивание уровня потребления гос. услуг по территориям.
  2. С другой стороны – выравнивание стоимости гос. услуг для каждого уровня власти.

 

В РФ в настоящее время используются следующие методы межбюджетного выравнивания:

  1. Дотации – денежные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий на безвозмездной и безвозвратной основах на финансирование текущих расходов.
  2. Субсидии - денежные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий на безвозмездной и безвозвратной основах на покрытие целевых расходов на условиях долевого финансирования.
  3. Субвенция - денежные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий на безвозмездной и безвозвратной основах на финансирование целевых расходов в полном объеме. При нарушении целевого использования или неиспользовании в срок субвенция подлежит  возврату выдавшим ее органам.
  4. Бюджетные кредиты – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам, как правило, на возвратной основе.
  5. Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления.

 

 

 

 

Целевые бюджетные  и внебюджетные фонды: их характеристика, функции и задачи

 

Виды денежных фондов в РФ:

  1. Бюджет
  2. Внебюджетные фонды
  3. Целевые бюджетные фонды
  4. Резервные фонды

 

Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, региональных и местных  бюджетов и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы и медицинскую помощь.

Виды внебюджетных фондов:

  1. Пенсионный фонд РФ (ПФР)
  2. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС)
  3. Фонд социального страхования (ФСС)

Целевой бюджетный фонд – это форма образования и расходования фонда денежных средств, образуемого в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.

Резервный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций чрезвычайного (незапланированного) или специального характера.

Виды резервных фондов:

  1. Стабилизационный фонд резервный фонд РФ – создан с 1 января 2004г. и представляет собой часть средств федерального бюджета (ФБ), образующуюся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть. Подлежит обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Такой базовой ценой является стоимость сырой нефти марки «Юралс». Федеральный бюджет на 2009 г. запланирован из расчета не менее 70 долларов США за 1 баррель.

Формируется за счет:

    • дополнительных доходов ФБ, образуемых расчетным путем в связи с превышением цены на нефть над базовой;
    • остатков средств ФБ предыдущего года.

Основной экономической подоплекой создания рассматриваемого резервного фонда стала благоприятная для  России ценовая коньюктура на международных  энергетических рынках, и в первую очередь рекордно высокая  в 2003-2004 гг. цена на нефть.

Средства Стаб. Фонда могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством РФ. В целом управление денежными средствами фонда осуществляет Министерство финансов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Стаб. Фонда могут осуществляться Центральным банком РФ по договору с Правительством РФ.

Стаб. Фонд с 2008г. разделен на Резервный фонд и Фонд будущих  поколений.

 

  1. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ – с 2004-2005 гг. образуется в составе ФБ в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ, он распределяется между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ.
  2. Резервные фонды органов исполнительной власти и резервные фонды органов местного самоуправления – предусматриваются в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Распоряжение средствами резервных фондов осуществляется на основе нормативных правовых актов Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Из этих фондов финансируются непредвиденные расходы.
  3. Резервный фонд Президента РФ – ФБ на очередной финансовый год может предусматриваться создание резервного фонда Президента РФ в размере не более

      1 % утвержденных расходов  ФБ. Расходование этих средств осуществляется на основании письменного распоряжения Президента РФ на финансирование непредвиденных расходов. Кассовое исполнение письменных распоряжений Президента РФ о расходовании средств резервного фонда осуществляется Федеральным казначейством. Основным ограничением расходования средств является недопустимость их использования на решение текущих политических или личных задач. Денежные средства из этого фонда должны направляться для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов, техногенных аварий, актов терроризма  и т.д.

 

 

 

Дополнение  к 25 вопросу.

 

Роль бюджетов в социально-экономическом  развитии государства.

ФБ:

  1. На долю ФБ приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.
  2. Средства ФБ выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности.
  3. Через ФБ осуществляется распределение и перераспределение ВВП и созданного НД страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования и т.д.
  4. Доходы, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются федеральным законом об утверждении ФБ на финансовый год.

Региональные и местные  бюджеты:

  1. Сосредоточение финансовых ресурсов в региональных (местных) бюджетах позволяет органам власти регионов (местного самоуправления) иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.
  2. Имея финансовую базу, регионы (муниципалитеты) могут в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие территорий (районов).
  3. С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются программы по благоустройству сел и городов, развитию дорог и др.
  4. Региональные  (местные) бюджеты, имея финансовые ресурсы, могут открывать новые производства и промыслы, что позволяет создавать новые рабочие места и решать проблему безработицы в регионе.

 

 

 

Дополнение  к 24 вопросу.

 

Бюджетная классификация является основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты всех уровней бюджетной системы. Она представляет собой группировку доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов..

 

Функциональная классификация  расходов бюджетов – это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

В 2005 г. в функциональную классификацию  расходов бюджетов были внесены существенные изменения:

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Новая функциональная классификация предусматривает 11 разделов (в ранее действовавшей – 30 разделов):

  1. Ощегосударственные вопросы.
  2. Национальная оборона.
  3. Правоохранительная деятельность и национальная безопасность.
  4. Национальная экономика.
  5. ЖКХ.
  6. Охрана окружающей среды.
  7. Образование.
  8. Культура, кинематография, СМИ и спорт.
  9. Здравоохранение.
  10. Социальная политика.
  11. Межбюджетные трансферты.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов являются подразделы (их 84), конкретизирующие направления бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Глоссарий.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Схема 1 - Бюджетная система РФ.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Схема 4- Бюджетный процесс.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Схема 5 - БС субъектов РФ.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Схема 6 - Структура дох части рег бюджета.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Схема 2 - Взаимосвязь в бюджетной системе.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопросы контр работы.doc

— 99.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Бюджетная система РФ