Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: на основании изученных нормативных и литературных источников изучить бюджетное устройство Российской Федерации и выявить его особенности по сравнению с другими странами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие бюджетного устройства.
2. Представить общую характеристику бюджетного устройства РФ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 60.31 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Роль  финансов для государства велика. Именно финансы отражают процессы, происходящие не только в области  экономики и социальных отношений, но и, что не менее важно, в области  политики, этики, демографии, экологии и других областях государства. Финансы, конечно, не являются зеркальным отображением всех процессов, но более или менее  адекватно их выражают. Можно считать, что финансы в частности, и  все бюджетное устройство в целом  как основной инструмент управления обществом являются источниками  информации о всех без исключения процессах жизнедеятельности общества.

С практической стороны одним из основных условий  эффективной реализации бюджетно-правовой политики является включенность какого-либо определенного бюджета в бюджетную систему с целью распределения доходных и расходных источников, что актуализирует постановку и рассмотрение вопроса о бюджетном устройстве Российской Федерации. Бюджетное устройство имеет особую значимость для России и в силу концентрированного отражения принципа федерализма в государственном устройстве, поскольку показывает состав бюджетной системы, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджетов каждого уровня системы.

Таким образом, актуальность написания курсовой работы по заявленной теме видится в том, что подробное изучение бюджетного устройства РФ и совершенствование  теоретических положений о нем  повысят эффективность построения и действия бюджетной системы  РФ в целом.

Объект работы – состав и особенности  построения бюджетного устройства РФ.

Предмет работы – бюджетное устройство РФ.

Цель  курсовой работы: на основании изученных  нормативных и литературных источников изучить бюджетное устройство Российской Федерации и выявить его особенности  по сравнению с другими странами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие бюджетного устройства.

2. Представить общую характеристику бюджетного устройства РФ.

3. Охарактеризовать особенности  бюджетного устройства РФ.

Нормативную основу работы составили положения  бюджетного законодательства, регулирующих бюджетное устройство РФ.

Теоретическая  база работы сформировалась за счет изученных  учебных пособий, комментариев к  действующему законодательству РФ в  бюджетной сфере, а также публицистических материалов.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы  бюджетного устройства 

    1. Понятие бюджетного устройства

Прежде  чем  говорить  о  бюджетном  устройстве, выявлять  его  достоинства  и   недостатки   необходимо   определить,   что, собственно, представляет собой бюджет государства. В  самом  общем  виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный  в форме баланса и имеющий силу закона.

В любой стране  государственный  бюджет – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых  категорий: налогов,  государственных  расходов, государственного  кредита – в  их

действии. Тем не менее, являясь частью финансов,  бюджет  можно  выделить  в отдельную   экономическую   категорию,    отражающую   денежные    отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу  перераспределения национального  дохода  (частично  и  национального  богатства)  в  связи   с образованием  и  использованием  бюджетного   фонда,   предназначенного   на финансирование народного хозяйства, социально-культурных  мероприятий,  нужд обороны и государственного управления.1

    Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые  ресурсы  на  решающих  участках  социального  и   экономического развития,  с  помощью  бюджета  происходит  перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.  Ни одно  из  звеньев  финансов   не   осуществляет   такого   многовидового   и многоуровневого  перераспределения  средств,  как  бюджет.  Вместе  с   тем, отображая  экономические  процессы,  протекающие   в   структурных   звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того,  как  поступают  в распоряжение государства  финансовые  ресурсы   от   разных   субъектов   хозяйствования, показывает, соответствует  ли  размер  централизуемых  ресурсов  государства объему его потребностей.

   При правильном подходе бюджет объективно  может  быть  не просто средством государственного  экономического  регулирования,  он  может реально влиять на  рост  экономики  и  социальной  сферы,  ускорение  темпов научно-технического прогресса, обновление и  совершенствование  материально-технической базы общественного производства.  Но  здесь  важно  подчеркнуть, что проявление  присущих  бюджету  свойств,  его  использование  в  качестве инструмента  распределения   и   контроля   возможно   только   в   процессе человеческой  деятельности,  что  находит  свое  выражение   в   создаваемом государством бюджетном механизме,  который  является  конкретным  выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений  на  решение

экономических и социальных задач.

Для выполнения своих функций государственные  органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей  финансовой базой. С этой целью в  каждой стране создается разветвленная  сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию  денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства  каждой административно-территориальной  единицы, содержания законодательной  власти, аппарата управления и других мероприятий.

Таким образом, в процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.2

 

1.2.Элементы бюджетного устройства

 

Бюджетное устройство – определяется государственным устройством и включает в себя три составляющих элемента: а) бюджетную систему; б) бюджетную классификацию; в) принципы построения бюджетной системы3.

    Главное  место в бюджетном устройстве  занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

  Бюджеты  всех уровней исполняются и  формируются согласно бюджетной  классификации. Правильно построенная,  она раскрывает классовый характер  бюджета, позволяет определить  цели расходования бюджетных  средств, установить задачи и  курс финансовой политики правительства. 

Бюджетная классификация – это единая международная система функционального объединения доходов и расходов бюджета по однородным признакам; она обеспечивает возможность сравнения бюджетных данных разных бюджетов, даёт возможность определить характер регулирующих действий государства по формированию денежных средств и их использованию.

В мировой  практике используются различные виды классификаций расходов, такие как: министериальная (ведомственная), предметная (отраслевая), экономическая, смешанная (комбинированная).

При министериальной классификации расходы группируются по министерствам (ведомствам), а затем внутри министерств разносятся по управлениям, отделам, секторам и другим административным подразделениям.

В случае предметной классификации расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления. Они делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому характеру (например, просвещение: школы начальные, школы второй ступени, высшие учебные заведения и т. д.).

Экономическая классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам  или производственным элементам (капитальные  вложения, заработная плата, субсидии, дотации и т. д.).

Смешанная классификация  строится на определённом сочетании  ведомственных и предметных признаков. Наиболее распространено составление  окончательного свода расходов по министерствам, а в пределах каждой из административных единиц – по предметам расходов. Возможна и группировка бюджетных расходов по предметам, а затем по сметам отдельных ведомств. Наконец, расходы могут быть сгруппированы в шахматном порядке с использованием ведомственного и предметного принципов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Как показывает практика, смешанная классификация наиболее популярна.

Все вышеперечисленные  виды классификаций расходов являются классическими, в последнее время  в бюджетной практике возникли новые  классификации, такие как: целевая  классификация, классификация по функциональным признакам, по финансовым признакам, по политическим признакам.

Целевая классификация  основывается на разделении расходов в соответствии с имеющимися общенациональными, политическими, экономическими и социальными  целями или программами.

Классификация по функциональным признакам основывается на концепции государственных финансов, которая рассматривает государственные  средства как инструмент политики правительства. Группировка расходов производится в соответствии с основными функциями  государства (социальные расходы, здравоохранение, обеспечение занятости, развитие и  содержание транспорта и связи, внутренние дела и оборона). Эти расходы подразделяются по отдельным категориям затрат: зарплата, текущие расходы, оборудование и т. д.

Классификация по финансовым признакам предполагает, что расходы подразделяются на безвозвратные, временные, условные.

Классификация по политическим признакам делит  расходы на нейтральные и активные.

Доходы государственного бюджета формируются также согласно классификации. Существуют следующие  виды классификации доходов: по источникам, по видам поступлений, юридическая  классификация, финансовая, экономическая.

Классификация доходов по источникам используется в большинстве стран рыночной экономики, подразделяет все поступления  на поступления от налогов и сборов, от государственных предприятий, от займов. Налоговые доходы далее классифицируются по видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог с наследства и  дарений, налог на добавленную стоимость  и т. д.).

Юридическая классификация доходов исходит  из признака образования дохода (используется для этого сила государственной  власти или нет).

Финансовая  классификация основывается на делении  доходов на безвозвратные, постоянные (налоги), и временные (займы).

Экономическая классификация имеет в своей  основе характер источника дохода или  характер экономических последствий  в результате получения доходов.4

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что бюджетная система, т.е. совокупность всех видов бюджета страны, является главным элементом бюджетного устройства. Бюджеты всех уровней исполняются и формируются согласно бюджетной классификации, которая объединяет доходы и расходы бюджета по однородным признакам. Существует два вида классификации бюджета: по расходам (министериальная, предметная, экономическая, смешанная классификации) и по доходам (по источникам, по видам поступлений, юридическая классификация, финансовая, экономическая).

 

 

1.3.Виды бюджетного устройства.

В разных странах  бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным  устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами. Известны две  формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления — центральное и местное; в федеративных государствах (Россия,США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) — три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

 

 

 


 





Бюджетное устройство унитарных  государств

В унитарных  государствах бюджетная система  представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-административных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления.

Главную роль играет государственный бюджет, с помощью  которого центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть  национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. В современных  условиях значение государственного бюджета возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие, как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций. Это — военные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным долгом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.

Информация о работе Бюджетная система РФ