Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления.

Содержание

1.
Основные разделы дохода федерального бюджета 2010 года
3
2.
Отличие государственного внебюджетного фонда и бюджетного фонда в федеральном бюджете. Включаются ли средства государственных внебюджетных фондов в федеральный бюджет?
8
3.
Бюджетные взаимоотношения федерального центра и регионов
15
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 66.55 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Основные разделы  дохода федерального бюджета 2010 года

3

2.

Отличие государственного внебюджетного фонда  и бюджетного фонда  в федеральном  бюджете. Включаются ли средства государственных  внебюджетных фондов в федеральный  бюджет?

8

3.

Бюджетные взаимоотношения  федерального центра и регионов

15

Список литературы

22


 

 

  1. Основные разделы дохода федерального бюджета 2010 года

В Российском федеративном государстве в отличие  от унитарного различают доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов  РФ и доходы местных (муниципальных) бюджетов.

Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают денежные отношения, возникающие  у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств  и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и  местного самоуправления.

Доходы бюджетов перечисляются в безвозвратном  порядке в соответствии с бюджетным  и налоговым законодательством  РФ в распоряжение властных структур, а также органов местного самоуправления, необходимых для выполнения их функций  и задач.

В соответствие с бюджетным кодексом доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, зачисляются  на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными бюджетным Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации  и муниципальными правовыми актами, между федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами  государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

Доходы федерального бюджета образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных  и безвозвратных перечислений (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

По методам  аккумуляции среди доходов государства  выделяются обязательные и добровольные платежи. Основная часть доходов  поступает в распоряжение государства  и местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного  рода и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные  и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем  проведения лотерей, займов, выпуска  акций, использования пожертвований  и т.д.

Основной  источник формирования доходов бюджета  во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации — налоговый.

К налоговым  доходам, согласно Налоговому кодексу  РФ, относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а  также пени и штрафы.

Как правило, большинство неналоговых доходов  зачисляются в соответствующие  бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным  бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической  деятельности, доходы от реализации государственных  запасов и резервов и прибыль  Банка России по нормативам, установленным  федеральными законами.

В доходах  бюджетов также учитываются поступления  от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Наиболее  крупными в фискальном отношении  являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, ввозные таможенные пошлины, акцизы.

 

Диаграмма 1.

Динамика  по статьям доходов федерального бюджета за 2008 – 2010 годы

 

Нефтегазовые доходы.  В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ.  Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.

Ненефтегазовые  доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

Налог на прибыль организаций. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсировалось увеличением по операциям с ценными бумагами, что повлекло изменение по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли.

Налоги и взносы на социальные нужды. Удельный вес этого показателя увеличился, но не значительно. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ,  а так же достоверной информации о з/п.

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога. Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. Что характерно для этого раздела, то  здесь изменения связаны с ввозимыми товарами, не подлежащими налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товарами, освобожденными от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями.

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов.

Таблица 1.

Доходы, всего (млрд. рублей)

Нефтегазовые доходы

(млрд. рублей)

Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей)

3 744,3

4 039,5


Доходы федерального бюджета за 2010 год

 

Таблица 2.

 

2010 год

Показатель 

Отчёт

% к ВВП

Доходы, всего

7 783,8

17,3

в том числе:

   

Нефтегазовые доходы

3 744,3

8,3

Доля нефтегазовых доходов в общем  объеме доходов, %

48,1

-

НДПИ

1 317,1

2,9

Таможенные пошлины

2 427,2

5,4

Ненефтегазовые доходы

4 039,5

9,0

Доля ненефтегазовых доходов в  общем объеме доходов, %

51,9

-

НДС

2 295,8

5,1

Налог на прибыль организаций

217,3

0,5

ЕСН

28,1

0,1

Акцизы

134,5

0,3

НДПИ  
(без нефтегазовых доходов)

16,7

0,0

Таможенные пошлины  
(без нефтегазовых доходов)

558,8

1,2


Структура доходов федерального бюджета 2010 год

 

  1. Отличие государственного внебюджетного фонда и бюджетного фонда в федеральном бюджете.

Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица.

Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные  целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от госбюджета. Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджета государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности.

Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы. Органы государства определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные, т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые, которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства  всех внебюджетных фондов находятся  на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные. Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

Несмотря  на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь  и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют  с налоговой системой. Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в  себестоимость производимой продукции. В-третьих, законодательные изменения  по увеличению социальных выплат неизбежно  ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению  бюджетного дефицита.

Целевые бюджетные фонды – один из элементов бюджетной системы; создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов.

Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Целевые бюджетные  фонды создаются на федеральном  уровне в силу федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий  финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В качестве источников формирования целевых бюджетных  фондов рассматривают специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, казначейские векселя и т.д. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Помимо этого, одной из особенностью целевых бюджетных  фондов является то, что на них не распространяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов, устанавливаемый  в статье 35 Бюджетного кодекса РФ. В силу данного принципа, все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. То есть, расходы целевых бюджетных фондов носят целевой характер. Доходы целевых бюджетных фондов учитываются в составе доходов бюджетов обособленно по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

 

Рис. 1 . Бюджетная система РФ

Внебюджетные фонды создаются, как правило, в интересах определённых социальных групп общества. Путём  государственных внебюджетных фондов формируются финансовые ресурсы, необходимые  для финансирования определённых государственных  социальных и иных программ. Таким  образом, внебюджетные средства – это  денежные средства государства, имеющие  целевое назначение и не включаемые в государственный бюджет, но в  некоторых обстоятельствах возможны исключения, так, некоторое время в РФ средства внебюджетных фондов включались в государственный бюджет РФ.

Информация о работе Бюджетная система РФ