Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:51, контрольная работа

Краткое описание

Содержание и значение гос. бюджета. Функции бюджета и его влияние на социально-экономические процессы. Бюджетная политика.

Бюджет (как экономическая категория) – это совокупность экономических отношений, которая возникает в процессе создания, распределения и использования гос. централизованного фонда денежных средств.
Бюджет (как легальное определение) – это форма образования и расходования фонда денежных средств, эти фонды предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства.

Вложенные файлы: 8 файлов

БС РФ.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание  и значение гос. бюджета. Функции  бюджета и его влияние на социально-экономические  процессы. Бюджетная политика.

 

  1. Бюджет (как экономическая категория) – это совокупность экономических отношений, которая возникает в процессе создания, распределения и использования гос. централизованного фонда денежных средств.
  2. Бюджет (как легальное определение) – это форма образования и расходования фонда денежных средств, эти фонды предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства.
  3. Бюджет (как юридическая категория) – это основной финансовый план государства, имеющий статус закона.

 

Бюджет состоит из доходной и  расходной частей.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов гос. власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Расходы бюджета – денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций государства.

 

Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета.

Превышение доходов над расходами  – профицитом бюджета.

 

Функции бюджетной деятельности:

  1. Аккумулирование денежных фондов – процесс постепенного накопления денежных ресурсов.
  2. Использование денежных фондов.

 

Функции бюджета:

  1. Фискальная (образовательная) – сбор, получение денежных средств в бюджет.
  2. Распределительная – перераспределение ВВП или распределение гос. финансов по статьям расходов (использование).
  3. Контрольная – контроль образования и использования централизованных фондов (бюджетных средств).

 

Роль гос. бюджета в  социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

  1. Гос бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики:
    • с помощью бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода (НД – стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства – землей, трудом, капиталом, предпринимательством);
    • государство принимает формы прямого и косвенного воздействия на экономику – предоставляет организациям и предприятиям субсидии, гос. инвестиции.
  2. Гос. бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства.
  3. Гос. бюджет является одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики.
  4. Гос. бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.
  5. Гос. бюджет играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований.

 

В зависимости от того, как формируется бюджет государства, можно судить о приоритетах гос. экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать его граждане.

 

Бюджетная политика.

Бюджетная политика представляет собой систему мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом в составе общей экономической политики, направленную на реализацию всех функций бюджета в целях достижения экономического и социального эффекта.

Бюджетная политика имеет свои субъекты и объект.

Субъектами выступают гос. законодательные и исполнительные органы власти, разрабатывающие, утверждающие, контролирующие и реализующие принятую бюджетную политику, а также непосредственные исполнители бюджетов всех уровней власти по доходам и расходам (налогоплательщики – физические и юридические лица, бюджетополучатели).

Объектом является весь бюджетный процесс, включающий в себя бюджетно-налоговое право, бюджетная система и бюджетный механизм.

Цель бюджетной политики – это обеспечение финансовой и социальной стабильности в государстве.

Бюджетная политика должна базироваться на следующих основных принципах:

  1. Принцип сбалансированности – означает отражение в бюджетной политике объективных процессов, происходящих в экономике, финансах, обществе (когда желаемое не выдается за действительное).
  2. Принцип преемственности – предусматривает формирование бюджетной политики на предстоящий финансовый год с учетом задач и достижений предшествующего периода.
  3. Принцип обязательности – любая политика считается действенной, если она обязательна для исполнения.
  4. Принцип гласности – означает открытость, прозрачность и подконтрольность бюджетных отношений на всех стадиях бюджетного процесса. Население должно быть четко информировано о бюджетной политике государства, должно иметь полное представление в каком направлении расходуются взимаемые с них налоги.

 

Главный приоритет бюджетной  политики – это рост благосостояния населения.

Повышение реальных доходов населения  позволит не только решить социальные задачи, но и повысить потребительский (платежеспособный) спрос, являющийся условием стабильного экономического роста доходов бюджета.

Бюджетная политика современной  России должна быть направлена на решение  следующих групп проблем:

  1. Налоговая реформа, реструктуризация (преобразование) и оптимизация доходной части бюджета:
    • совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения;
    • пересмотр политики в области льгот;
    • ужесточение контроля за соблюдением налогового законодательства;
    • установление на законодательном уровне минимального размера оплаты труда на уровне не ниже реального прожиточного минимума.
  2. Реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов:
    • сокращение числа бюджетополучателей с целью усиления контроля за расходованием бюджетных средств;
    • поэтапный отказ от дотаций и субсидий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета;
    • сокращение численности работников бюджетной сферы;
    • оптимизация расходов по обслуживанию гос. долга.
  3. Регулирование дефицита бюджета и совершенствование бюджетных процедур:
    • внедрение в практику распределения бюджетных средств на действительно конкурсной основе;
    • наведение порядка в функциях и полномочиях контрольных структур.
  4. Построение эффективной системы межбюджетных отношений:
    • рациональное распределение налогов по звеньям бюджетной системы;
    • формирование трансфертной политики (трансферт - выплаты из гос. бюджета), направленной на повышение финансовой самостоятельности и ответственности регионов;
    • установление прямой зависимости получения из федерального бюджета финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.

 

 

Доходы бюджетной  системы РФ: методология их планирования

 

Экономическая сущность планирования бюджетных доходов

Процесс планирования доходов бюджета  строится на основе норм бюджетного и  налогового законодательства РФ.

Планирование бюджетных  доходов представляет собой действия всех ветвей власти, связанные с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых и неналоговых платежей, их распределение по уровням бюджетной системы.

Планирование доходов осуществляется в соответствии с прогнозом следующих показателей:

  • ВВП;
  • ВНП;
  • чистый национальный продукт;
  • НД;
  • платежный баланс;
  • численность населения;
  • личный доход населения и т.д.

 

Каждый из этих показателей служит основой для расчета как общей  суммы поступлений бюджетных доходов, так и отдельных групп, видов налогов и прочих неналоговых поступлений в бюджеты.

На макроуровне планирование доходов  бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. Принимают в этом участие  также другие экономические ведомства.

Работа по формированию бюджета по доходам включает 3 важных направления:

  1. Расчет прогнозируемых сумм мобилизации всех видов доходов.
  2. Распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы.
  3. Определение взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих бюджетов в части предоставления финансовой помощи и выравнивания бюджетной обеспеченности.

 

Планирование налоговых  доходов – это последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых платежей.

Налоговое планирование подразделяется на 2 уровня:

  • налоговое планирование на макроуровне;
  • налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта или организации.

 

Налоговое планирование на макроуровне  охватывает сферу планирования в  масштабе федерального, региональных и местных бюджетов. Основная задача налогового планирования на этом уровне – определение на заданный временной период экономики обоснованного размера поступлений налогов в соответствующее звено бюджетной системы.

Различают текущее (оперативное, краткосрочное) и перспективное (среднесрочное, долгосрочное) налоговое планирование.

Оперативное планирование, осуществляемое на месяц (квартал), призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время.

Краткосрочное планирование служит основой для составления бюджетов соответствующих уровней на очередной год.

В процессе осуществления текущего планирования решаются в основном тактические задачи, а сама стратегия налогового планирования определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного планирования. При текущем планировании детально анализируются и определяются размеры отдельных видов налогов, а перспективное планирование охватывает совокупность всех налогов.

И текущее и перспективное планирование одновременно базируются на прогнозе социально-экономического развития страны и служат основой для определения основных характеристик этого прогноза.

В целом процесс налогового планирования предусматривает собой  следующую схему действий:

  1. Устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения.
  2. Разрабатываются методы и конкретные мероприятия реализации поставленных целей.
  3. Разграничиваются налоговые полномочия и доходные источники между органами власти и управления различных уровней.
  4. Анализируется уровень собираемости и задолженности по каждому налогу.
  5. Производится оценка предполагаемых изменений налогового законодательства.
  6. Определяется налоговая база по каждому налогу с учетом прогноза социально-экономического развития страны.

 

Планирование неналоговых  доходов

В основе планирования неналоговых доходов бюджета заложен новый порядок – функции прогнозирования этих доходов возложены на администраторов доходов.

В соответствии с приказом Министерства финансов РФ (№ 114 от 10 декабря  и  представляют2004г.) администраторы поступлений  в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Администраторами поступлений  в бюджет являются налоговые органы, органы управления гос. внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами гос. власти, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В настоящее время прогнозирование  поступлений неналоговых доходов  производится администраторами доходов  на основе данных предшествующего периода (метод экстраполяции) с учетом планируемого изменения законодательства, а также темпов экономического и социального развития.

 

 

 

Расходы бюджетной системы, порядок их финансирования

 

Главное назначение всех бюджетов –  финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти.

Система бюджетных расходов состоит  из следующих основных блоков:

  1. Расходы на содержание органов управления.
  2. Расходы на правоохранительную деятельность.
  3. Расходы на поддержку отраслей сферы материального производства.
  4. Расходы на научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
  5. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство.
  6. Расходы на охрану окружающей среды и природных ресурсов.
  7. Расходы на содержание учреждений социальной сферы и социальную защиту населения.
  8. Расходы на обслуживание и погашение долга и долговых обязательств органов власти.

 

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов – часть  расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание финансовой поддержки отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Во всех звеньях территориальных  бюджетов текущие расходы являются преобладающей частью.

Капитальные расходы бюджетов –  часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Это средства, предоставляемые  в качестве бюджетных расходов на инвестиционные цели. Расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается гос. имущество.

Предоставление бюджетных средств  осуществляется в следующих формах :

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по гос. контрактам;
  • трансфертов населению, то есть бюджетных средств для финансирования обязательных выплат населению, пенсий, стипендий и т.д.;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов);
  • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

Глоссарий.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Схема 1 - Бюджетная система РФ.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Схема 4- Бюджетный процесс.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Схема 5 - БС субъектов РФ.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Схема 6 - Структура дох части рег бюджета.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Схема 2 - Взаимосвязь в бюджетной системе.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопросы контр работы.doc

— 99.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Бюджетная система РФ