Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:51, контрольная работа

Краткое описание

Содержание и значение гос. бюджета. Функции бюджета и его влияние на социально-экономические процессы. Бюджетная политика.

Бюджет (как экономическая категория) – это совокупность экономических отношений, которая возникает в процессе создания, распределения и использования гос. централизованного фонда денежных средств.
Бюджет (как легальное определение) – это форма образования и расходования фонда денежных средств, эти фонды предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства.

Вложенные файлы: 8 файлов

БС РФ.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

Ведомственная классификация  расходов бюджетов

 

Ведомственная классификация  расходов ФБ – группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств ФБ.

Главный распорядитель  средств ФБ – орган гос. власти РФ, имеющий право распределять средства ФБ по распорядителям и получателям бюджетных средств. (Например: на федеральном уроне Министерство финансов РФ является главным распорядителем средств для Федерального казначейства).

 

Ведомственная классификация  расходов региональных и местных  бюджетов - группировка расходов региональных и местных бюджетов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов.

Главный распорядитель  средств региональных и местных  бюджетов - орган гос. власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетные учреждения, имеющие право распределять бюджетные средства по распорядителям и получателям бюджетных средств региональных и местных бюджетов. (Например: на местном уровне главным распорядителем средств для школ, детских садов является райфинотдел, для которого, в свою очередь, главным распорядителем  является Министерство финансов УР).

 

Классификация видов  государственных внутренних долгов – это группировка долговых обязательств Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Состав государственного внутреннего долга:

  • основная номинальная сумма долга по гос. ценным бумагам РФ, субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам;
  • объем основного долга по кредитам, полученным РФ, субъектами и муниципальными образованиями (МО);
  • объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ, субъектами РФ и МО от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по гос. гарантиям, предоставленным РФ, субъектами РФ и МО.

 

Классификация видов  государственных внешних долгов - это группировка гос. внешних долговых обязательств РФ, а также внешнего долга международных финансовых организаций, правительств иностранных государств перед РФ.

Состав государственного внешнего долга:

  • задолженность кредиторам Парижского клуба;
  • задолженность кредиторам Лондонского клуба;
  • задолженность по кредитам международных финансовых организаций;
  • задолженность по кредитам правительств иностранных государств;
  • задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков.

 

 

 

 

Оценка уровня развития бюджета  муниципального образования (МО)

Экономические, политические и социальные процессы, протекающие во внутренней и внешней среде муниципальных  образований, в той или иной степени  оказывают влияние на его финансовое положение. Состав и качественное состояние экономической базы города или района, их демографические и другие характеристики в большой степени определяют объем бюджетных доходов, а также заставляют задуматься об основных направлениях и размерах расходов городского бюджета. В связи с этим остро встает вопрос определения финансового состояния муниципального образования и факторов, его определяющих.

Термин «финансовая устойчивость» имеет множество значений. В узком бухгалтерском смысле он означает способность местной администрации аккумулировать достаточное количество наличности для оплаты своих счетов в течение 3-6 дней. Это определение финансовой устойчивости можно  назвать кассовой состоятельностью.

Также термин «финансовая устойчивость» может быть связан и со способностью органов местного самоуправления аккумулировать объем доходов, достаточный для покрытия их расходов и отсутствия дефицита в течение бюджетного периода. Это – характеристика бюджетной платежеспособности.

В еще более широком  смысле понятие финансовой устойчивости можно определить как возможность органов местного самоуправления покрыть все затраты не только по их ежегодной деятельности, но и отсроченные платежи (платежи будущих периодов). Это – долгосрочная платежеспособность.

Финансовая устойчивость также может быть определена как способность органов местного самоуправления предоставлять различные услуги в том количестве и того качества, которые требуются для благополучия города, и которые адекватны потребностям населения в общественных благах. Данная способность местного самоуправления определяется здесь как состоятельность в области предоставления услуг общественного сектора.

Таким образом, финансовая устойчивость может быть определена как способность  муниципальных органов организовывать и финансировать производство отдельных товаров и довольно широкого круга услуг общественного сектора на протяжении длительного периода. Другими словами, финансовая устойчивость относится к способности органов местного самоуправления поддерживать существующий уровень предоставления услуг общественного сектора, противостоять местной и региональной дезинтеграции, а также адекватно реагировать на имеющие место тенденции общего экономического роста, спада и другие изменения экономической ситуации.

В настоящее время к теме определения финансовой устойчивости муниципального образования обращаются как зарубежные, так и отечественные авторы. Существует несколько методик диагностики финансового состояния.

Одним из способов анализа  финансового состояния муниципального образования является анализ устойчивости его бюджета.

Устойчивость  бюджета характеризуется следующими  состояниями:

  • абсолютно устойчивое;
  • нормальное;
  • неустойчивое;
  • кризисное.

О степени устойчивости бюджета  судят по соотношению между доходами и расходами бюджета (табл.1).

Таблица 1. Методы определения степени устойчивости

 

Степень устойчивости

Метод определения

1. Абсолютно устойчивое состояние

РМСР

2. Нормальное состояние

РМСР

3. Неустойчивое состояние

РМСР +ДД

4. Кризисное состояние

РМСР

Примечание. РМ – минимальные расходы бюджета; ДС – собственные доходы бюджета;  ДР – регулирующие доходы бюджета; ДД – дополнительно привлеченные финансовые ресурсы


 

Возможны и другие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета (табл. 2), которые в большей степени затрагивают структуру бюджета, особенно доходы и их деление на собственные и регулирующие.

Таблица 2. Критерии устойчивости бюджета                                      В %

Степень устойчивости

Критерии

1. Абсолютно устойчивое состояние

ДС/Д=60-70

ДР/Д=30-40

З/Р=10-15

2. Нормальное состояние

ДС/Д=40-50

ДР/Д=50-60

З/Р=30-35

3. Неустойчивое состояние

ДС/Д=5-10

ДР/Д=90-95

З/Р=40-50

Примечание. Д – общие доходы бюджета; З – задолженность; Р  – расходы бюджета


 

При анализе  бюджета можно использовать следующие  бюджетные коэффициенты:

  • коэффициент соотношения регулирующих и собственных доходов бюджета КРСРС);
  • автономии КАС/Д);
  • обеспеченности минимальных расходов собственными доходами КОРСМ);
  • бюджетного покрытия КБП (Д/РМ);
  • бюджетной задолженности КБЗ (З/Р), где Р – расходы бюджета;
  • бюджетной результативности КБР (Д/Ч), где Ч – численность населения данного муниципального образования;  
  • бюджетной обеспеченности населения КБО (Р/Ч).

Большой интерес представляет методика исследование текущего финансового состояния муниципального образования, предложенная американскими авторами Сэнфордом М. Гроувсом и Морином Г. Валенте и апробированная в нескольких муниципалитетах США. В ее основе лежит гипотеза, в соответствии с которой по мере роста города, его развития, увеличения численности населения в нем финансовое состояние города улучшается, бюджетная обеспеченность в расчете на одного человека растет. Сама причина роста города определена урбанистической теорией: рост обеспечивается за счет общего развития промышленности и сферы услуг, их концентрации, что приводит к экономии за счет эффекта масштаба, экономии за счет наличия развитой инфраструктуры и близости относительно емкого рынка сбыта. Здесь наблюдается кумулятивный эффект, последовательно усиливающий концентрацию населения и производства в городе. Рост доходов бюджета города происходит за счет увеличения налоговых поступлений, обеспечиваемых успешно функционирующими и развивающимися промышленными предприятиями и предприятиями сферы услуг.

Ключевым моментом методики является использование системы мониторинга  финансового развития, которая позволяет  определить факторы, влияющие на финансовое состояние муниципального образования, определить степень воздействия каждого фактора, а также проанализировать последствия этого воздействия. Оценка финансового состояния муниципального образования является комплексным процессом, включающим в себя исследование большого количества факторов. В состав последних входят национальная экономика, действия федерального правительства и местных органов власти, численность населения и его состав, инвестиционный климат и источники внутреннего финансирования местного самоуправления. Факторы, влияющие на финансовое состояние муниципального образования можно сгруппировать следующим образом:

  • факторы внешней среды;
  • организационные факторы;
  • финансовые факторы.

Эти факторы влияют на финансовое состояние муниципального образования  в совокупности: факторы внешней  среды определяют организационные факторы, а те, в свою очередь, определяют финансовые факторы (схема 7а) .

К факторам внешней среды  относятся:

  • внешнеэкономические условия;
  • межбюджетные связи;
  • политическая культура;
  • стихийные бедствия;
  • общественные потребности и ресурсы.

Внешнеэкономические факторы включают в себя колебания уровня инфляции, занятости, экономического благополучия, процентных ставок, деловой активности и т. п. Адаптируясь к внешнеэкономическим условиям, муниципальное образование вынуждено тратить достаточно средств на увеличение своих основных фондов, обеспечивать должный уровень предоставляемых услуг, эффективно управлять муниципальным имуществом.

Финансовое состояние муниципальных  образований во многом зависит  от наличия полномочий в области  налоготворчества, необходимости осуществлять расходы на осуществление делегированных полномочий, финансовой помощи на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, т. е. от межбюджетных связей. Для Российской Федерации это особенно актуально.

Стихийные бедствия – пожары, землетрясения, ураганы, бури, наводнения и другие явления – требуют от местных властей значительных затрат. В значительной степени их можно предусмотреть и отразить в бюджетном планировании, снижая тем самым их влияние на финансовое состояние (практика создания резервов).

Показатели потребностей общества и ресурсов включают экономические  и демографические характеристики, такие как: численность населения, доход на душу населения, стоимость  имущества, занятость и деловую  активность населения. Можно привести следующий  пример влияния данного фактора на финансовое состояние муниципального образования. Сокращение численности населения или рабочих мест приводит к снижению спроса на жилье и вызывает соответствующее снижение рыночной стоимости жилья. Это приводит к сокращению доходов муниципалитета  от налога на имущество. Первоначальное снижение численности населения также негативно влияет на розничную торговлю и личный доход, приводя к дальнейшему падению доходов муниципального образования. Но т.к. постоянные  издержки в структуре затрат остаются неизменными при сокращении численности населения и снижении деловой активности, местное самоуправление не всегда может сбалансировать сокращение доходов с пропорциональным снижением расходов. В результате муниципалитет вынужден увеличивать налоги, чтобы компенсировать снижение доходов: это ложится тяжелым бременем на оставшееся население. Экономические условия ухудшаются, налоги растут, местное сообщество становится менее привлекательным для проживания, численность населения может сокращаться за счет оттока населения в соседние муниципальные образования, возникает порочный круг.

Глоссарий.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Схема 1 - Бюджетная система РФ.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Схема 4- Бюджетный процесс.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Схема 5 - БС субъектов РФ.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Схема 6 - Структура дох части рег бюджета.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Схема 2 - Взаимосвязь в бюджетной системе.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вопросы контр работы.doc

— 99.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Бюджетная система РФ