Анализ бюджета субъекта на примере г.Пермь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит анализе исполнения бюджета субъекта Федерации на примере г. Перми.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты формирования бюджета субъекта РФ, расходной и доходной части;
изучить основные показатели исполнения бюджета г. Перми;
разработать комплекс мер по повышению качества сбалансированности бюджета г. Перми;

Вложенные файлы: 1 файл

заказ 13154.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Устойчивое  социально-экономическое развитие Российской Федерации невозможно без обеспечения сбалансированного развития субъектов Российской Федерации,  особенно в условиях децентрализации экономических, социальных и политических процессов. В связи с расширением границ самостоятельности субъектов Российской Федерации значительно возрастает их роль в регулировании экономики и решении социальных проблем.

Тенденции регионального  развития современной России заключаются  в

расширении  круга задач,  решаемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации,  что в условиях высокого уровня дифференциации их социально- экономического развития ведет к существенным различиям в объеме и качестве государственных и муниципальных услуг в различных публично-правовых образованиях.  В то же время согласно части 2  статьи 19  Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства и других обстоятельств.

Однако существующие условия социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации обусловливают низкий уровень их бюджетной обеспеченности,  что в совокупности с несовершенством бюджетного и налогового законодательства препятствует эффективному решению задач,  стоящих перед региональными органами государственной власти. При этом сложившаяся в Российской Федерации нормативно-правовая и методическая база не позволяет в полной мере обеспечить решение проблем сбалансированности бюджетов субъектов федерации в долгосрочном периоде.

Одним из главных  недостатков сложившегося механизма  обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации является отсутствие методологической основы для выбора эффективных методов и инструментов управления бюджетным дефицитом,  критериев объективной оценки состояния бюджетов субъектов федерации и оценки качества их сбалансированности.

В этой связи  вопросы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации,  в том числе установления оптимального соотношения между доходами и расходами бюджетов субъектов Российской Федерации,  покрытия их дефицита, в настоящее время являются весьма актуальными.

Цель  курсовой работы состоит анализе исполнения бюджета субъекта Федерации на примере г. Перми.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты формирования бюджета субъекта РФ, расходной и доходной части;
  • изучить основные показатели исполнения бюджета г. Перми;
  • разработать комплекс мер по повышению качества сбалансированности бюджета г. Перми;

Объектом исследования является бюджет субъекта федерации.

Предметом исследования являются теоретические и организационно-правовые аспекты сбалансированности бюджетов субъектов федерации.

В работе использовались нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,  регламентирующие организацию бюджетных отношений,  управление бюджетами субъектов Российской Федерации,  материалы научных конференций и семинаров,  а также публикации в периодических изданиях и материалы, размещенные в сети Интернет.

Информационно-статистическую базу курсовой работы составили данные Контрольно-счетной палаты г. Перми.

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Бюджет субъекта РФ

Для выполнения своих функций государству и его регионам необходимы денежные средства. Источником финансирования государственных расходов является государственный бюджет, а для финансирования расходов субъектов РФ – бюджеты субъектов РФ. [10, с. 17]

Слово бюджет происходит от английского слова budget – сумка.

В Бюджетном  Кодексе термин бюджет определяется как «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления».

В финансовой системе страны государственный бюджет занимает ведущее место. В нем концентрируются большая доля национального дохода для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, содержания органов власти и управления и укрепления обороны. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов, более быстрого развития наукоемких производств, осуществления прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов. Это регулирование происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

Бюджет субъекта представляет собой баланс доходов  и расходов и, как всякий баланс, состоит из двух взаимосвязанных  частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов. [11, с. 260]

При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. Превышение расходов над его доходами образует бюджетный дефицит. Различают текущий (временный, не превышающий 10 % доходной части бюджета) и хронический (многолетний, критический, превышающий 20 % доходной части) Обратное явление (превышение доходов над расходами) называется бюджетным профицитом.

В силу федеративного  устройства страны, существует три  уровня бюджетов:

1) Федеральный  бюджет. Является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в различных областях и сферах деятельности.

2)Бюджеты субъектов  РФ. Представляет собой форму  образования и расходования денежных  средств, предназначенных для  обеспечения задач и функций субъекта РФ.

3) Местные бюджеты.  Являются формой образования  и расходования денежных средств,  предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных  к предметам ведения местного  самоуправления.

В совокупности с внебюджетными фондами эти уровни составляют консолидированный бюджет (свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории). [12, с. 314]

Единство бюджетной  системы РФ не подразумевает слияния  или поглощения бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами. Каждый бюджет функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов Федерации, а последние не входят в федеральный бюджет. Но в случае необходимости поддержки бюджетов более низких уровней для реализации их задач из вышестоящих бюджетов (федерального и регионального) могут передаваться им дополнительные ресурсы. Это позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства.

Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет соответствующим органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Направляются  эти ресурсы на строго определенные цели в зависимости от разграничения  функций между уровнями управления.

Но при этом основная координирующая роль принадлежит  федеральному бюджету.

Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

• распределения  и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной  системы РФ;

• разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

• равенства  бюджетных прав субъектов РФ, равенства  бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

• равенства  всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства  местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Ежегодно в  составе бюджета каждого уровня в законодательном порядке должны утверждаться следующие показатели:

• общий объем  доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета;

• прогнозируемые доходы бюджета в разрезе групп, подгрупп и статей классификации  доходов бюджетов РФ;

• нормативы  отчислений в бюджеты других уровней от регулирующих доходных источников;

• расходы бюджета  по показателям функциональной классификации;

• капитальные  расходы бюджета (бюджет развития) и  текущие расходы бюджета (бюджет текущих расходов);

• объемы и перечень внутренних заимствований по показателям источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

• распределение  бюджетных ассигнований по прямым получателям  бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;

• статьи (показатели, нормативы), определяющие особенности регулирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.

К основным требованиям, предъявляемым к построению бюджетов любого уровня, относятся:

  1. единство правовой базы;
  2. полнота учета бюджетных доходов;
  3. сбалансированность бюджета;
  4. эффективность и экономность бюджета.

Рассмотрим  подробнее региональный бюджет.

Каждый субъект  РФ имеет собственный бюджет. Под  бюджетом субъекта РФ (региональным бюджетом) понимается форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Поскольку субъектами РФ являются различные виды государственных  и административно-территориальных  образований, то и бюджет субъекта федерации представлены разными видами бюджетов - республиканскими (у республик в составе РФ), областными (у областей и автономных областей), окружными (у округов, входящих в состав РФ), краевыми (у краев), бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ. [10, с. 17]

В таких бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов  в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения и расходных обязательств субъектов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Государство через региональные бюджеты пытается активно проводить экономическую и социальную политику путем предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов с целью прямого финансирования социальной сферы, сельского хозяйства, промышленности, строительства, охраны окружающей среды и других направлений.

Анализ деятельности федеральных органов власти и  органов власти субъектов РФ свидетельствует, что центр тяжести перемещается от центра к регионам. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния расширяется.

Таким образом, можно утверждать, что роль бюджетов субъектов РФ очень важна, так  как они точнее отражают состояние  соответствующего региона чем федеральный  бюджет, а значит и более объективны. [9, с. 61]

1.2 Доходы бюджетов субъектов РФ

Для эффективного исполнения бюджета любого уровня необходимы денежные средства. Это означает, что  в бюджете обязательно должна присутствовать доходная часть, и как  следствие доходы бюджета.

Под доходами бюджета  следует понимать поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых  доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определены законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

В соответствии со ст. 56 Бюджетного Кодекса РФ, бюджеты  субъектов РФ подлежат зачислению налоговые  доходы от следующих региональных налогов:

  • налога на имущество организаций - по нормативу 100%;
  • налога на игорный бизнес - по нормативу 100%;
  • транспортного налога - по нормативу 100%.

Налоговые доходы от региональных налогов, установленных  органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа. Если иное не установлено федеральными законами или данными субъектами.

Информация о работе Анализ бюджета субъекта на примере г.Пермь