Анализ государственного бюджета Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:54, реферат

Краткое описание

Основу финансовой политики составляет бюджетная политика, которая связана прежде всего с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, целевых общегосударственных фондов. Государственный бюджет Украины – это главный финансовый план страны, который отражает общественно-экономическое положение в государстве. Экономическая нестабильность и спад производства негативно влияют на формирование доходов и финансирования расходов бюджета. Бюджет, его доходная часть напрямую связаны с Государственной программой социально-экономического развития Украины на текущий финансовый год. И наоборот, выполнение указанной программы зависит от ее финансового обеспечения.

Содержание

Введение
1. Государственный бюджет Украины
1.1 Основные понятия бюджетной системы Украины
1.2 Принципы бюджетной системы
2. Составляющие государственного бюджета Украины
2.1 Доходы бюджета
2.2 Расходы бюджета
3. Анализ государственного бюджета Украины на 2012 год
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ Государственного бюджета Украины.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

План:

Введение

1. Государственный бюджет  Украины

1.1 Основные понятия бюджетной системы Украины

1.2 Принципы бюджетной  системы

2. Составляющие государственного бюджета Украины

2.1 Доходы бюджета 

2.2 Расходы бюджета

3. Анализ государственного бюджета Украины на 2012 год

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие общественно-экономических  отношений в Украине подтверждает необходимость скорейшего решения  проблемы финансовой стабилизации.

Основу финансовой политики составляет бюджетная политика, которая связана прежде всего с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, целевых общегосударственных фондов. Государственный бюджет Украины – это главный финансовый план страны, который отражает общественно-экономическое положение в государстве. Экономическая нестабильность и спад производства негативно влияют на формирование доходов и финансирования расходов бюджета. Бюджет, его доходная часть напрямую связаны с Государственной программой социально-экономического развития Украины на текущий финансовый год. И наоборот, выполнение указанной программы зависит от ее финансового обеспечения. Государственный бюджет выступает основой финансирования общегосударственных программ и способствует их выполнению. Государственная программа социально-экономического развития Украины и Государственный бюджет Украины имеют свое особое место, роль и назначение в системе общественно-экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ УКРАИНЫ

1.1 Основные  понятия о бюджетной системе  Украины

Бюджетная система Украины – объединение всех звеньев государственного бюджета на единых принципах. Правовые основы бюджетной системы составляют Конституция Украины, изданный на его основе Закон «О бюджетной системе Украины», Бюджетный кодекс Украины и иные законодательные акты. Экономической основой бюджетной системы Украины выступает народнохозяйственный комплекс.

Согласно ст. 5 БКУ –  бюджетная система Украины состоит  из государственного бюджета и местных бюджетов.

Бюджетами местного самоуправления признаются бюджеты территориальных  общин: сёл, посёлков, городов и их объединений.

Местными бюджетами  признаются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты  районов в городах и бюджеты  местного самоуправления.

Бюджетная система – это совокупность всех видов бюджетов, основанная на экономических отношениях в соответствии с бюджетным кодексом Украины.

Каждое государство  имеет свою бюджетную систему  и устанавливает принципы её построения.

Бюджетное устройство в  государстве определяется формой государственного устройства и включает в себя: организацию бюджетной системы, принципы её построения, полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и их исполнительных органов.

Согласно Бюджетного кодекса Украины бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, её структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы. Бюджетное устройство Украины определяется с учётом государственного устройства и административно – территориального деления.

Статья 6 БКУ выделяет и сводный  бюджет, который является совокупностью показателей бюджетов, используемых для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства.

Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя.

Сводный бюджет Автономной Республики Крым включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, сводных бюджетов её районов и бюджетов городов республиканского значения.

Сводный бюджет области  включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области.

Сводный бюджет района включает показатели районных бюджетов, бюджетов городов районного значения, поселковых и сельских бюджетов этого района.

Сводный бюджет города с  районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, которые входят в его состав в случае, когда городу или району в городе административно подчинены другие города, посёлки, сёла, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, посёлков и сёл.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Принципы  бюджетной системы

Бюджетная система Украины  основывается на следующих принципах, предусмотренных ст.7 БКУ :

1)    принцип единства  бюджетной системы Украины —  единство бюджетной системы Украины  обеспечивается единой правовой  базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных  отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;

2)    принцип сбалансированности  — полномочия на осуществление  расходов бюджета должны соответствовать  объему поступлений в бюджет  на соответствующий бюджетный  период, то есть, как определено в ст.95 Конституции Украины, чтобы полномочия на осуществление расходов бюджета соответствовали объёму поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период и покрывались реальными доходами ;

3)    принцип самостоятельности  — Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств в соответствии с законодательством Украины, правом Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие бюджеты;

4)    принцип полноты  — в состав бюджетов подлежат  включению все поступления в  бюджеты и расходы бюджетов, осуществляемые  в соответствии с нормативно-правовыми  актами органов государственной  власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;

5)  принцип обоснованности — бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с утвержденными методиками и правилами;

Реалистичность бюджета  базируется на достоверности таких  основных прогнозных показателей социально  – экономического развития, как:

а) валовой внутренний продукт (ВВП) номинальный (млрд.грн.);

б) индекс потребительских  цен (% в среднем к предыдущему  году, де-кабрь к декабрю предыдущего  года);

в) прибыль предприятий (млрд.грн)

г) поступления в бюджет от приватизации (млрд.грн.)

д) темпы прироста монетарной базы к началу года (%)

е) темпы прироста денежной массы к началу года (%)

ж) экспорт и импорт товаров и услуг (млн.дол.США)

и других показателей, которые  должны утверждаться Кабинетом Министров Украины до составления бюджета.

6)    принцип эффективности  — при составлении и исполнении  бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;

7) принцип субсидиарности — распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении оказания общественных услуг к их непосредственному

потребителю;

8)   принцип целевого использования бюджетных средств — бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;

9)    принцип справедливости  и непредвзятости — бюджетная  система Украины строится на  основах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными громадами;

10)    принцип публичности  и прозрачности — Государственный  бюджет Украины и местные бюджеты  утверждаются, а решения по отчету  об их исполнении принимаются  соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами;

11)    принцип ответственности  участников бюджетного процесса  — каждый участник бюджетного  процесса несет ответственность  за свои действия или бездействие на каждой стадии бюджетного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА УКРАИНЫ

2.1 Доходы бюджета Украины

Доходы Государственного бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, которые урегулированы соответствующими нормативными актами и необходимы для выполнения ее функций. Доходы бюджета отображают экономические отношения государства с предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами, которые возникают в процессе взыскания бюджетных платежей.

  В зависимости от конституционного уклада государства может быть несколько уровней доходов бюджета – от общегосударственного к низшим административно-территориальным группировкам. Украина согласно Конституции является унитарным государством, и потому доходы бюджета имеют два уровня – государственный и местный. К местным относят бюджеты Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя, областные, городские, районные, сельские и поселковые.

 Главным источником  доходов бюджета является национальный доход. Основными методами, которые используются органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги, сборы, неналоговые платежи, ссуды, эмиссия денег.

Источники доходов Государственного бюджета Украины определены Бюджетным кодексом и другими нормативными актами. Конкретизация доходов и ставок отчислений уточняется в Законе о Государственном бюджете на текущий год.

   Доходы бюджета  классифицируются по следующим  разделам:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления;

3) доходы от операций с капиталом;

4) трансферты.

Налоговыми поступлениями  признаются предусмотренные налоговыми законами Украины общегосударственные  и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Неналоговыми поступлениями признаются:

- доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

- административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи;

- поступления от штрафов и финансовых санкций;

- другие неналоговые поступления.

Трансферты — это средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе.

На уровень доходов Государственного бюджета влияют внешние и внутренние факторы. Они могут иметь экономическое, социальное, политическое, национальное направление. Исходя из экономического направления как наиболее весомого:

  Внешние факторы:

- Внешний государственный долг;

- Уровень интеграции во внешнеэкономическое пространство;

- Уровень цен на энергоносители;

- Уровень внешней финансовой помощи от иностранных государств, международных финансовых организаций;

- Сальдо торгового баланса.

  Внутренние факторы:

- Уровень налоговых ставок;

- Уровень банковского процента;

- Уровень налоговой возможности населения;

- Объекты  приватизации;

- Уровень ВВП;

- Курс национальной валюты;

- Уровень инфляции;

- Внутренний государственный долг.

Состав доходов Государственного бюджета Украины предусмотрен

ст. 29 Бюджетного кодекса Украины.

Доходы Государственного бюджета Украины включают:

1) доходы (за исключением  тех, которые согласно статьям  64, 66 и 69 Бюджетного Кодекса закреплены за местными бюджетами), получаемые в соответствии с законодательством о налогах, сборах и обязательных платежах и Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов», а также от платы за услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, которые содержатся за счет Государственного бюджета Украины, и других определенных законодательством источников, включая средства от продажи активов, принадлежащих государству или предприятиям, учреждениям и организациям, а также проценты и дивиденды, начисленные на долю имущества, принадлежащего государству в имуществе хозяйственных обществ;

Информация о работе Анализ государственного бюджета Украины