Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:45, шпаргалка

Краткое описание

Понятие мировоззрения и философского мировоззрения
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory-1237.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

А. Попадает в сети манихейства (особая религиозно-рационалистическая секта, которая стремилась к богу с помощью разума). Духовное развитие Августина:

1). Период поиска. Итог- «Исповедь»

2). Авг. Размышляет  о судьбе человека. «Уверовал  прочно», получает звание епископа. Много занимается литерат.деятельностью.  «Против академиков», «О музыке»,  «Троица», «О граде божьем», «О  христианском учении».

Отношение Августина к античности: много читал греч. Авторов, особенно выделял Сократа и Платона – ближе всего стоят к науке о Боге. Т.о. Платон был, с точки зрения Августина, «зачинателем истинной религии».

Тема  веры и знания.Феномен веры в Христа у Августина централ. и многознач. Вера (по Августину)- здоровое чувство, верить- делать выбор, кому верить- суть веры -вера в жизненный авторитет (в родителей, в хорошего учителя). Существует лестница авторитетов веры. Те, что более отдалены, т.е. не  поддаются пониманию – наиболее высокая ступень. => Вера в абсолютный авторитет- в Бога. «Верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить»(Авг. Блаж.)(речь о понимании Бога) => вера не противостоит разуму – взаимодополнительность.

Вера – особый вид  мышления, это мышление с согласием. Способность к вере имеют только способные мыслить.

Бог открывается человеку во всех видимых и невидимых пределах, в сотворённых вещах. => Разум, просветленный откровением.(тема истинной веры)

 

 

27. Философия  патристики (Августин): трактовка бытия,  человека и времени

Фундаментом теоретического и идеологического развития средневековой  философии 

выступает патристика. - учение христиан, которые вырабатывали христианское мировоззрение в борьбе со своими соперниками - последователями  Платона и неоплатонизма. Пытались совместить христ. филос. с греческой.

Августин Блаженный (354-430) оказал влияние на развитие средневековой философии.

Бытие – это то, что не имеет никакой примеси небытия, оно неизменно, субстанционально. Субстанция есть бытие определённое, стремящееся удержать свою определённость, это носитель свойств и качеств. Неизменяемая субстанция – абсолютное, простое, неделимое бытие, то есть Бог. Абсолютное бытие Бога – причина изменяющегося ограниченного бытия. (с одной стороны, это влияние неоплатонизма, но А. Разделяет понятия Бога и бытия).

Бог создал мир, время, сам бог находится вне времени, время - понятие человеческое,  способность ч-ка разлагать события на до, сейчас и после (Субъективное понимание времени). С идеей времени связана идея истории, кот движется от града земного к граду божьему.

(В 410 году в падении  Рима обвинили христианство с  его идеей безвольного человека. Ответом на эти обвинения стал  «Град Божий» Августина.) А. Утверждает, что подобные катаклизмы повторяются  в истории. Существует град земной и град небесный, который дано увидеть в жизни земной. В нашем мире эти два начала перемешаны, но в высшем мире они разделеныà идея мирской и священной истории. Книга А. Способствовала тому, что христиане могли принять факт крушения империи как факт религиозных чувств. Таким образом, складывается идея линейного развития истории.

Бог – вечная бесконечная длительность, нах. вне  времени. Время возникает, когда  Бог создает мир.

Религия базируется на антиномиях – вечность времени  и его преходящесть.

Августин большое внимание уделил человеку и его самосознанию. Ч-к благодаря свободе может выбрать между добром и злом. Зло происходит от неумения распоряжаться этим божьим даром. Внутренняя духовная жизнь ч-ка соотносится с богом перед которым ч-к исповедуется. Именно с ср. в. зарождается  интерес к внутренней жизни ч-ка, к проблемам самопознания.

А. Считает, что существуют изменяемые духовные предметы – разумные души, обладающие бессмертием, изменяющиеся во времени, а не в пространстве. Духовные предмет, обладая бессмертием, не обладают вечностью, они могут изменить своё состояние.

Бессмертие не только души, но и тела (2е приш. Х.).

Разгадать тайну  человека – разгадать бытие.

В человеке есть три ипостаси:

  • разум – Бог
  • познание – Христос
  • любовь – Дух

Тайна человека – душа – принцип персонализации философии.

Основные  догматы антропологии:

1. Творение человека  Богом – абсолютное значение  человека.

2. Греховность чел. по  природе

3-4. Искупление и воскресение  Христа – «путь спасения»

Обретение истинной веры:

1. Первично в ощущениях – ощ-ие самой души

2. Бестелесное обличие  души – благодать.

3. В душе образуется  предустановленная гармония (Душа  видит не так, как глаза).

 

 

28. Философия  схоластики: понятия номинализма  и реализма

 

Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение(средневековая «школьная» философия). Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога.

Церковь господствует во всех сферах жизни. Одновременно с призванием уйти из мирской жизни, церковь породила и новое отношение к труду: он становится не прерогативой рабов, теперь праздность расценивается как грех.

Проблема универсалий–проблема общих понятий. .à Догмат о Троице. Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества? Именно по этому вопросу произошёл раскол церкви. Таким образом, проблема универсалий – это проблема соотношения множества и единичностей.

Эти вопросы решались путём разбора языковых средств. Мир схоластической философии –  мир, воспринятый через призму зыка. Понятия укоренены не только в человеческом уме, но и в бытии, в вещах. (Связь с Платоном: вещи причастны к идеям, которые существуют в уме Бога).

Итак, существовало два  взгляда на проблему универсалий:

 Реалисты (Иоанн Скотт  Эриугена). Реально существует только общее (согласно учению Платона, идеи существуют до конкретных вещей). Мир вещей сотворён под влиянием Святого Духа. Первопричины дают начало миру отдельных вещей. Таким образом единство Бога понимается как общее.

 Номиналисты. Реально существует вещь. Общее, имя вещи, существует только после самой вещи.

Эриуген (один из отцов схоластики)был реалистом. Бытие разделяет на четыре природы:

  1. Не сотворенная, но торящая–бог, как источник всех вещей: единственный несозданный творец всего, он бесформенен, невыразим и постигается лишь через бытие вещей.
  2. Сотворенная и творящая–божественные идеи, выступающие как первичные причины; идеальный мир создан богом из себя самого и существует вечно.
  3. Сотворенная и нетворящая–чувственно–воспринимаемый мир, который есть проявление идеального мира во множестве различных вещей.
  4. Не сотворенная и не творящая–бог, воспринимаемый как конечная цель всех вещей.Вторая и третья природы не имеют самостоятельного существования и не отличаются по–существу. Образование вещей Э. связывает с грехопадением человека, при котором происходит отпадение человека от бога. Но с течением времени наступает искупление и возвращение всех вещей к богу

Фома Аквинский

Тема соотношения свободы  воли и разума человека.

Теология Ф. А. явилась  образовательной для западного христианского мировоззрения. Он обращается к Аристотелю. «Сумма теологий» - философия конкретного. Ф. А. Обращает нас к конкретному миру. Бытие – это факт действия. Величие творца – в сотворении великого разнообразия форм. Подлинный христианин не может не быть оптимистом, так как живя в мире, сотворённом Богом, он участвует в Божией благодати. Ф. А. Примиряет внешнего и внутреннего человека.

Пьер Абеляр

Жил на рубеже XI и XII веков. Родился  на севере Франции, был популярен  как мастер диспута. Критически относился к авторитету церкви. Трактат  «Познай самого себя»: главный критерий нравственности – согласие совести. Существует единый нравственный закон, общий для всех людей. Был посредником между реалистами и номиналистами. Его концепция получила название «концептуализма». По сути был умеренным номиналистом: общие понятия не существуют, но они существуют в нашем сознании и представляют существ. признаки класса предметов. Благодаря универсалиям возможно познание.

 

 

29. Особенности  и основные понятия философии Возрождения (Бог, природа, человек

Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая  эпоха в рамках Средневековья; новая  философия, утверждающая человеческий индивидуализм. Возрождение началось в XIV веке - развитие светского знания и гуманистического движения. Центром нового мироощущения стала Флоренция.

Средневековье

Возрождение

 Человек – родовое существо (следствие  теоцентрического мировоззрения)

 Созерцательный, а не творческий тип  личности

 Принцип антропоцентризма: человек – индивидуальность. Духовное начало неотъемлемо от телесного. В своей творческой мощи человек уподобляется Богу. Он – творец цивилизации и культуры.

 Активный тип личности. Возрождается этика эпикурейства.


    1. Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека, при этом по-новому культивируются неоплатонические построения.

Гуманизм, признание Человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь прежде всего за счет возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному, а не к знанию о при 
роде.

Перенос акцента с  Бога на человека.

Постулирование универсальной творческой субъекстивности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

Личностно-материальное понимание мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

Новое отношение к природе (Олич. От средневек. И антич.) Загадочность природы в ее непостижимой красоте. Художник должен быть весьма образованным человеком, должен уметь изображать пространство, математически осмыслять нарисованное.

Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.

Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения, особенно важное значение имела Реформация, движение в пользу религиозных реформ, героями которого стали Я.Гус, М.Лютер,Т.Мюнцер, Ж.Калъвин.Движение протестантов- религиозное восстание человечества против католичества. Обращение к истокам христианства. Когда усиливается элемент веры, земная жизнь перестает быть важным местом. Сам Бог избирает людей для жизни и просто для спасения или просто для жизни., все зависит от самой души => роль священника может исполняться и обычным человеком..

Геометрически-структурное  понимание мира, дополненное диалектикой  перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

Пантеизм. Отождествление Бога и Природы.

Философия эпохи Возрождения  – переход от традиционализма  к личностно-конструктивному сознанию. Возрождение вскрывает новые  потенциалы человека, открывает новые  жанры искусства. Авторитет разума растет.

 

 

30. «Ученое незнание» и метод Николая Кузанского

Николай Кузанский(1401-1464). Был епископом и кардиналом. Получил схоластическое образование. Знал труды Платона, Аристотеля, А.Августина, Ф.Аквинского. Занимался математикой, естествознанием, философией. Идеи его были передовыми для его времени и не были поняты современниками. Новые идеи, преданные через старые, схоластические понятия, утрачивали новизну(идея об единстве и борьбе противоположностей высказана Н.К., но автором считается Гегель). Н.К. использовал математические приемы в своих доказательствах.

Идея бесконечности  или Абсолютного максимума. Бог един и всемогущ. Н.К вводит идею абсолютного максимума. Этот абсолютный максимум и есть Бог. (природа, мир и Бог–одно и тоже(идея пантеизма, всебожия)).

. Изучая Бога, необходимо изучать и природу, по его трудам(природе) можно познать Бога. «Ученое незнание»–несоответствие между конечностью человеческого разума и бесконечностью, к которой он стремится.

«Об учёном неведении»

В основном, когда устанавливается  истина относительно различных вещей, неопределенное сравнивается с определенным, неизвестное с известным. Бесконечное непредставимо в какой бы то ни было пропорции и поэтому остается для нас неизвестным. Это тот случай, когда причина нашего незнания - отсутствие пропорций, которые присущи вещам законченным. Сознание такой структурной диспропорции между умом человеческим (конечным) и бесконечностью - это и есть ученое незнание.

  • демократичность – обращение ко всей аудитории
  • единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен
  • в центре внимания оказываются вопросы познания
  • появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит окружающий мир природы

 

Бесконечность не с  чем сравнивать, следовательно невозможно познать. 
Философия Фрэнсиса Бэкона (эмпиризм и учение об индуктивном методе)

Френсис Бэкон (1561 – 1626)

Закончил Кембридж, яркий  политик, служил в дипломатической  миссии в Париже. С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность. Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и приумножении наук».

Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая Атлантида»).

В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались науки, отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма выдвигается новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия. Критерием оценки познания оказывается практический результат.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"