Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:45, шпаргалка

Краткое описание

Понятие мировоззрения и философского мировоззрения
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory-1237.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

«человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» 

существует объективной  истины, и все люди правы. Аналогичным  образом отрицалось существование  объективного  добра и зла.

Горгий (ок. 480-360 до н.э.) высказывал сомнения в существовании бытия, а если оно и существует, то его невозможно познать, а если и можно познать, то невозможно передать своё знание другому.

Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением. Трактат «О природе, или О несуществующем» - манифест агностицизма.

16) Философия  Сократа (проблема Сократа)

Сократ  из Афин (469-399 до н. э.) - один из родоночальников диалектики (наряду с Гераклитом). Сократический метод – постановка наводящих вопросов. Источник сведений о его учении — сочинения Платона (+ Ксенофонт, Эсхин, Федон, Евклид). Цель философии Сократа — самопознание как путь к постижению блага; знание – добродетель. Деление истории античной философии на до- и послесократовскую.

Три особенности философии  Сократа:

1) ее разговорный («диалектический») характер - утверждал, что сам  он «ничего не знает» и чтобы  стать мудрым расспрашивает других. «Майевтика» – душа беременна истиной, человек должен сам сформулировать, родить истину с помощью повивальной бабки (т.е. Сократа) в процессе рассуждения.

2) определение понятий  путем индукции

3) этический рационализм,  выражаемый формулой «добродетель есть знание».

Обычные приемы ведения диалога: опровержение через приведение к противоречию и ирония — притворное неведение, уход от прямых ответов. Опровержение - приведение в замешательство. Сократ заставлял собеседника признать невежество Сократа, потом заставлял человека самого делать выводы и понимать, насколько его аргументация неполна и неправильна, в конце концов собеседник сам признавал себя невеждой.

Постоянная мысль - правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга. Истинно моральное (благо) всегда сознательно; сознательное - всегда хорошо, а бессознательное — плохо. Зло — всегда ошибка суждения, а добро самоочевидно.

Тема любви (эроса) и дружбы — тождество истины и добра.

Миссия С. – обрести  путь истинного знания и справедливости. Обретение истинного смысла жизни: освобождение души от иллюзий и заблуждений; душа должна быть открыта (выдержать экзамен жизни).

В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Сократ слышал голос своего «демония», предостерегавший его или его друзей совершать те или иные поступки  в случаях смертельной угрозы для жизни. Свой внутренний голос Сократ считал своеобразным оракулом, посредством которого бог сообщает ему свою волю. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии учение в конце жизни он был обвинен в неблагочестии.

В Сократе Гегель видел  некий новый поворот духа –  понятие субъективности личности. Ницше  выступает антисократистом, считает  его разрушителем культуры трагической эпохи.

17) Сократовский  метод философствования 

Сократический метод  — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия.

Философия — это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению его сущности.

Диалога Платона «Лахет» посвящён выяснению понятия мужество. «Так как мужество есть частный вид добродетели, то следует сначала выяснить, что такое сама добродетель, а потом перейти к приведению примеров мужества, и на основании их выяснить, что такое мужество, сущность мужества как добродетели». В диалоге «Лахет» дело так и не доходит до решения вопроса по существу.

Принцип деления родового понятия на составляющие его виды. Диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом рождается истина. Этот метод философствования ещё называется майевтика — «повивальный метод».

«Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого».

Сократ впервые стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалога для достижения истины. В диалектике воплотились антидогматизм, плюрализм. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого».

Диалог «Гиппий Больший» Платона посвящён выяснению понятия прекрасного. Сократ посредством различных определений прекрасного, приходит к определению сущности рассматриваемого предмета. Метод - посредством выявления разных противоречий в рассуждениях собеседников отсеять всё несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого, прежде всего нравственного, явления.

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством  повивальной бабки»; его метод  вопросов, предполагающих критическое  отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».

 

18) Учение  Платона об идеях и философское  значение

Платон (428 – 348 до н.э.) - ученик Сократа. Все философы говорят о Платоне как о загадке. «Платон» - означает «полнота», «широта». Этапы деятельности:

1.      «Апология Сократа» и древний ранний период.

  1. Переходный период .платоновская концепция идеи метафизики. Критическое отношение ко всем школам.
  2. Зрелый (70-60 года) – разработка идей метаморфоз, появл. «Диалогов».
  3. Упадок. Социально-политические учения Платона.

Идеи (высшая — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, вещи — подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) — побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил схему основных ступеней бытия.

Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир - лишь "тень" и произведен от мира идей, т. е. вторичен. Идеи являются неизменными, неподвижными и вечными, а след. подлинными, действительным бытием.

Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий), материальный мир им лишь подчинен. Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним. Это является «переворачиванием» действительности. (Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола; идея стола возникает как абстракция). Идеи несут в себе разумность (логос).

Кажущееся бытие (т. е. мир чувственно воспринимаемых вещей) отделяет истинное бытие от небытия. Реальные вещи - соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной "принимающей" материей (небытием). Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У позднего Платона можно встретить и утверждение противоположного характера: идеи присутствуют в вещах, след. возможность движения к иррационализму.

Вопрос "иерархии идей" - определенная упорядоченная система объективного идеализма. Выше всего стоит идея красоты и добра. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Идеи «высших ценностей»: блага, истины, прекрасного, справедливого. Однако иерархия идей нигде не сложилась в четко очерченную и разработанную систему взглядов. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах второго периода - "Пир", "Закон", "Федон" и "Федр".

 

19) Платон  о целях и ступенях знания

Все вещи в мире подвержены изменениям и развитию. Особенно это  касается мира живого. Развиваясь, все стремится к цели своего развития. Отсюда еще один аспект понятия "идея" - это цель развития, идея как идеал. Человек тоже стремится к идеалу, к совершенству.

Материя есть небытие  и источник всего плохого, и в  частности зла. А идея есть истинное бытие вещи. Данная вещь существует потому, что причастна идеи. В мире все развертывается согласно некоторой цели, а цель может иметь только то, что имеет душу.

Познание есть анамнез, реактивация того, что уже было в нашей душе. Сущ. мифологическое и философское истолкование. Действительное познание – научно-философское, кот. ведет к диалектическому мышлению. Высшее знание:

1. незаинтересованное  знание

2. знание требует диалектического  диспута

3. связь философию и искусства. 

Высшая истина возможна только в мире идей. Всякая вещь – копия идеи. Искусство – ничто иное, как мимесис. Художники движутся к миру идей, но не достигают его, а искажают.

Познание пропорционально  бытию; небытие абсолютно непознаваемо. Есть промежуточное познание между наукой и невежеством -  "докса", мнение. Мнение почти всегда обманчиво, никогда не имеет в себе гарантии собственной точности. «Каузальное основание» позволяет зафиксировать мнение с помощью познания причин (т.е. идей), и тогда мнение превращается в науку, или «эпистему». Этапы и специфические способы познания Платон определяет в "Государстве" и диалектических диалогах. Ступени познания: мнение и наука.

1. Мнения («докса»). Мнение разделяется на простое воображение и на верование.

2. Прозрение-понимание-вера («пистис»). Начало преображения духа.

3. Чистая мудрость («ноэзис»). Наука  «эпистема». Постижение истины Бытия. 

Бытие – процесс природы вещей. Каждая из ступеней и форм познания коррелирует с формой бытия и  реальности. Символ ступеней познания – миф о пещере.

 

 

20) Платоновский  миф о пещере (как смысл всей философии Платона)

В центре "Государства" мы находим знаменитый миф о пещере. Символ метафизики, гносеологии и диалектики. Платоновский «Миф» – больше, чем логос и знание, т.к. он претендует на объяснение жизни. Миф о пещере – символ всей философии Платона.

Люди живут в подземелье, в пещере со входом, направленным к свету, который освещает во всю длину одну из стен входа. Обитатели пещеры связаны по ногам и обращают свои взоры вглубь пещеры. У входа в пещеру есть вал из камней ростом в человека, по ту сторону которого двигаются люди, нося на плечах статуи из камня и дерева, всевозможные изображения. Позади этих людей огромный костер, а еще выше —солнце. Так узники пещеры не в состоянии видеть ничего, кроме теней, отбрасываемых статуэтками на стены пещеры, они слышат лишь эхо чьих-то голосов. Однако они полагают, что эти тени — единственная реальность.

Если один из узников  решается сбросить с себя оковы, он узреет статуи, движущиеся снаружи, он поймет, что реальны они, а не тени, прежде им виденные. Когда узник увидел бы вещи как таковые, а затем солнечные лучи, тогда, поняв, что такое подлинная реальность, он понял бы, что именно солнце — истинная причина всех видимых вещей.

Структура мифа:

1. Пребывание духа человека в цепях пещеры. Наш мир и есть пещера, а окружающее - мир теней. Выходя из мрака на свет, ничего нельзя увидеть. Весь мир зависит от божественного света, кот. проистекает от Солнца.

2. Освобождение духа от пещерных  цепей. 

3. Движение человека по дороге, сознание мудрости.

4. Достижение полной свободы  духа.

Значения  мифа о пещере

        1. Представление об онтологической градации бытия, о типах реальности и их подвидах: тени на стенах — это простая кажимость вещей; статуи — вещи чувственно воспринимаемые; каменная стена — демаркационная линия, разделяющая два рода бытия; предметы и люди вне пещеры — это истинное бытие, ведущее к идеям; ну а солнце — Идея Блага.

       2.  Ступени познания: созерцание теней — воображение (eikasia), видение статуй — (pistis), т.е. верования, от которых мы переходим к пониманию предметов как таковых и к образу солнца,  — это фазы диалектики с различными ступенями, последняя из которых — чистое созерцание, интуитивное умопостижение.

      3. Жизнь под знаком чувства  — это пещерная жизнь. Жизнь в духе — это жизнь в чистом свете правды. Путь восхождения от чувственного к постижению предмента  разумом есть "освобождение от оков". Высшее познание солнца-Блага — это созерцание божественного.

      4. Политический аспект - возможное возвращение в пещеру того, кто однажды был освобожден с целью освободить и вывести к свободе тех, с которыми провел долгие годы рабства.

Выводы: с помощью мифа П. дает представление об онтологической градации бытия. Существуют два мира: чувственный и действительный. Чувственный – мир теней, м/у ними - стена. Действительный можно только осмыслить. Тема соотношения феноменологического и метафизического. Антиномия двух миров. Первый уровень жизни – аскетический (мир теней, пещерная жизнь). Второй уровень жизни – мистический (жизнь в мире чистой правды и веры, преображение человека).  

21) Понятие  и значение логики в философии  Аристотеля

Аристотель (384  — 322 до н.э.) - древнегреческий ученый, философ, учитель Александра Македонского, основатель логики.

Аристотель впервые  изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логика -  наука о законах мышления. Учение о силлогизме, кот. состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе – частное, третье – вывод.

Причинная зависимость  явлений сущего: все имеет причинное  объяснение. Классификацию причин бытия  и выделяет 4 вида причин:

1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть.

3. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.

4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?».

Энтелехия (целеустремленная энергия, движущая сила превращающая возможность в действительность) -  достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное.

Каждое бытие по Аристотелю содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления. Т о, понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер (т.е. наличие сверхразумного творца). Телеология – учение о цели.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"