Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:45, шпаргалка

Краткое описание

Понятие мировоззрения и философского мировоззрения
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory-1237.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

Нужно также  отметить, что, история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.

Ответ на вопрос о соотношении  ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия так же не может быть гарантирована от заблуждений.

 

Философия и религия

Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии  делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение.

Тем самым философия  дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.

Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя»

Ф. не поклоняется  культу. Религии не нужны доказательства.

1. Августин Блаженный  – «для ф. религия всегда  была важным объектом изучения»

2. Схоластика  – «филос. – служанка богословия»

3. Спиноза: религии  – обманщики

4. Кант  - религия  в пределах разума. Деизм.

 

Философия и  искусство

Искусство более выборочно – ищет худож. значимое.

Исск. и Ф. объединяет пафос и интерес к бытию чел.

  

7. Основные этапы эволюции европейской и русской философии

VI в. до н.  э. – натурфилософия – исследование природы

Платон и Аристотель – возникновение онтологии –  теоретической науки о бытии  и основе человеческого знания –  сознание человека выделяется из природного мира

Эллинистическая (римская) эпоха – усиление этики

Средние века – ф. тесно связана с религией, становиться служанкой богословия. Бл. Августин, Фома Аквинский +возрождается интерес к Аристотелю

Возрождение – XIV-XVI вв. – Николо Кузанский – возврат к свободному философскому творчеству

В начале XVII в. возникает точное мат. естествознание - Галилей

Философия начинает носить характер методологии научного знания – Декарт, Бэкон

Ф. превращается в теорию знания – гносеологию - Локк, Беркли, Юм

Эпоха Просвещения - XVIII в. – поворот в сторону социальных вопросов, ф. тесно связана с этикой и политикой – Руссо, Вольтер, Дидро

Конец XVIII в. – появление универсальной системы Канта, в которой выразились все области философии

Середина XIX в.:

поворот в сторону  религиозных этических вопросов – Шопенгауэр

интерес к экономическим  и социальным вопросам – Фейербах

обращение к биологическому началу в человеке

XIX в. – возникновение  позитивизма, единственно верный  способ познания мира - наука

конец XIX в. – Ницше – «философия жизни»

рубеж XIX и XX в. – интерес к религиозным вопросам – В. Соловьёв, к иррациональному, к тёмным сторонам человеческой психики, изучение структуры человеческой психики – психоанализ Фрейда, Юнг – коллективное бессознательное, понятие архетипа

середина XX в.  – ф. становится близка к филологии –  философия текста, философия языка

80-е гг. XX в. – структурализм,  пост структурализм

 

Четыре эпохи:

  • Античность (6до н.э.-3в) – Космос
  • Средние века (4-14) – Бог
  • Новое время (15-19) – Человек и общество
  • Новейшее время (20-21) – язык

 

+ рисунок!

 

 

 

8. Особенности греч. фил-ии и этапы ее эволюции

Конспект:

Этапы:

1.Раннегреческая  фил-я (V-VIвв.до н.э.), натурфилос.этап

Жизнь чел-ка, судьба зависит от космоса, многообразие школ

1) Милетская шк.

(Фалес, Анаксимандр,  Анаксимен)

Поиск первопричинного  сущего (бытие), зримое (перед нами) –  незримое (Бог)

Что есть всё?

2) Гераклит из Эфеса

Logos – тайна бытия

Жизнь одних есть смерть других, жизнь есть смерть. Движ. вверх = движ. вниз.

3) Элейская шк. (Зенон, Парменид)

Концепция бытия. «Бытие существует, небытие не существует»

Сущее существует, остальное = небытие. Сама мысль = бытие. Всякая мысль  о сущем = бытие. Движ. по истинному  пути = путь круглой истины = рассуждения  о сущем.

Апории Зенона Элейского =противоречия. Проблематизация действительности (объяснить t, пр-во и т.п.)

4) Пифагор и пифаг. союз

>значения мат-ке. Мат-каà самой фил-ей. Вся действительность подчиняется мат. законам.

5) Атомистическая школа  (Демокрит)

 

2. Классический  пер.

1) Софисты и Сократ

Чел-к = мера всех вещей. Все  в мире относительно, зависит от чел-ка.

Чел-к = душа, тело = тюрьма. Что такое  знание и истина, зачем нужны?

«Апология Сократа»

2) Платон

Представитель абсол. фил-ии, абс. Истины. С него – систематизация фил-ии

3) Аристотель

1я классич. Фил-ия

 

3. Эллинистический и  римский пер. (греч.-римск.)

Смена эпох. Грек: из гражданина à в подданного. Эпоха неформальной фил-ии.

1) школа Эрикура и эпикурейцев

Вопрос о смысле жизни и достиж. счастья

Какие страхи одолевают чел-ка?

Фил-я гармонии жизни,духа, к кот. Стремится чел-к.

2) киническая фил-я (киники)

Выражали пренебрежение ко всему. Против достижений цив-ии.

3)Фил-я скептиков (Перрон)

Все нас окружающее не раскрывает перед нами истины.

4) Фил-я стоиков (Зенон)

Разработка моральных  норм + высокие требования к личности

5) Шк. Неоплатонизма (Платон)

Понятие о едином. Бытие  – превыше вего.

 

Сущность ант. философствования: мудрость + опыт жизни

Осн. фил. аргумент: судьба, собств. жизнь

Греки – у истоков  разработки фил-ии

Основные темы и черты ант. фил – ии:

  1. Жизнь – смерть

В событии смерти –  раскрытие личности

 Земное приготовление  к смерти

«Серьезное философствование – искусство умирать» Платон

  1. Тема блага и достоинства чел. жизни

Само мироздание для  греков = основа для раскрытия судьбы чел – ка

  1. понимание мысли как деяния конкретного чел-ка

связь с индивидуальным умом

  1. диалогичность мысли (беседа)

открытость фил-ии, человечность

Греч. Мысль = вопрошание, вопрос ( Что есть ВСЁ? Что есть начало всех вещей?)

Говорить- с пом. ума. Чувства – на 2ой план.

Возникновение понятия  «фюзис»-«сущее» (природа вещей), отсюда осн. тенденция ант. фил-ии- онтологическая

Сущее

  1. зримое сущее (все порожденное, вторичное)
  2. сущее «не возникшее» (Бог)

«Сущее» для греков = жизнь

Рациональное объяснение вещей.

Logos – «превзойдение» обыденного в нашем сознании

 

Греч. фил-ия обнаруживает «цель философствования»

«Цель фил-ии у греков состоит в созерцании, т.е. созерцании истины» Аристотель

Искать истину, знание ради самого знания!

 

 

9. Милетская школа фил-ии – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Уч + Дуров + Рассел + энциклопедии

 

Именно у др.греков фил-ия àв самостоятельное культурное образование, существующее наряду с иск-ом, религией и т.п., а не как их составляющая.

1 из древнейших фил.  школ – Милетская (VII-Vвв до н.э.). Мыслители из г. Милета (Др.Гр.) – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.    

ИЗ ЧЕГО ВСЁ? ЧТО ЕСТЬ ВСЁ? – гл. вопросы

Основу мира они видят  в определенном материальном принципе. В основе всего – субстанция.

Считали, что все можно  объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Поиск «первопричинного» сущего (бытие).

Фалес Милетский(VII-VI вв. до н.э.).

Фалес - вода,  нет воды–нет жизни. Начало всего – во влаге. Вода–субстанция, из которой все проистекает,и все в нее возвращается. Этот круговорот подчиняется Логосу(закону). Богам в системе Фалеса не было места. Фалес предложил использовать понятие воды в философском смысле(абстрактном). Даже Земля, по его мнению, плавает на воде, подобно куску дерева.

Гегель: «Фалесово положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собою начало философии, так как в нем достигается сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее. Здесь наступает отделение от содержания нашего чувственного восприятия; человек отходит от этого непосредственно сущего. Мы должны стараться забыть о том, что мы привыкли к богатому, конкретному миру мысли...»

В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая  из него природа не мертвы, не лишены одушевлённости. Во Вселенной всё полно богов, всё одушевлено, всё имеет душу.

Фалес- уникальная личность, купец, много путешествовал (знаком с математикой, и принципами астрономических наблюдений, построил первый каменный водопровод, построил первую обсерваторию; солнечные часы для публичного пользования), политический деятель. Предсказал солнечное затмение в Греции 585 г до н.э. + теорема Фалеса(равенство углов при основании в рав-нобедренном треугольнике).

Анаксимандр. Преемник Фалеса (около 610–540 до н.э.)

Анаксимандр – некоторое беспредельное, вечное начало, «апейрон»- беспредельное.

Признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже  не «воду», и вообще не какое-либо отдельное  вещество, а первичную субстанцию, первовещество, из которого обособляются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное»

Анаксимандр основывал доказательство своего положения; согласно которому первосубстанция не может быть ни водой, ни каким-либо другим известным элементом, на следующем доводе: если бы один из элементов был основным, то он поглотил бы все остальные элементы. Аристотель нам сообщает, что Анаксимандр рассматривал эти известные ему элементы как стихии, находящиеся друг к другу в отношении противоположности. "Воздух холоден, вода влажна, огонь горяч". А потому, "если бы один из них (из этих элементов) был бесконечным, то остальные давно уже погибли бы". Следовательно, первичная субстанция должна быть нейтральной в этой космической борьбе.

Анаксимен (ок. 585–525 до н.э.;2 пол. VIв. до н.э.), после Анаксимандра

Анаксимен- воздух

Приняв в качестве первовещества «воздух», Анаксимен  ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. «Воздух» для Анаксимена — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас.

"Подобно тому, - говорит он, - как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир".

 

 

10. Фил-ия Гераклита

Учение Гераклита —  не только один из образцов раннего  древнегреческого материализма, но также  и замечательный образец ранней древнегреческой диалектики. Гераклит родился приблизительно в середине 40-х годов 6 в. до н. э. (ок. 544 или 540 г.), умер в 480 г. до н. э.

иалектика – познание путем дедуктивного метода, логико-понятийный метод.

Одинокий фил-ф, не было последователей

Считает,что миром правит Логос.

Все в мире состоит  из противоположностей, противоборствующего, все происходит через борьбу. àвсе изменяется, течет (нельзя дважды войти в одну и ту же реку). Все едино, единство в изменении.

Мир для Гераклита есть огонь,а  огонь есть образ вечного движения и изменения. 

Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он и называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все едино.

Основное положение  философии Гераклита передает Платон в своем диалоге «Кратил». Платон сообщает: «Где-то говорит Гераклит, что все движется и ничто не покоится и, уподобляя сущее течению  реки, он говорит, что невозможно дважды войти в ту же самую реку».

Постоянное движение, изменение, переход  каждого явления в противоположное  имеют в качестве необходимого следствия  относительность всех свойств вещей. Ни одно качество вечно изменяющейся природы не есть свойство безотносительное, абсолютное. Мир един, в мире все связано между собой, всякое явление и свойство переходит в собственную противоположность, и потому всякое качество должно характеризоваться не как изолированное и в своей изолированности абсолютное, а как качество относительное.

 

 

11. Фил - ия пифагорейцев

Почти все – из Википедии

Тоже интерес к субстанциям. Но его вывод: «все есть число».

В числах – св-ва и отношения, присущие гармоническим сочетаниям.

Пифагорейцы объясняли  события на основе чисел и их соотношений.

Пифагор был первым мыслителем, который  по преданию назвал себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые  назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». Предметом  его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.

Пифагор: все в жизни когда-то было и все повторяется по кругу.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"