Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:45, шпаргалка

Краткое описание

Понятие мировоззрения и философского мировоззрения
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory-1237.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

Телеологизм Аристотеля - в его учении о перводвигателе. Движение вечно, след. должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. «Первый двигатель» - сам есть энергия, чистая деятельность. Не обладает материей, в нем нет костного, он есть чистая форма – цель.

Душа - форма по отношению к материи. Ей обладают только растения, животное и человек. Растительная душа ведает функциями питания роста и размножения. У животных прибавляется способность желания. Разумной душой обладает лишь человек. Разум не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Аристотель разделял добродетели на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые).

 

 

22) Метафизика  Аристотеля

Аристотель (384 до н. э. - 322), древнегреческий ученый, философ, учитель Александра Македонского, ученик Платона. 

Он перенес акцент с идеи на форму. Форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная – сущность вещи; материальная – субстрат вещи; действующая – то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая – во имя чего совершается действие.

«Метафизика» - собрание четырнадцати книг Аристотеля разнородного содержания.

Сквозная тема книг "М." - критика различных взглядов предшествующих философов, как учений, которые не могут быть использованы в виде теорий о «сущем как таковом». Проясняется  значение многих понятий: тождество, качество, соотнесенное, часть, целое и т.д. «Исследование начал умозаключения также есть дело философа, т.е. того, кто изучает всякую сущность вообще».

Существуют три вида умозрительного знания: физика, математика и первая философия. Физика изучает сущее, которое способно двигаться. Предмет математики - сущее, которое не способно двигаться. Определения математики предполагают некий субстрат. Только первая философия изучает неподвижное и самостоятельно существующее. Она есть также наука о сущности, т.е. о сути бытия вещи. Основное же определение философии таково: "наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе".

Единичное бытие - синтез материи и формы. Материя – это возможность бытия, а форма - осуществление этой возможности, акт. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Выходит, что форма – это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

Сущее как таковое  имеет первые причины, которые должен постигать философ, раскрывая суть бытия вещей. К первым причинам, по Аристотелю, относятся: форма, материя, начало движения и цель. Форма представляет собой сущность чувственно воспринимаемых вещей как действительных. Материя - это сущность чувственно воспринимаемых вещей в возможности. Состоит материя из элементов - предельных частей, на которые делимы тела по виду. Элементов четыре: огонь, воздух, вода и земля. Светила совершают непрестанное движение потому, что возможность противоречащего их круговому движению отсутствует, а значит, они лишены материи. Если в сущности, способной к возникновению, содержится начало движения, то такая сущность называется природой.

Природа - то, из чего и сообразно с чем нечто возникает. Возникновение происходит из состояния лишенности. Поэтому для возникающих сущностей основными считаются три причины, или начала: материя, форма и лишенность. Последние два начала образуют "противоположение". Началами для цвета будут соответственно поверхность, белое и черное, для дня и ночи - воздух, свет и тьма.

Основное начало для вечных сущностей - деятельность. Этой сущностью является ум или Бог, т.е. такое движущее, которое не нуждается в том, чтобы его самого приводили в движение. "Бог есть вечное, наилучшее живое существо". Неоплатоники, средневековые схоласты, философы Нового времени во главе с Гегелем - все они так или иначе обращались к творческому наследию Аристотеля и черпали свое вдохновение в книгах "М."

 

23. Основные черты и этапы средневековой философии

Христианство появилось  примерно в середине 1 века и стимулировало  развитие С.Ф => Философия пишется  с точки зрения церкви

Философия монотеистична, Бог понимается как единое и уникальное.à Средневековая мысль всегда теоцентричнаà всё сущее определяет Бог.

Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир из ничего. Весь мир – свободный  дар Бога.

Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип  космоцентризма, человек был важен  как часть целого. В христианстве же человек создан по образу и подобию Бога, должен уподобляться Богу и в то же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект уподобляется высшему существу).

Средневековая философия  филологична по своей сути, так  как отталкивается от Библии

мир средневековья –  мир дуалистичный (духовенство противопоставлено  мирянам, царство Божие – царству мира сего).

Основные черты исторического  периода:

Социальная неоднородность, появление люмпенов (бродяги, нищие, уголовные элементы)

Экономический хаос в  результате варварских набегов

=> Империя нуждалась  в религии, способной сплотить  различные социальные слои (все равны перед Богом).

Основные  этапы средневековой философии

Апологетика

II – III вв

Период утверждения  христианства. Церковь ещё гонима. Задача: показать нелепость языческих верований. Возникает догмат о триединстве Бога. Основная проблема: отношение веры и разума.

Тертуллиан,

Климент Александрийский

Патристика

IV – X вв

Святость жизни, ортодоксальность учения, признание церковью.

вост

западная

Григор. Нисский,

Вас. Кесарийский

Аврелий Августин, еп. Кетарена.

Схоластика (от лат. Школа)

XI – XIV вв

Возникают учебные заведения, предпринимаются попытки доказать существование Бога с помощью  логических приёмов.

Иоганн Скотт Иреугена , Ансельм Кетеркерийский, Пьер Абельяр,

Фома Аквинский


 

Раннее средневековье - становление Христианской догматики в условиях формирования европейского государства. В условиях жесткого диктата церкви философия была объявлена «служанкой богословия». Аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название "схоластики"(опиралась на форм. логику Аристотеля=> формирование идеи двух истин: разума и веры). Еще в 5 веке было сильно влияние философия неоплатонизма, враждебного христианству, и некоторые христианские идеологи склонялись к ней, другие же отрицали. Так возникла литература апологетов(защитников христианства), а за ней возникает патристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства.

Со 2 века Греческие  апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианство. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы, которые ставила и предшествующая греческая философия , но дает более совершенное их разрешение. Видный апологет- Тертуллиан(из Карфагена, 2в.)- сущ. непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем апологеты, однако , наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф.(о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души. разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов. Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетика иррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит о непостижимости разумом религиозных догматов.

Склонна к софистике  и догматизму.

 

 

24. Философские  идеи Нового Завета

-отношения, в которых  состоят Бог и человек, выступают  как откровение. Откровение есть  непосредственное волеизъявление  Бога по отношению к человеку.

-Информация, исходящая от Бога, принимается субъектом безоговорочно как абсолютный критерий человеческого поведения и познания, принимается на веру, т.е. она для человека абсолютно убедительна. Бог — и соответственно Ветхий Завет, Новый Завет, писания святых — открывает человеку тайны мира и божественную волю, человек обязан верить Богу. Иного не дано.

Концепция откровения и веры имеет два, казалось бы, противоположных по содержанию источника. 1).Один ориентирует на сверхчувственную реальность, идеальное => не может быть эмпирическим и вообще непосредственно познаваемым. 2). Другой источник настаивает на неопосредованности откровения. Откровение столь же неопосредовyано, как и чувство.

- изречение Тертуллиана "Верую потому, что абсурдно". Здесь отрицается сама необходимость рационального осмысления откровения.

- в XI в. Анселъм приходит к формуле "Верю и понимаю

- в XIII в. Фома Аквинский стремится достичь гармонии между верой и разумом, но при приоритете веры. Соединить мысль и чувство оказывается очень непростым делом, их часто разводили, приходя к концепции двойственной истины.

-  Ибн Рушд считал, что истинное в философии и науке может быть ложным в теологии и наоборот. Концепция двойственной истины обычно используется для автономного развития теологии и религии, философии и науки. В средние века эта концепция использовалась для борьбы с суевериями и засильем церкви.

- напряженность религиозной жизни - необходимости трансформации религиозных установок в правила поведения, в практическую философию. Есть возможность сослаться на авторитеты, на откровения, следуя Нагорной проповеди Христа, где он говорил: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец небесный".(не убей, не прелюбодействуй, возлюби ближнего своего и врага, делай другим, что хотел бы, чтобы они делали тебе, и т.п.) За грехи священник назначает наказание, человек выполняет- примиряется с Богом, но собственное Я задействовано слабо!

-  Переворот: открытие индивидуальности морального поведения человека (Абеляр). В последние века средневековья покаяние, все связанные с ним страдания и слезы - результат напряженной внутренней духовной жизни субъекта. Это были отнюдь не рядовые правила поведения, а достижение высоконравственных идеалов.

Вывод: Христианство принесло новые нравственные принципы. Список этих принципов не оставался неизменным, что-то отвергалось, что-то видоизменялось, число критиков христианства росло, но на почве непредвзятого анализа нельзя не признать, что субъективизация духовной жизни человека и выработка на этой основе нравственных принципов — огромный шаг вперед в понимании человека и общества. Средневековые философы — в соответствии с содержанием Нового Завета — при осмыслении общества ставили на первое место нравственность, точнее, нравственные принципы.

 

 Идеи:

  1. монотеизма (теоцентризма) – форма религиозного верования в одного Бога. Античность – Космос, христианство – личность.
  2. креационизма – вопросы об источнике и причине существования. Бог творит из ничего. Бог есть бытие.
  3. агапэ – стремление сблизиться с божеством. Бог = любовь, любовь сходит к нам.
  4. провиденциализма (промысла) – все будущее зависит от Бога

 

Книги Б. – Ветхий Завет (13до н.э. – 1в.); Новый Завет (1-2 в.нэ.). 

25. Основные  принципы средневекового религиозного  мышления

 Основные принципы средневековой философии (отражают принципы средневекового мышления):

  • Непрерывное сопряжение философии и религии: философствование посредством веры    (=> рождение философии антропологии – наука о происхождении и эволюции человека), взаимосвязь между верой и разумом. Вера несет в себе познавательное значение.
  • Принципы откровения и монотеизма (Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален.)
  • Ретроспективность и традиционализм (обращенность мышления в прошлое: чем древнее, тем подлиннее, тем ближе к истине. Наиболее подлинный источник- Священное Писание. «Достаточно расшифровать библейские идеи-притчи, чтобы понять смысл и найти ответы» - это мышление хар-но для теологов Патристики)
  • Творческий метод/иконографический метод - передать потомству образ истины таким, какой он был в Священном Писании. Мышление такого рода характеризуется литературностью, филологичностью, так как определяющую роль играет текст. Семантический анализ(толкование отдельного слова) => концептуальный анализ (толкование мыслей наиболее ранних авторитетов- Аристотеля и Платона)=> спекулятивный анализ (движение мышления в русле противоречий, возникает система творчества)
  • Дидактизм, учительство, назидательность. Средневековые мыслители- проповедники или учителя. Диалог, в котором рождается истина.
  • Психологическая самоуглубленность и рефлексивнсть. Самоуглубленность через исповедь (своеобразное достижение Средневековья.) – «Исповедь» Августина.
  • Скептицизм и агностицизм (принципиальное отрицание возможности проникновения разума в подлинную суть вещей). «В этом земном мире все нет ничего открытого и закрытого, он пронизан светом Бога, все постижимо кроме самого Бога».
  • Теологический мистицизм, связанный с попыткой понять, кто есть Бог.
  • Средневековый антропоцентризм: человек — не просто микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него
  • Концепция линейного времени и множественности времен. Время считается чем-то многообразным, оно не сводится только к природным процессам., переход к понятию прогресса. Идея историзма
  • Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное.

 

 

26. Философия  патристики (Августин): проблема веры  и знания

Патристика -  христианское богословие, 2–8 вв.

Аврелий Августин (354–430 гг.) – представитель патристики. Родился в Северной Африке, получил классическое образование в Карфагене, преподавал риторику. Семья А.А. была языческой(отец) и христианской(мать) одновременно. До 33 лет шел по стопам отца, в 33 года принял христианство. Лишен должности преподавателя риторики, изгнан за принятие христианства. Был великолепным логиком, что позволило ему стать выдающимся философом.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"