Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка

Краткое описание

1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.

Вложенные файлы: 2 файла

Философия_шпор.doc

— 685.00 Кб (Скачать файл)

 

1. Философия как наука

Предмет философии

Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:

а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.

б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.

Специфика философского знания

Специфика – отличительные признаки данного объекта от другого.

1. Предметное самоопределение в культуре человечества, относительно точное обозначение и понимание исследуемой сферы бытия. По этому вопросу существуют разные мнения. Стандартно:

Философия – мировоззренческая наука о сущности, всеобщих качествах, законах формирования и развития бытия, его познания, отношениях человека к миру.

2. Дифференциация на систему философских наук – относительно самостоятельные области философии – по предмету исследования.

ü Онтология – философская наука о бытии.

ü Гносеология (эпистемология) – теория познания.

ü Аксиология – философская наука о ценностях.

ü Этика – философская наука о морали и нравственности, т.е. о нормальном поведении на основе идеалов Добра, Гуманности и Справедливости. С середины 19 века сформировалась прикладная этика вне философии.

ü Эстетика – философская наука о сущности прекрасного и его модификаций и законов эстетического понимания бытия.

ü Логика – философская наука о законах, правилах и формах истинного мышления.

ü Социальная философия – философская наука об обществе.

ü Натурфилософия – философская наука о природе на основе логического рассуждения и аксиом природы.

ü История философии – философская наука о законах исторического развития философии.

ü Психология – философская наука о психике (душе) человека. С середины 19 века психология выделилась в самостоятельную науку.

ü Метафизика – философская наука о предельно общих сущностях, качествах бытия, принципах его познания и отношении человека к миру.

ü Философия науки и техники

ü Философия культуры

ü Философия права

ü Философия экономики

ü Философия образования

ü Философия антропологии и т.д.

3. Принадлежность к системе знаний. Как знание, философия имеет следующие признаки:

1) рациональность: логическая точность понятий, суждений и выводов, а также четкая последовательность мышления, в котором выделяется связь "цель → средство → результат".

2) предельный уровень абстракции: философия достигает максимального уровня в отвлечении от чувственной наглядности исследуемого объекта.

3) теоретичность: отсутствие опытной (экспериментальной) базы, утилитарности.

4) доказательность: любое утверждение истинно или ложно.

5) универсальность: охват всех уровней бытия, его познания и оценки.

6) эвристичность: максимально содействует приросту новых знаний.

7) дуализм содержания: объединяет признаки науки и мировоззрения.

4. Прогрессивное развитие в истории  культуры с 8 века до н.э.

5. Плюрализм философской системы знаний. Множественность учений, теорий, школ, направлений и типов.

Философское учение – это система философии, созданная отдельным мыслителем.

Философская школа – это философская система, созданная мыслителями, развивавшими идеи своего учителя.

Философская теория – это философская система, которая логически завершена, отличается четкостью определений, доказательностью и создается либо одним мыслителем, либо группой мыслителей.

Философское направление – это философская система, которая решает проблемы на основе сложившихся традиций, в которых однозначно определенный принцип является организующим началом разных философских учений. Напр., идеалистическое и материалистическое направления.

Тип философии – это система философии, основанная на национальных и культурно-исторических традициях мышления данной эпохи.

Универсальные типы философии: восточный, западный, русский.

Исторические типы философии: Др. Индии, Др. Китая, античные и т.д.

 


2. Философия и мировоззрение

Мировоззрение (Мр) – [система знаний о мире, месте человека в нем и смысле жизни]. Оно многоообразно, т.к. непосредственно применяется в динамике личной и общественной жизни людей.

Виды:

► Жизненно–практическое Мр – […], создающаяся в процессе индивидуального существования человека.

Его виды:

1) Пессимистическое Мр – […] с точки зрения последующего ухудшения, деструкции и роста негативизма. Различают два варианта пессимистического Мр:

а) все к худшему в этом худшем из миров.

б) все к худшему в этом лучшем из миров.

2) Оптимистическое Мр – […] с точки зрения улучшения, прогресса, позитивности:

а) все к лучшему в этом лучшем из миров.

б) все к лучшему в этом худшем из миров.

3) Реалистическое Мр – […] с учетом позитивных и негативных сторон индивидуального существования.

4) Эгоистическое Мр – […] с точки зрения личной выгоды без учетов интересов других

5) Альтруистическое Мр – […] с точки зрения пользы для других (даже в ущерб собственным интересам).

6) Прагматическое Мр – […] с точки зрения личной пользы с учетом интересов других.

Философия изучает эти виды мировоззрения , но относится ко второму типу мировоззрения, т.к. ее знание отличается общезначимостью и непосредственной связью с интересами государства:

► Общественно-историческое Мр – […], созданное специалистами, пропагандируемое среди населения и отличающееся общезначимостью.

Общественно-историческое Мр используется для управления населением методом убеждения и для формирования культуры личности.

Виды:

1) Мифическое Мр – […] , основанная на особом почитании возможных состояний бытия, которым нужно поклоняться, чтобы была успешной деятельность индивида и коллектива.

Миф – форма объединения людей на предметном уровне культуры, когда авторитет руководства не оспаривается.

Мифы существуют у каждого из народов. Они становятся недостаточны по мере развития познания и практики.

В XX веке мифы составляют часть художественной культуры человечества.

Миф преодолевается религиозным Мр.

2) Религиозное Мр – […], основанная на вере в реальное существование сверхестественных сил (силы) и организованном поклонении им в форме конфессий (официально установленный вариант вероисповедания).

Религиозное Мр основано на эмоциях страха и веры, оно позитивно для людей в целом, но недостаточно практически, т.к. жизнь людей и могущество государства зависят от науки, техники, производства и политики.

3) Научное Мр – […], основанное на практически проверенных и логически доказанных знаниях.

Его недостатки:

- Не учитывает ценностные потребности  людей,

- Ограничивается возможностями  человека к усвоению больших  объемов информации.

4) Социальное Мр – […], основанное на обобщении интересов и потребностей социальных групп, этносов и государства.

В рамках социального Мр возникает Идеология – теоретическое выражение особенностей интересов социальных групп в обществе. Социальное Мр ограничено субъективизмом социальных групп.

Все перечисленные четыре вида Мр имеют ограничения и мыслители пытаются создать универсальное Мр:

5) Философское Мр – […], основанное на обобщении всех достижений культурного опыта человечества в целостное универсальное миропонимание.

Особенности философского Мр:

1. Максимальная степень рационализации  знания: в философии знание представлено  не эмоциями (вера и т.п.), а точными, логически определенными понятиями, их смыслами, последовательностями  рассуждений, в которых четко выделенысредства, цели и результаты.

2. Логически доказанная по правилам  и законам формальной логики  – науки об организованном  мышлении.

3. Практическая направленность:

- в систему управления населением,

- в систему образования для  формирования требуемых обществу качеств мышления населения,

- на формирование творческого  мышления специалистов.

4. Деление на два альтернативных  типа, которые взаимонесовместимы  по исходным основаниям:

а) Материалистическое философское Мр (МФМ) – […], в котором доказывается первичность вещественно-энергетического бытия над идеальным.

б) Идеалистическое философское Мр (ИФМ) – […], которое доказывает первичность идеального бытия над вещественно-энергетическим.

У каждого из этих типов свои понятия и своя роль в культуре.

Основные понятия МФМ: материя, вещество, природа, причина, закон, сущность и т.д.

Теоретики МФМ: Демокрит, Гальбах, Гельвецкий, Лометри, Богданов, Чернышев, Энгельс, Маркс и др.

Роль МФМ в культуре:

1) Материальное – это основа  техногенной цивилизации, т.е. общества, в котором приоритетны наука, техника, производство, политика, свобода личности, демократия.

2) МФМ – теоретическая основа  естествознания (в том числе и  медицины), частично – общественных  наук, в первую очередь – экономических  и политических.

3) МФМ – теоретическая основа принципа реализма в мировой культуре и реалистического Мр в целом.

Основные понятия ИФМ: дух, душа, высшее мировое сознание – в качестве универсальных, а остальные понятия интерпретируются с точки зрения основы идеализма. (Понятия "дух", "душа", "бог" также интерпретируются и в МФМ, но "со своей колокольни".)

Теоретики ИФМ: Пифагор, Платон, средневековые философы (напр., Фома Аквинский), Гегель и др.

Роль ИФМ:

1. ИФМ – теоретическая основа  ценностных форм культуры –  религия, мораль, искусство. Впервые идеалы (высшие цели жизни: добро, красота, истина, гармония, гуманность, совершенство, бог как высшее совершенство) были определены в ИФМ.

2. ИФМ в восточной философии  – это основа традиционных  обществ, т.е. государств, в которых  приоритетны подавление личности, отсутствие демократии, господство религии над наукой, отсталость техники и производства. В Западной Европе с 17 века начало развиваться техногенное общество, в котором ИФМ обеспечивал потребности разума (рациональной организации общественных процессов), однако практика культуры западной цивилизации материалистична.

3. ИФМ благодаря двусмысленности  используемых понятий способствует  развитию творческих способностей  человека к познанию неизведанного, скрытого смысла бытия.

 


3. Философия и наука

Наука – это система сознания и деятельности людей, организованная обществом для получения объективных знаний о действительности. Наука уникальна, т.к. дает максимальное практическое влияние на общество.

Философия имеет следующие признаки науки:

1. Эссенциальность – направленность на познание истины, сущность законов.

2. Объективность - выражение не субъективных мнений мыслителя, но информации об общезначимом в исследуемом объекте.

3. Наличие понятийного аппарата.

4. Формулировка законов (напр., закон диалектики, закон соотношения состояний бытия)

5. Практическая направленность с учетом опосредованной связи с производством и техникой через мышление специалиста.

6. Соблюдение принципа верификации и фальсификации знания.

Верификация – это возможность экспериментального чувственно-наглядного подтверждения философских теорий при проведении особых познавательных процедур.

Фальсификация – это возможность теоретического опровержения любой философской теории или любой научной теории.

Однако, философия не является наукой в полном смысле этого понятия, т.к.:

1) в философии не проводятся  эксперименты, ибо они невозможны  и не нужны;

2) философия занимается проблемами  смысла жизни и ценностей, которые  абсолютно исключаются из науки;

3) в философии существует множество различных точек зрения на одну и ту же проблему, которые могут быть логически доказаны, но не решают проблемы; в науке же несколько гипотез "работают" на одну истину;

4) отсутствие полной точности  используемых понятий (базовые понятия  определяются достаточно точно, а новые понятия и их смыслы вводятся мыслителями и обосновываются в каждом из философских учений и направлений);

5) философия связана с идеологией  и ценностными видами культуры, а этим нарушается принцип  истины.

Значение философии для науки

1. Философия разрабатывает методы, общие для науки: диалектический, метафизический, систематический, индуктивный, дедуктивный и др.

2. Философия определяет понятия, которыми пользуются науки, уточняя  их (напр., понятия "закон", "атом")

3. Философия определяет предмет науки на начальной стадии формирования её.

 


4. Проблемы философии

Проблемы философии – это те познавательные и/или практические затруднения, которые необходимо преодолеть, чтобы развивался процесс деятельности. Они относятся ко всем сферам бытия.

Особенности философских проблем

1. Делятся на группы по предмету  исследования:

ü Онтологические – [теоретические вопросы о сущности, качествах и законах функционирования и развития] бытия.

ü Гносеологические – […] познания.

ü Аксиологические – […] ценностных состояний бытия и ценностно-оценочных состояниях людей.

ü Теологические – теоретические вопросы о сущности и качествах бога и религиозного опыта или в его конфессиональных отношениях.

ü Социальные – […] общества как самостоятельной части бытия.

ü Антропологические – […] человека как особой части бытия.

ü Натурфилософские – […] природы как особой части бытия.

Если вам понравились шпаргалки, скажите мне спасибо ).doc

— 22.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"