Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:45, шпаргалка

Краткое описание

Понятие мировоззрения и философского мировоззрения
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory-1237.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

Душа бессмертна, она переселяется!

Мировая гармония, в которой заключается закон мироздания, есть единство во множестве и множество в единстве. Как мыслить эту истину? Непосредственным ответом на это является число: в нём объединяется множество, оно есть начало всякой меры. Опыты над монохордом показывают, что число есть принцип звуковой гармонии, которая определяется математическими законами. Не есть ли звуковая гармония частный случай всеобщей гармонии, как бы её музыкальное выражение? Астрономические наблюдения показывают нам, что небесные явления, с которыми связаны все главнейшие изменения земной жизни, наступают с математической правильностью, повторяясь в точно определённые циклы.

«Так называемые пифагорейцы, взявшись за математические науки, первые подвинули их вперёд; вскормленные на этих науках, они признали математические начала за начала всего существующего. Из таких начал, естественно, первыми являются числа. В числах усматривали они множество аналогий или подобий с вещами… так что одно свойство чисел являлось им как справедливость, другое — как душа или разум, ещё другое — как благоприятный случай и т. д. Далее они наводили в числах свойства и отношения музыкальной гармонии, и так как все прочие вещи по своей природе являлись им подобием чисел, числа же — первыми из всей природы, то они и признали, что элементы числа суть элементы всего сущего, и что все небо есть гармония и число» (Аристотель, Met., I, 5).

Таким образом, пифагорейские  числа имеют не простое количественное значение: если для нас число есть определённая сумма единиц, то для пифагорейцев оно есть, скорее, та сила, которая суммирует данные единицы в определённое целое и сообщает ему определённые свойства. Единица есть причина единения, два — причина раздвоения, разделения, четыре — корень и источник всего числа (1 + 2 + 3 + 4 = 10). В основании учения о числе усматривалась, по-видимому, коренная противоположность чётного и нечётного: чётные числа суть кратные двух, и потому «чёт» есть начало делимости, раздвоения, разлада; «нечёт» знаменует противоположные свойства. Отсюда понятно, что числа могут обладать и нравственными силами: 4 и 7, например, как средние пропорциональные между 1 и 10, являются числами, или началами, пропорциональности, а след., и гармонии, здоровья, разумности. + исследования в области математики, арифметики, астрономии, гармонии). Как пример- гармоника:

В области гармоники  Пифагором были произведены важные акустические исследования, приведшие к открытию закона, состоящего в том, что все консонансные музыкальные интервалы определяются простейшими числовыми отношениями 2/1, 3/2, 4/3. Так, половина струны звучит в октаву, 2/3 — в квинту, 3/4 — в кварту с целой струной. Тем самым структура гармонии задаётся четвёркой взаимно простых чисел 6, 8, 9, 12, где крайние числа образуют между собой октаву, числа, взятые через одно — две квинты, а края с соседями — две кварты. 

12. Элейская школа фил-ии. Учение о бытии и знании

См. введ. 8 вопр. +

 

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА – одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Парменид: «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто».Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) – есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) – нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет (àнет места для движения, все заполнено бытием).  По истине существует только единство, множества нет. В природе нет никаких пустых промежутков между вещами, никаких щелей или пустот, отделяющих вещи одну от другой, а следовательно, никаких отдельных вещей.

Предметом мышления может  быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

 

Т.е. полемика с пифагорейцами (существование пустоты), но еще более выраженный спор с Гераклитом.

Гераклит утверждал, что  основная характеристика природы —  вечный процесс периодически происходящих движений. Больше того, Гераклит утверждал, что это движение есть движение через противоположности. Единый огонь, составляющий естественную основу всех движений в природе, по учению Гераклита, одновременно есть и не есть. Учение это подвергается у Парменида резкой критике. Из положений о единстве мира и о его сплошной вещественности Парменид вывел как необходимое следствие невозможность никакого деления или раздробления мира на множество вещей. И точно так же против Гераклита он утверждает невозможность ни возникновения, ни гибели, выводит неподвижность мира. Учение Парменида было первой философской попыткой сформулировать метафизическое понимание природы. Если Гераклит — великий диалектик в античной философии, то Парменид ее первый метафизик, первый антагонист диалектики. Основной характеристикой бытия он провозглашает его неподвижность, неизменность, отсутствие в нем какого бы то ни было генезиса: рождения и уничтожения. 

 

13. Апории Зенона  Элейского и их философское  значение

Зенон Элейский(около 490–430 до н.э.)–любимый ученик и последователь Парменида.

Всем своим творчеством он стремился доказать тезисы своего учителя. Доказывал он это методом от противного: если допустить, что бытие едино, а не множественно, то мысль заходит в тупик. Такие гносеологические тупики были сформулированы им в виде апорий («а»- (греч.) – отрицание, «порос» - путь). Апория, таким образом, символизировала собою познавательный тупик, затруднение, недоумение, трудноразрешимую задачу. Современники упоминали 40 апорий Зенона, до нас дошли 9, из них наиболее известны 4, обсуждаемые у Аристотеля. (Ахиллес и черепаха, Дихотомия, Стрела, Стадион).

«Ахиллес и черепаха», суть восходит к сцене, изложенной в  гомеровской «Илиаде»: Ахиллес гонится  за Гектором и останавливается, так  и не догнав быстроногого врага. А  если бы Ахиллес гнался не за быстроногим  Гектором, а за тихоходной черепахой? Так вот, согласно апории, Ахиллесу ни за что не догнать черепаху. Аргументы апории сводятся к тому, что, когда преследующий достигнет места, где находился преследуемый в момент старта, догоняемый бегун продвинется, хотя и немного, дальше. Значит, на новом небольшом участочке пути Ахиллесу снова придется догонять черепаху. Но пока преследователь добежит до этого второго пункта, беглянка снова переместится вперед. И так далее до бесконечности.  А бесконечность – неисчерпаема и неисчислима. На то она и бесконечность. А значит между Ахиллесом и черепахой всегда будет зазор, который никогда не будет исчерпан (разве можно исчерпать бесконечность?) .А отсюда и вывод: быстроногий Ахиллес никогда не догонит медленно ползущую черепаху!

       Апории  Зенона можно рассматривать как  логико-философские аргументы в  пользу того, что нужно быть  очень внимательным, когда с помощью  языка хочешь выразить мысль  , а с помощью мысли отобразить  реальные процессы. Стоит допустить  оплошность , парадоксальный результат не заставит себя долго ждать. Здесь важен не факт того, что черепаху догонят, а факт соотношения движения в пр-ве и времени.

Апория «Дихотомия»: предмет, движущийся к цели, вначале должен пройти половину пути к ней, а чтобы пройти эту половину, он должен пройти ее половину и т.д., до бесконечности. Стало быть, тело не достигнет цели, т.к. путь его бесконечен.

Философия Зенона - это  уже не стихийное мировоззрение, рисуемое большими, широкими мазками, без вникания в детали. В этом отношении философия до Зенона сохраняла еще сходство с мифологией. Отныне философия - это совокупность проблем, достаточно широких, чтобы иметь мировоззренческое значение, но уже реальных, таких, что они со временем могут стать предметом специального знания, наук. Исходя из этих ключевых проблем, последующие философы будут строить общую картину мира.

 

 

 

14. Философия атомизма (концепция  атома и причинности)

Наиб. Выдающиеся представители: Левкипп и Демокрит

 

Демокрит(460-370 до н.э.).

Апории – беспредельное  деление (отрезка пути тел), атомисты же предположили, что вещ-во, пр-во, t нельзя делить бесконечно, т.к. есть мельчайшие, неразделимые фрагменты – атомы вещ-ва, амеры (атомы пр-ва), хрононы (атомы времени). Тело состоит из атомов, каждый атом имеет конечный объемàесть конечный объем у составленного из атомов тела. Демокрит предположил, что атомы неизменны, обладают теми же неизменными качествами, что и бытие Парменида.

Атомы и пустота 

   Атомов бесчисленное  множество, они вечны, неизменны,  не возникают и не уничтожаются. Атомы отделены друг от друга пустотой; атом–бытие, пустота–небытие. Атомы различаются формой, расположением, весом. А. движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух – первичные группировки атомов. Сочетания атомов образуют целые миры. Чел-к – тоже собрание атомов, душа чел-ка – из особых атомов.

1из достижений атомизма  – нахождение наименьшей, элементарной, неделимой частицы.

  Характерной особенностью  античного атомизма как метода "собирания целого из частей" является то, что при этом целое не мыслится как нечто действительно единое, имеющее свою особую специфику, несводимую к специфике составляющих его элементов. Оно мыслится как составное, а не как целое в собственном смысле этого слова. Согласно Демокриту, скопления (сцепления) атомов только кажутся некоторыми единствами, целостностями (вещами) нашему субъективному восприятию; объективно же они остаются чисто механическими соединениями, т.к. по мнению Демокрита, "совершенно нелепо, чтобы две или еще большее число (вещей) стали когда-либо единой (вещью)". Таким образом, все явления эмпирического мира, по Демокриту, суть лишь агрегаты, соединения атомов.

Действительными единствами являются только атомы; все же остальное, что мы находим в эмпирическом мире, в том числе, как в неорганической, так и в органической природе,  обладает лишь мнимым единством, видимостью единства. Вот почему в атомистическом учении так важно различение истинного, действительно сущего, с одной стороны, и мнимого, только субъективного с другой. В этом отношении опять-таки обнаруживается общность исходных посылок атомистов и элеатов: в школе элеатов с большой настойчивостью проводится тезис о принципиальном отличии истинного бытия от мира видимости, иллюзии, каким оказывается чувственный мир: "Демокрит говорит, что ни одно из чувственно воспринимаемых качеств не существует как субстанция, но воспринимаемое чувствами - только обман чувств. В вещах, существующих вне нас, нет ничего ни сладкого, ни горького, ни теплого, ни холодного, ни белого, ни черного, как и ничего другого из того, что всем представляется. Все это только название наших ощущений".

Последовательно проводимое разделение действительного бытия  мира, как он существует объективно, и мира субъективного, каким является чувственный мир, - еще одна существенная черта учения атомистов. Какую бы из последующих форм атомизма мы ни рассмотрели, всякий раз мы увидим ту же разделенность мира на объективный и субъективный.

Понятие причинности

Демокрит утверждал, что  любая вещь имеет свою причину (как  результат движения

и столкновения атомов). Знание причин — основа человеческих действий. Он

заявлял, что предпочитает найти одно причинное объяснение, чем овладеть

персидским престолом.

Причина, как  полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делает

невозможными  случайные события. Случайность — из-за невежества людей.

Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость.

Например: орел сбросил на голову лысого человека черепаху; это потому, что у

орла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу или блестящий твердый

предмет, чтобы  разбить черепаху (точно так же необходимым является движение

человека в  том или ином направлении).

 

 

15) Философия  софистов, особенности мышления  и цели философствования

Во второй пол. V в. до н.э. - софисты. В условиях античной демократии умение говорить, убеждать и переубеждать на народных собраниях и судах становится жизненно важным. Слово «софист» вначале означало «мудрый, искушенный, знающий». Но постепенно оно приобрело отрицательный оттенок, под софистикой стало пониматься умение доказать ошибочное и опровергнуть правильное. Многие (в том числе и Сократ) упрекали софистов в том, что их целью был не поиск истины, а нажива.

  • сменили акцент философского исследования с проблематики космоса на изучение человека.
  • Основные темы – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание.
  • право на собственное суждение,
  • противники привычки
  • установка на разрушение общепризнанных норм
  • принципы относительности истины
  • какова вещь передо мной, такова она для меня
  • добродетель не даётся человеку от рождения, но приобретается, основывается на знании.

Были софисты первой генерации (Протагор – формулировка принципов), софисты-спорщики (эристы –  формалисты: важно не содержание понятий, а их формальная сторона), софисты-политики (нет морали).

Протагор (ок. 490 – 420 до н.э.). – ученик Демокрита. Он полагал, что как в природе, так и в человеке – всё изменчиво, при этом явление может перейти в свою противоположность. Но если вещь может перейти в противоположное, то относительно её могут  существовать противоположные мнения.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"