Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос №1. Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры.
Возникла философия в VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии.
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мирозда¬ния, возникновении культуры и человека.

Вложенные файлы: 1 файл

filshpargalka.doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос №1. Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры.

Возникла философия в VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии.

Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мироздания, возникновении культуры и человека. Мифология представляет собой более или менее развернутый комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении и устройстве мира, вопросы, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. Миф, таким образом, есть начало человеческой культуры.Миф одновременно является особым типом представления о реальности и повествования о ней. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы утверждали систему ценностей, и запрещали определенные формы поведения.

Еще одно важное свойство мифологического сознания - символичность. Древний человек оперирует не понятиями и категориями, а символами и образами.

Философия заимствует у мифологии мировоззренческий характер, однако предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем. Философия с самого начала возникает как поиск мудрости. Вместо образа и символа, характерных для мифа, философия предлагает рациональные понятия и категории.

Философия выстраивает причинно-следственные цепочки для объяснения культурных или природных явлений. Философское мышление не символично.

Культура — это именно то, что отличает человека от животных. В культуре выделяют материальную и духовную сферы. Материальная культура — вся сфера материальной деятельности человека. Духовная культура — сфера сознания, познания, воспитания и просвещения.

 Разделение  на материальную и духовную  культуру во многом условно, так  как все предметы материальной  культуры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом человеческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах.

В духовную культуру входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные компоненты духовной культуры называют формами общественного сознания.

Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами, необходимо более подробно охарактеризовать духовную культуру с точки зрения ее оснований.

Фундамент культуры составляют:

— знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке;

— ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.

Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности

Ядро философии составляют осмысление: добра и зла, истины и заблуждения, красоты и уродства, свободы и зависимости, жизни и смерти, смысла и цели жизни и т.п. Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за горизонт известного.

 

Вопрос 2  Проблемы познаваемости мира. Агностицизм.

 Проблема  познаваемости  мира  является  одной  из  важнейших  в  философии. Она  стояла  как  центральная  в  Древней  Греции, в  средние  века  и  Новое  время (И. Кант, Гегель), особенно  остро  встала  эта  проблема  в  нашем  столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На  всем  протяжении  развития  философии  в  ней  сталкивались  различные  подходы  и  направления: гносеологический  оптимизм  и  агностицизм, сенсуализм  и  рационализм, дискурсивизм (логоцизм)  и  интуитивизм  и  др. Сама  проблема:  “Познаваем  ли  мир, а  если  познаваем, то  на  сколько?” выросла  не  из  праздного  любопытства, а  из  реальных  трудностей  познания. Область  внешнего  проявления  сущности  вещей  отражается  органами  чувств, но  достоверность  их  информации  во  многих  случаях  сомнительна  или  вообще  неверна. Одним  из  направлений  в  гносеологии  является  агностицизм. Его  специфика  заключается  в  выдвижении  и  обосновании  положения  о  том, что  сущность  объектов (материальных  и  духовных)  непознаваема. Это  положение  первоначально, когда  философское  знание  окончательно  еще  не  порвало  с  представлением  о  богах, касалось  именно  богов, а  затем  уже  природных  вещей. Древнегреческий  философ  Протагор (ок. 490 – 420 гг. до  н.э.) сомневался  в  существовании  богов. Он  писал: “О  богах  я  не  могу  знать, есть  они, нет  ли  их, потому  что  слишком  многое  препятствует  такому  знанию, - и  вопрос  темен, и  людская  жизнь  коротка”. По  отношению  природных  явлений  он  обосновывал  взгляд, согласно  которому “как  оно  кажется, так  оно  и  есть”. Разным  людям  свойственны  разные  понимания  и  разные  оценки  явлений, поэтому “человек  есть  мера  всех  вещей”. Сущности  же  самих  вещей, сокрытые  их  проявлениями, человек  вообще  не  способен  постичь. Древнегреческий  философ  Пиррон (360 – 270 гг. до  н.э.) считал, что  от  проникновения  в  глубь  вещей  должен  воздерживаться. Его  обоснование  не  лишено  интереса. Пиррон  считал, что  человек  стремится  к  счастью. Счастье  же, по  его  мнению, слагается  из  двух  компонентов:  1) отсутствия  страдания  и  2) невозмутимости. Состояние  же  невозмутимости, безмятежности  достижимо  при  познании, но  не  всяком. Чувственные  восприятия  достоверны. Если  нечто  кажется  мне  горьким  или  сладким, то  соответствующее  утверждение  будет  истинным. Заблуждения  возникают, когда  от  явления  мы  пытаемся  перейти  к  его  основе, сущности. Ни  о  чем  нельзя  сказать, что  он  поистине  существует, и  никакой  способ  познания  не  может  быть  признан  истинным  или  ложным. Сама  сущность  постоянно  изменчива. Всякому  утверждению  о  любом  предмете  может  быть  с  равным  правом  противопоставлено  противоречащее  ему  утверждение.Вследствие  этого  единственно  достойное  человека  отношение  к  вещам  может  состоять  только  в  воздержании  от  суждений, проецируемых  на “ускользающую” сущность. Выгодой, проистекающей  от  воздержания  от  всяких  суждений  о  подлинной  сущности, как  раз  и  будет  невозмутимость, или  безмятежность, человеческого  духа.  На  смену  античному  агностицизму  впоследствии  пришли  на  смену  многие  другие.

 

 

 

 

 

Вопрос №3. Диалектика и метафизика как методы познания.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания.

Зарождение диалектики связано с периодом античности (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон). Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду, прежде всего, то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.

Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нём, то есть, прежде всего, на «диалектику вещей», на объективную диалектику.

Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой такой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о, «диалектике понятий», о субъективной диалектике. Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическая диалектика.

 Классический представитель идеалистической диалектики (Кант, Шеллинг, Гегель) (равно как и диалектического идеализма) - Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики (равно как и диалектического материализма) — К. Маркс и Энгельс которые придали ей целостный и научный характер.

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность — тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает процессы по одному принципу: либо да, либо нет; Объективность диалектического познания – учёт двух принципов познания(нет не только покая без движения, но и движения без относительного покоя).

Вопрос №4. Проблема материализма и идеализма в философии

Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ Г. В. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом.

Материализм - все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей.

Идеализм - все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему. Историческое развитие материализма:

Материализм Древнего Востока и Древней Греции — это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.).

Метафизический (механистический) материализм. В основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон).

Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Последовательный материализм - в его рамках принцип материализма распространяется и на природу, и на общество (марксизм).

Непоследовательный материализм — отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах). Специфической формой непоследовательного материализма является деизм, представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, М.В. Ломоносов).

Различают научный и вульгарный материализм. Последний, в частности, сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности:

Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель).

Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм. Согласно ему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

Существуют различные разновидности идеализма: рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т.д., а самобытие рассматривается как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).

В истории философии  постоянное противостояние материализма и идеализма .

В античный период - воинствующий идеализм. Воинствующий материализм - в нашем столетии. Но эту «борьбу» не следует абсолютизировать и полагать, что она всегда и везде определяет развитие философии. Примером сопряжения материализма и идеализма может служить позиция деизма. Не случайно к деизму примыкали мыслители и материалистического (Ф. Бэкон, Дж. Локк), и идеалистического (Г. Лейбниц), и дуалистического (Р. Декарт) направлений.

Единство позиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма (Демокрит), так и идеализма (Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Гегель)                                       

                                           

 

Вопрос №5. Предмет философии. Структура философского знания.

Философия  -  особая  система  знаний,  предназначенная   для   решения   целого   ряда взаимосвязанных проблем, возникших и в естественно научном исследовании  и  в историческом  познании,  и  в  повседневной  производственной  и   политической деятельности. Основные  черты:  1)  синтез   знаний   и   создание   единой   картины   мира, соответствующей определенному уровню развития науки,  культуры  и  исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3)  разработка  общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг  проблем.  Для  этого  вырабатывает  собственные понятия, которые применяются в строго определённой области для  более  или  менее ограниченного круга явлений. Основные функции:1)Мировоззренческая - связана с осознанием мира как объекта практических интересов, целей и действий субъекта, формированием основ жизни позиций убеждений и идеалов. Философия - ядро мировоззрения.2)Методология устанавливает принципы и нормы, выявляет эффективность способов познания мира 3)Гуманистическая ориентирует личность на истину добро красоту. Однако, ни одна из наук, кроме философии,  не  занимается спец вопросом, что такое "необходимость", "случайность", хотя может использовать их в своей области. Такие  понятия  являются  предельно  широкими, всеобщими и универсальными.  Они  отражают  всеобщие  связи,  взаимодействия  и условия существования любых вещей и называется категориями.

В ходе развития философии представления о ее предмете менялись.

Для Сократа философия была величайшим из искусств — искусством самопознания. Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Аристотель- наука наук.

Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам:

• онтологической; • гносеологической; • аксиологической; • праксеологической; • антропологической.

Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология — философское учение о бытии и сущем. Гносеология — философское учение о познании. Аксиология — философское учение о ценностях. Праксеология — философское учение о действии. Антропология — философское учение о человеке. Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с конкретным фрагментом духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формулируемые в «ядре» философского знания — онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"