Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia_1.docx

— 211.32 Кб (Скачать файл)

Действительный процесс познания осуществляется при взаимопро-никновении чувственных и рациональных форм. Чувственное и рациональное оказываются  сторонами  единого процесса.  Выделение и рассмотрение  их по отдельности  возможны благодаря  абстрагирующей силе человеческого  разума. Конечно, бывает непросто  связать  любое понятие (например, мнимое число  в математике) с наглядным образом. Однако изучение формирования понятий  и выработка взгляда на них  как на абстракции от абстракций дают основаниезаключить, что такая связь, безусловно, имеется.

Связь чувственного и  рационального  имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного, формируется на его  основе, но и наоборот – чувственное  предопределяется рациональным, как  бы выполняет его установи.

Несколько особняком от чувственного и рационального уровней познания стоит интуиция. Она есть способность  субъекта познания прямо и непосредственно  постигать истину. Интуиция  не есть нечто неразумное или сверхразумное. Она выступает в познании особым типом мышления, сохраняющим в  скрытом виде, как сам процесс  мышления, так и его подготовительный период. Первые попытки философов  рассматривать интуицию можно обнаружить в античности. Свои размышления об интуиции оставили Платон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Я.Бёме, Гегель, Фейербах, А.Бергсон, З.Фрейд, П.Флоренский, А.Лосский, С.Франк, М.Шеллер. Чаще всего интуицию понимают субъективным образом, при этом, соглашаясь с тем, что её механизм остается загадкой. Интуиции достаточно для усмотрения истины, но её не всегда достаточно, чтобы  убедить в этой истине других и  даже себя. Для этого необходимы сомнения, доказательства, сама практика.

Интуиция гармонично сочетается с  рациональным познанием. Белее того, выдвигается на первый план понятие  «рациональной интуиции» (или интеллектуальной интуиции). Без этого понятия просто не может обойтись новоевропейский  рационализм (от Р.Декарта до Э. Гуссерля). Интуитивное познание в силу этого  не иррационально, а скорее внерационально, т.е. восполняет рациональное познание, наподобие  того, как гуманитарная рациональность восполняет рациональность понятийную. 

Рассудок – исходный уровень  мышления, его дискурсивная форма. На уровне рассудка происходит оперирование понятиями. Здесь оно подчиняется  строгим правилам, законам (формальной логики), схемам. Мышление невозможно без  рассудка.

   Разум – высший уровень  мышления, для которого характерна  творческая деятельность с понятиями  и категориями. Разум и рассудок  тесно связаны, но в отличие  от рассудка разум способен  выходить за пределы уже имеющегося  знания. Разум способен порождать  новые понятия, формулировать  принципы (законы), объединяющие правила  рассудка, выдвигать новые функциональные  идеи и ценности

 

 

8. Понятия, основные характеристики  истины.

Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re (интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей).

В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической

В философии понятие истины совпадает  с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное  и недостоверное знание по степени  его принципиальной возможности  согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости

Истина – объективное (адекватно  отражающее объект познания)  содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни  от человечества; процесс движения от менее точного и менее полного знания, к более точному, и более полному знанию.

1. истина – это соответствие  знаний действительности (корреспондентская  теория истины).

2. истина – это свойство самосогласованности  знаний (когерентная концепция истины).

3. истина – это полезность  знания, его эффективность (прагматическая  концепция).

4. истина – это соглашение (конвенционалистская  концепция).

5. истина – это опытная подтверждаемость  знаний (позитивистская концепция).

Истины может быть: 1. субъективная, 2.объективная, 3.относительная, 4. "абсолютная". 
1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в которую входит -объективная реальность, субъективная реальность она - в связи с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой. 
она - в независимости содержания истины от отдельных людей  
2) Субъективность, поскольку истину познают люди, она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)  
3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.  
Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

Абсолютная истина (абсолютное в  объективной истине) -это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного  этапа развития науки не уточняется и не дополняется. 
Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

 

9.

 

10. Диалектика. Основные законы и категории.

 

Диалектика (вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Различают объективную диалектику, изучающую развитие реального мира (природы и общества) и субъективную диалектику - закономерности диалектического  мышления (диалектику понятий).

В истории философии сложились  три основных формы диалектики:

1. античная, которая была наивной  и стихийной, поскольку опиралась  на житейский опыт и отдельные  наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон Элейский);

2. немецкая классическая, которая  была разработана Кантом, Фихте,  Шеллингом и особенно глубоко  Гегелем, на идеалистической основе;

3. материалистическая, основы, которой  были заложены К. Марксом и  Ф. Энгельсом.

Основные принципы диалектики:  

- всеобщая взаимосвязь всех  явления;  

- всеобщность движения и развития;   

- источник развития - становление  и разрешение противоречий;  

- развитие как отрицание;  

- противоречивое единство общего  и единичного. Сущности и явления,  формы и содержания, необходимости  и случайности, возможности и  действительности и др.

Три базовых закона диалектики:

1.  единства и борьбы противоположностей;

2. переход количества в качество;

3. отрицание отрицания.

 

- Закон единства и борьбы противоположностей:

заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи единичными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, зима и лето, горячее и холодное и т.д.). Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.

-  Закон перехода количественных изменений в качественные:

Качество - тождественная бытию  определенность, стабильная система  определенных характеристик и связей предмета.

Количество - исчисляемые параметра  предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.)

Мера - единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Качество не может меняться бесконечно. Наступает  момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (т.е. системы  координат, в которой раньше происходило  изменение качества под влиянием количественных изменений);

-  Закон отрицания:

заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

 

Категория диалектики - наиболее общие  понятия, которыми оперирует философия  для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

- сущность и явление;

- форма и содержание;

- причина и следствие;

- единичное, особенное, всеобщее;

- возможность и действительность;

- необходимость и случайность.

 

 

11. Философская антропология: проблема человека в философии. Индивид. Человек. Индивидуальность. Личность.

Проблема человека - традиционно одна из центральных в философии. 

Философская антропология (фил чел-ка) - часть философского знания, учение о человеке и о фундамент. основах его бытия - развивается в тесном единстве с другими областями знания, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития.

Первые представления о человеке возникают задолго до появления  философии: в мифологическом и религиозном  мировоззрении. Наряду с общими чертами, между воззрениями о человеке в философии древнего Востока и Греции есть существенные различия.

В философии средних веков преобладает теоцентрический подход: происхождение, сущность человека, его земная судьба определяются через отношение к Богу. В эпоху Возрождения получили дальнейшее развитие традиции античности. Человек рассматривается не только в тесной связи со Вселенной, но постепенно провозглашается ее центром, творческим началом, подобным Богу В культуре и философии Нового времени человек понимается как самостоятельно мыслящее, познающее и деятельное существо. Философия марксизма рассматривает человека как деятельное историческое существо, которое в процессе преобразования природы создает условия существования социума, преобразуя его и себя самого. Марксизм акцентировал социальную сущность человека, экономическую детерминированность различных сторон его бытия. Постклассическая философия 20 вв. характеризуется “антропологическим поворотом” в философии. Углубление социальных и экзистенциальных противоречий выразилось в идее уникальности, хрупкости, кризисности человеческого бытия - одной из отличительных особенностей философии 20 в. Рефлексия над трансформациями человеческого бытия происходила главным образом в трех основных направлениях:

Натуралистический подход в интерпретации человека обращает внимание на высокую степень его интегрированности в живую природу. Экзистенциально-феноменологический подход акцентирует внимание на уникальности человеческого бытия. Бытие человека приобретает подлинность и личностный смысл в состоянии экзистенциальной свободы.

Социально-критическое направление в антропологической философии (неомарксизм, структурализм), продолжая марксистские традиции, рассматривает различные варианты (политической, идеологической, коммуникационной, социальной) детерминированности человека: его поведения, общения, мышления, деятельности. Структурализм особое внимание обращает на включенность человека в различные социальные структуры.

В настоящее время существуют две концепции личности:

1. личность как функциональная (ролевая) характеристика человека

2. личность как его сущностная характеристика.

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс требует от чел продуктивной активности, выражается в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.

   Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.

 

 

12. Приветственное, аксиологическое и рефлексивное «Я»

 

Модельное представление личности нами развивается на синтезе двух моделей: триединства характерных  «Ego» или «Я» человека. Первая модель личности раскрывается как единство ее трех измерений: «приветственное  – Я» (Ego Vit), «аксиологического Я» (Ego Ax), «рефлексивного Я» (Ego Ref). «приветственное - Я» есть единство витальных (необходимых, всеобщих) функций человека: индивидуально-органических, родовых (видовых), когнитивно-праксиологических, социальных. Иными словами, это есть социально-биологическое единство человека, выраженное в его потребностях и функциях. Эволюция этого единства связано с приобретением в конце ХХ века социальностью космопланетарного, ноосферного измерения, обусловленного первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы и императивом выживаемости человечества в XXI веке. Аксиологическое «Я» предстает как культуроцентрическое и профессиональноцентрическое измерение личности «внутри» ее «самосознания». Оно связывает человека с обществом, этносом, нацией, культурой, которые определяют его самоидентификацию и ценностные ориентации. Ценностные ориентации вырастают из культурно-исторического архетипа локальной цивилизации. Рефлексивное «Я» «замыкает» и синтезирует первые два «Я». Благодаря ему «Я» становится синтетическим, целостным. По нашей оценке, рефлексивное «Я» поднимает личность на уровень социального и космопланетарного, ноосферного бытия. Оно является механизмом преодоления каждой ступени своего бытия по мере собственного возвышения к всеобщему.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"