Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia_1.docx

— 211.32 Кб (Скачать файл)

В это же время подспудное становление  философии культуры происходит в  других течениях европейской интеллектуальной жизни (в историософии позднего нем. Просвещения (И.Г. Гаман, И.В. Гёте, Ф. Шиллер), в панэстетизме нем. романтизма (Новалис, Ф. Шлегель, А. Мюллер), во фр. политической мысли).

Следующий шаг делает гуманитарная мысль втор, пол. IXX в. Позитивизм и философия жизни создают предпосылки новой философии культуры. Их усилиями «культура» была осмыслена как возможный предмет теоретического исследования.

Появление в 1918 «Заката Европы» О. Шпенглера с его «морфологией» уникальных культур-организмов можно рассматривать как завершение этого процесса и окончательное рождение философии культуры в качестве самостоятельной дисциплины.

XX в. дает большой спектр вариантов философии культуры. В значительной мере тон философии культуры XX в. задают концепции В. Дильтея, А. Бергсона, Г. Зиммеля и баденского неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Начиная с сер. 20-х гг. оформляются  основные современные версии философии  культуры: «философия символических  форм», «рациовитализм», экзистенциальную и религиозная философия культуры. Нередкими являются случаи кристаллизации оригинальной философии культуры в  современной интеллектуальной литературе и эссеистике. Появляются теории А.Д. Тойнби и Й. Хейзинги, концепции М. Шелера и Э. Ротхакера, культурфилософские построений А. Вебера, К. Манхейма.

Острая заинтересованность проблемами философии культуры характерна для  русской философии IXX-XX вв. (К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский и B.C. Соловьев. П.А. Флоренский, Андрей Белый, В.В. Иванов, П.А. Сорокин, Е. Спекторский, Г.Г. Шпет)

Свою версию философии культуры имеют такие авторитетные направления  мысли, как феноменология, психоанализ, герменевтика, структурализм и др.

Определение «Культуры» неоднозначно - (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание). Культура состоит из следующих компонентов: образование, наука, литература, искусство, нравственность, право, религия, мифология, политика. Эти составляющие существуют одновременно и представляют собой единое целое.

Культура  - это неотъемлемая часть человеческой жизни, это связующее звено между обществом и природой. Культура - человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности. слово cultura впервые встречается в трактате Марка Порция Катона Старшего о земледелии De Agri Cultura. А в смысле – применительно к воздействию на человеческий ум это слово встречается в работе «Тускуланские диспуты» римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона

Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. Но, несмотря на сложности, структурирование культуры возможно.

  • по носителю: мировая и национальная культура
  • в соответствии с конкретными носителями: культура социальных общностей, семьи, отдельного человека
  • по содержанию и влиянию: прогрессивная и реакционная. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную
  • по положению в обществе: доминирующая культура и субкультура
  • по виду и роду: материальная (культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса (места жительства), культура отношения к собственному телу, физическая культура) и духовная культура (познавательная (интеллектуальная) культуру, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная). Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности.

Есть ряд видов культуры, которые  нельзя отнести только к материальной или к духовной культуре. Они представляют собой "вертикальное" сечение  культуры, "пронизывая" всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

Культура выступает средством  аккумуляции, хранения и передачи человеческого  опыта. Эта роль культуры реализуется  через ряд функций:

  • социальные функции культуры (интегративная и дезинтегративная (объединение и разъединение общества);
  • регулятивная или нормативная (поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право);
  • образовательно-воспитательная;
  • функцию трансляции (передачи) социального опыта или функция исторической преемственности, или информационная, функция накопление знаний);
  • регулирующая функция культуры (формирует и регулирует поведение личности, определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек);
  • адаптивная функция;
  • знаковая, сигнификативная функция (важнейшая в системе культуры, без неё овладеть достижениями культуры невозможно, например  язык является средством общения людей);
  • познавательная (гносеологическая) функция;
  • коммуникативная функция культуры;
  • рекреативная функция культуры (психическая разрядка, противоположна нормативной функции);
  • функция социализации (процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества) и инкултурации (процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре) или человекотворческая функция;
  • ценностная, или аксиологическая (отражает важнейшее качественное состояние культуры)

 

Культура

Антикультура

совокупность культов (фундаментальных, основополагающих ценностей), позволяющих человеческой популяции отличаться от любой звериной.

являет собой полною противоположность  собственно культуре, опираясь на прямо  противоположные культы насилия, похоти и т.д.


 

Веками и даже тысячелетиями  культура и антикультура существовали независимо друг от друга, каждая в  своей культурной нише. С одной  стороны, литургия, театр, «высокое искусство» и фольклор. С другой стороны, вакханалия, гладиаторский цирк, коррида, петушиные  и собачьи бои, турниры и кулачные бои, сквернословие, порнография и  т. д. Проявление антикультуры можно  увидеть у поэта Шарля Бодлера  с его сборником стихов «Цветы Зла» (1857 г.). По нынешним меркам, в сравнении  с последними «достижениями» антикультуры, в них трудно найти что-либо порочное. Тем не менее, в литературоведении  автор удостоился вердиктов: эстетизация  пороков, заигрывание со злом и т. п. У автора нашлись многочисленные последователи, результатом чего был  Декаданс, упадок искусства, и мы не должны забывать, что возвышенно-романтическое словосочетание Серебряный Век, которым мы сегодня по праву гордимся, в глазах современников, согласно античной традиции, был всего лишь ступенью ниже Золотого века западной культуры. Тем не менее, никогда культура и антикультура не могут существовать отдельно, поскольку питаются друг другом.

 

Контркультура

специфический вид субкультуры (часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства) С точки зрения культурологии, контркультура - это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.


 

 

 

 

№22. Проблема Запад-Восток. Славянский мир.

С тех пор, как было осознано принципиальное различие западных и восточных культур, наука не перестает решать проблемы взаимодействия тех и других. Весь комплекс этих проблем был обобщен  и получил название проблемы «Запад-Восток». Исследования проблемы Запад-Восток имеет  общефилософское обоснование. При  этом все частные проблемы стали  аспектами этой единой проблемы.

Когда мы задумываемся над глубинным смыслом слов «Восток» и «Запад», то перед нами, как правило, возникают эстетически отличные между собой явления; ментальные различия – различия в морали и в глубинной мотивации поступков. Различия западного и восточного бытия есть различием ментальностей.

М. Вебер составил примеры глубокой дифференциации систем ценностей (смысловые  антиномии культур) Запада и Востока: демократия (свобода, равенство) - деспотизм, аскеза - мистика, научное знание/рациональность - интуиция/вживание в мир,  динамизм/развитие - неподвижность/стабильность, модернизация/инновативность - традиционность/ритуал, логос - дао, индивидуализм/личность - коллективизм/государство, активное технико-технологическое преобразование мира - достижение гармонии с естественно-природной  средой обитания и медитация, капитализм/буржуазность - коммунизм/бесклассовое общество, рынок - базар.

Но проблематизация стереотипа Запад-Восток не сводится к простому противопоставлению, она не существует без взаимодействия или взаимоотношений, без так называемого диалога. Взаимопроникновение Запада и Востока - один из важнейших динамических элементов  их культуры и философии. Владимир Соловьёв писал: «через всю жизнь человечества проходит большая дискуссия Запада и Востока». Но тем не менее сам  диалог 3апад-Восток обычно сводится к  простейшим формам компромисса между  культурными системами.

Понятие метакультура - это бытие, выходящее за пределы одной культуры и объединяющее несколько культур. Так Запад - это метакультура, сформированная на основе национальных мифологий под влиянием античных и христианских ценностей. А Восток – это метакультура объединяющая культуры Индии и Китая, а также культуры, которые исторически связанны с ними и несут на себе черты их ментальности - японская, тибетская, индокитайская и др. Для восточного способа бытия определяющими являются буддийская культура в ее взаимодействии с конфуцианством и даосизмом (Китай), разнообразными течениями индуизма (Индия), а также с различными национальными мифологиями.

Метакультура запада: социально активна, динамична, склона к инновациям, формирует духовно зрелую ответственную личность и озабочена нравственной стороной религиозной жизни, ее влиянием на различные сферы жизни человека, общества. Запад пошел по пути индивидуализма, законности и правопорядка.

Метакультура востока: созерцательна, аскетична, озабоченна больше чистотой вероучения, чем осуществлением нравственной правды, социально пассивна, и т.д. Восток сохранил общинность и чувство соборности.

Сложность заключается в преодоления  стереотипа в трактовке взаимосвязи  Запада и Востока, в самом поиске компромисса. Проблема Запад-Восток гораздо  шире традиционной взаимосвязи-противопоставления Запад-Восток. В балладе Р. Киплинга сказано: нет Востока, и Запада нет, нет границ у племен земли, когда  сильный и сильный лицом к  лицу стоят, хоть откуда пришли. Проблема может быть понята так: если взаимодействие сил неизбежно, то переход от конфликта  к мирному событию возможен только через взаимопризнание сторонами  особенностей друг друга.

Несмотря на все различия, возникает  взаимопроникновение Запада и Востока, но в их культурном развитии есть определенный параллелизм. Восток символизирует  начало, весну, возрождение и обновление, воскресение, спасение, наступление  грядущего. Запад ассоциировался с  концом, осенью, зрелостью и завершенностью достижений любого рода, подведением  итогов.

В наши дни противоречивость ценностей  Запада и Востока обостряется  в связи с масштабностью и  глубиной сегодняшней постановки вопроса  о судьбах человеческой цивилизации  в целом. Но не смотря на это на основе диалога всех культур народов  Земли постепенно развивается единая мировая культура, усиливается единство и братство народов, формируется, выражаясь  в терминах русской философии, всечеловечество.

Что касается славянского мира, то его, рассуждая о Западе и Востоке, нельзя обойти. Этот мир очень непростой. Он занимает промежуточное положение между Западом и Востоком. Но в той мере, в которой славянство является христианским регионом, оно принадлежит Западу.

 

 

 

 

 

 

 

№23. Восточный путь. Буддистское  мировосприятие. Идея страдания и  кармы.

*Восточный путь человеческого бытия, основан на диалоге буддийского мировосприятия с индуизмом, а также даосизмом и конфуцианством.

Главным тезисом буддийского мировосприятия является утверждение о том, что бытие есть страдание. Отсюда - эмпирический мир становится навсегда далеким человеку, иллюзией, которую следует преодолеть. Преодоление мира - как страдания возможно только через углубление в себя. Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия, и прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека. Это определяет внимание к внутренней жизни человека, развитие которой может вывести человека из состояния страдания материального мира (сансара) к успокоению в мире духовном (нирвана). Четыре Благородные Истины: «всё есть дуккха» - страдание (неудовлетворённость, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх, глубокая неудовлетворенность непостоянством, «неполнота», фрустрация); у дуккхи есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий, а также желание); существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить действие её причины); существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"