Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia_1.docx

— 211.32 Кб (Скачать файл)

Нирвана выступает над бытием, растворением личности в высшем успокоении - блаженстве и просветлении, которое преодолевает суетливую активность материального  мира. При этом сохранение личности как уникального начала, осознает себя, является несущественным.

Учение и практика буддизма вылились в форму под названием Восьмеричный Путь, путь из восьми этапов: правильные речь, действия, образ жизни, взгляды, намерения, концентрация, усилия, мышление. Первые пять этапов имеют дело с нравственными категориями и являются подготовительными для трех последующих. Три последних этапа готовят ум к Просветлению и реализуются с помощью медитации. Две основные категории буддийской медитации: чжи означает медитацию покоя (саматха), и гуань - углубленную медитацию (випассана).

Главная цель буддизма, как и даосизма, и индуизма - осознать Конечную Реальность, освободиться от иллюзий и зла, выйдя, таким образом, из круга рождений и смертей. Для получения умения помогать живым существам в прекращении их страданий, что является еще одной главной целью буддизма, буддисты в первую очередь пытаются уничтожить «три яда»: неведение относительно истинной природы, страсти и эгоистические желания; гнев и нетерпимость.

Согласно  принципам буддизма, наш мир не является единственным. В этом смысле буддизм, в одном из своих аспектов, может быть назван путём восхождения  от страдания к блаженству.

На Востоке человек менее оценивает реальность. Человеческое бытие основывается не в ценностях, а на началах, которые не могут определяться и выбираться личностью. Основными началами буддизма выступают:

1. естественность: слияние человека и природы нашло отражение практически во всех религиозных учениях Востока. Восточный человек непосредственно слит со стихией природы и только через нее входит в мир общения с людьми. Гегель дает характеристику восточной ментальности. Он говорит о том, что на Востоке Абсолютный Дух впадает в естественность, там он достигает действительности не в себе самом, а в сфере природы. В таком слиянии духа с природой настоящая свобода, по мнению Гегеля, невозможна. Идея слияния с природой доводится в восточном сознании к идее слияния с бытием. Восточный человек не превращает бытие, он соединяется с ним. Его личность становится каплей в море бытия. Именно таким образом понимается глубинный смысл нирваны.

2. фатализм: определяет чрезвычайную устойчивость традиций в восточной культуре и, одновременно, стремление отгородиться от других культур стеной. По сравнению с Западом традиционный Восток не живет исторически. Он признает эволюцию общества и личности как момент бесконечного круговорота природы. Адаптируясь к внешнему воздействию, восточный человек подчиняет это влияние себе.

3. Карма (неотвратимая благодарность): это закон посмертных перевоплощений личности, закон посмертной благодарения за добро и зло через перевоплощение. Добродетельная человек получает после смерти здоровое тело и счастливую судьбу, человек, который творит зло, после смерти спускается по эволюционной лестнице вниз - вплоть до превращения в животное. Однако добро на Востоке означает соответствие человека той роли, которую ей определено в обществе - соответствие касте, слою, группе. И уже одно стремление выйти за пределы определенной роли может трактоваться как зло. Закон кармы подобный закону природы, он наказывает тех, кто выходит за очерченные им границы. Не случайно буддийская культура в нирване пытается найти освобождение от кармы - несвободы и ограниченности человека в любом материальном воплощении. Однако и сама нирвана есть воздаяние за выполнение определенных правил.

Итак, выходя из сказанного, следует, что для различных философских  направлений Древнего Востока проблемы познания отождествлялись с нравственным совершенствованием человека. Философия  Древнего Востока и зафиксировала  такую целостность мировосприятия, показала взаимосвязь и взаимообусловленность  природы и человека. Человек  как  одно из равновеликих проявлений мира может ощутить свою исходную сопричастность к природе, следуя принципам несуетливости, неспешности естественности. Восточная  философия предлагает путь самосовершенствования, самоуглубления, путь к душе, восхождение  к себе. Такой серьезный подход к внутренней субъективной жизни  духа, мышления требует от человека высокой индивидуальной ответственности  не только за поступки, но также за помыслы  и речи.

*

1. Буддизм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около 6 века до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Сами последователи этого учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в 19 в.

В настоящее время некоторые исследователи  и буддийские деятели определяют буддизм как «науку о сознании». За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие - на благие деяния, третьи - на поклонение Будде.

Трипитака - свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе. В буддийском мире существует множество версий Трипитаки, в которые входит огромное количество различных текстов.

2. Индуизм - одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите - санатана-дхарма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон». Индуизм - это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Большинство индуистов признают божественную реальность, которая творит, поддерживает и разрушает вселенную, но некоторые индуистские течения отвергают эту идею. Хотя невозможно сформулировать безупречное определение индуизма и общую для всех направлений индуизма доктрину, существуют практики и верования, которые занимают в индуизме центральное место, и которые можно признать типичными для индуизма: дхарма (морально-нравственный долг, этические обязательства), сансара (круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов), карма (вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями), мокша (освобождение из круговорота рождения и смерти, сансары) и йога в различных её направлениях.

3. Даосизм - учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Даосизм в стабильной религиозной организации сформировался только во 2 в., но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае, в 5-3 вв. до н.э.

К 5 веку н.э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу буддийского канона. В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао - своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним.

4. Конфуцианство - этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551-479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда - как религия. В Китае это учение известно под названием «школа учёных», «школа учёных книжников» или «школа образованных людей». Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологий и идеологий. Древнее конфуцианство стало воплощением и завершением всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№24. Западный путь. Античное и христианское начала. Идея личности. Идея свободы. Отношения к природе  и истории. Научно-технологический  процесс.

 

Под Западом можно понимать способ бытия в мире, который основывается на соединении античной и христианской культур. В широком смысле Запад - это та часть планеты, для которой  ценности античной и христианской культур  являются основополагающими.

Античные и христианские начала является той общей основой, на которой  стали возможными особые проявления западного бытия. В бытии Запада античность (культура Древней Греции и Рима) соединяется с христианством  преимущественно эстетически. В  нравственном аспекте между ними существует глубокая противоречие - языческая  античность не знает образа Бога как  Абсолютного Добра и моральных  заповедей христианства. Порождение христианской морали связано с просветлением  моральных достижений античности и  переходом их в принципиально  новое качество. Западное бытия включает в себя античность как свою историю, христианство же является для него настоящим, образом жизни. То же касается национальных языческих мифологий, что вместе с античностью вошли  в ткань христианских культур.

Как известно, современное христианство существует как католицизм, православие, протестантизм и их многочисленные вариации. Поэтому внутри Запада можно  выделить три глобальные культуры - католическую, православную , протестантскую .

Католическая и православная культуры возникают при непосредственной встрече христианства с «римской»  и «греческой» античностью. Католицизм рождается как римское христианство, а православие - как греческое. Протестантизм  как тип культуры и образ жизни  возникает значительно позже  и является результатом объединения  христианства с германским началом, для которого католицизм оказался не во всем приемлемым.

В строгом смысле, Запад - это Западная Европа. Запад берет начало в Европе, там находятся его корни и  тайна его бытия. Но уже в Новое  Время Запад далеко вышел за пределы  Европы - сначала благодаря своей  колониальной экспансии, затем распространяя  свое влияние с помощью рыночных отношений и свободным предложениям своей ментальности.

Постепенно к Западу вошли североамериканская и австралийская культуры, ставшие  утверждением протестантского типа западного бытия на этих континентах. Интересна проблема африканского континента. Северная Африка исторически вошла  в исламскую культуру, а Центральная  и Южная - исконные регионы черной расы - все больше включаются в сферу  ментального влияния Запада. И  это влияние усиливается. Более  того, формирование целостной культуры, объединяющей Центральную и Южную  Африку, пока происходит именно на основе западного пути бытия, предлагает им христианские ценности.

Основными ценностями западного образа бытия в мире личность, практика технического преобразования природы, история. 
Главной ценностью западного пути бытия является личность и ее свобода. Идея свободы личности вытекает из самой сущности христианского мировосприятия, и любая христианская культура принимает и поддерживает ее. В католической и православной культуре свобода личности есть свобода выбора между добром и злом, в протестантской - свободой действия.

Вторым определяющим ценностью  западного пути бытия есть идея и  практика технического овладения природой как объектом должен подчиниться  человеку. Человек воспринимается как  нечто однозначно более высокое, чем природа. Именно это дает ему  право изменять природу для удовлетворения своих нарастающих потребностей. 
Третьей основной ценностью западного пути бытия есть идея истории. Для западного человека история - это таинственный поток несет человека в кардинально новое бытие. История имеет начало, направленность и завершение - в ней осуществляется прогресс. Эта идея пришла в сегодняшнюю западную культуру из христианства .  История придает человеческому развитию смысл , отделяющую его от эволюционного процесса природы как нечто совершенно отличное от него.

 

 

25.

 

№26. Философия Древнего Востока. Особенности индийской  и китайской философии.

Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически  одновременно возникает на Западе и  на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской. Философия как система взглядов на мир впервые появилась в Древних Индии и Китае в конце 2 в начале 1 тыс. до н.э.

Восточная мысль во многом сходна с античной. Сравнивая восточную  философию с западной, можно считать  их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли  не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает  истин, отраженных в мифе, а развивает  и усложняет их. Специфична в восточной  традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование  имен, образов, идей и концепций. Он является произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.

В мировоззрении восточных стран  получила преимущество религиозно-этическая  проблематика над научно-теоретической. Своеобразие философии Древних  Индии и Китая проявляется  также в специфическом понимании  картины мира. Природа объясняется  в основном не как предмет теоретического исследования, а как объект религиозно - нравственного анализа. Учение о  мире разворачивается как вариация и продолжение этического учения о человеке. Философы ищут в бытии  не природные причинно-следственные связи, а всемирный моральный  миропорядок (типа индийской кармы), который определяет жизненный путь и судьбу человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"