Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia_1.docx

— 211.32 Кб (Скачать файл)

 

 

13.

 

14.

 

15.

 

16.

 

№ 17 Смерть и бессмертие. Душа: судьба и карма.

Смерть и бессмертие. Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти

Проблема смерти приобретает центральное  значение у Фрейда. И центральной  является именно проблема смерти, связанная  неразрывно с проблемой времени. Проблема бессмертия вторична, и она обычно неверно ставилась. Смерть есть самый глубокий и самый значительный факт жизни.

Только факт смерти ставит в глубине  вопрос о смысле жизни. Жизнь в  этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть. Смысл связан с  концом. И если бы не было конца, т.е. если бы была дурная бесконечность  жизни, то смысла в жизни не было бы.

Жизнь благородна только потому, что  в ней есть смерть, есть конец, свидетельствующий  о том, что человек предназначен к другой, высшей жизни. В бесконечном  времени смысл никогда не раскрывается, смысл лежит в вечности. Но между  жизнью во времени и жизнью в вечности лежит бездна, через которую переход  возможен только лишь путем смерти, путем ужаса разрыва. Гейдеггер говорил, что обыденность парализует тоску, связанную со смертью. Обыденность вызывает лишь низменный страх перед смертью, дрожание перед ней как перед источником бессмыслицы. Смерть есть не только бессмыслица жизни в этом мире, тленность ее, но и знак, идущий из глубины, указывающий на существование высшего смысла жизни.

Смысл смерти заключается в том, что во времени невозможна вечность, что отсутствие конца во времени  есть бессмыслица. 
Но смерть есть явление жизни, она еще по эту сторону жизни, она есть реакция жизни на требование конца во времени со стороны жизни. Смерть есть явление, распространяющееся на всю жизнь. Жизнь есть непрерывное умирание, изживание конца во всем, постоянный суд вечности над временем. Жизнь есть постоянная борьба со смертью и частичное умирание человеческого тела и человеческой души.

Время и пространство смертоносны, они порождают разрывы, которые  являются частичным переживанием смерти. Когда во времени умирают и  исчезают человеческие чувства, то это  есть переживание смерти. Смерть наступает  для нас не только тогда, когда  мы сами умираем, но и тогда уже, когда  умирают наши близкие.

Смерть имеет положительный  смысл. Но смерть есть вместе с тем  самое страшное и единственное зло. Всякое зло может быть сведено  к смерти. Убийство, ненависть, злоба, разврат, зависть, месть есть смерть и сеяние смерти. Смерть есть на дне  всякой злой страсти. Никакого другого  зла, кроме смерти и убийства не существует

Живые, а не мертвые страдают, когда  смерть сделает свое дело. Мертвые  больше не могут страдать; и мы можем  даже похвалить смерть, когда она  кладет конец крайней физической боли или печальному умственному  упадку. Однако неправильно говорить о смерти как о ”вознаграждении”, поскольку подлинное вознаграждение, как и подлинное наказание, требует  сознательного переживания факта

Смерть - это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую  роль в ходе длительной биологической  эволюции. Действительно, без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту выживания  наиболее приспособленных, и таким  образом сделала возможным прогресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы.

Проблема бессмертия - основная, самая  главная проблема человеческой жизни. Все религии, начиная с зачаточных религиозных верований дикарей, строились в отношении к смерти.

Сильное страдание всегда ставит вопрос о смерти и бессмертии. Но и всякое углубление жизни ставит все тот  же вопрос. Было построено много  типов религиозных и философских  учений о победе над ужасом смерти и достижении реального или призрачного  бессмертия: спиритуалистическое учение о бессмертии души; учение о перевоплощении душ; мистико-пантеистическое учение о слиянии с Божеством; идеалистическое  учение о бессмертии идей и ценностей; христианское учение о воскресении  целостного человека; притупление остроты  проблемы смерти через слияние с  коллективной жизнью на земле и через  возможность земного счастья.

Среди всех вещей, которыми гордится человек, непревзойденное значение занимает его ум. Именно он позволяет  ему знать, что существует такое  явление, как смерть, и размышлять о его значении. Животные не могут  делать этого; они не осознают и не предвидят, что придет день и они  погибнут. Перед животными не стоит  проблема смерти или трагедии смерти. Они не спорят о воскресении и  вечной жизни. Лишь люди могут спорить  об этом, что они и делают. Вывод  из такого спора чаще всего заключается  в том, что эта жизнь есть всё. Истина относительно смерти освобождает  нас и от унизительного страха, и от легковерного оптимизма. Она  освобождает нас от лести самим  себе и от самообмана. Люди не только могут вынести эту истину, касающуюся смерти,- они могут подняться выше ее, к гораздо более благородным  мыслям и действиям, чем те, которые  сосредоточиваются вокруг вечного  самосохранения. Мечта людей о личном бессмертии родилась в глубине веков. Она имела и религиозно - пессимистические (когда бессмертными считались только боги), и религиозно-оптимистические формы (когда люди верили в вечную загробную жизнь). Но время шло, и вера иссякла. Человек все чаще отрекался от богов, и вот уже являются сонмы не верующих ни в богов, ни в посмертное вечное блаженство. Они жаждут земных радостей, и можно сказать, что борьба с преждевременными смертями, за долгую и счастливую жизнь (если не для себя, то по крайней мере, для своих потомков) составляет основную цель всего исторического развития человечества. Знание того, что бессмертие есть иллюзия, освобождает нас от всякого рода озабоченности по поводу смерти. Это знание делает смерть в каком-то смысле неважной, оно освобождает всю нашу энергию и время для осуществления и расширения счастливых возможностей на этой земле. Это знание приносит человеку силу, глубину и зрелость, оно делает возможность простую, понятную и вдохновляющую философию жизни.  От рождения до смерти мы можем жить нашей жизнью, работать ради того, что мы считаем дорогим, и наслаждаться этим. Мы можем придать нашим действиям значительность, и наполнить наши дни на земле смыслом и размахом, которых не сможет уничтожить и наш конец - смерть.

Судьба и карма. Первые представления о судьбе исходят из древней Индии. Именно там появились определения понятий “Судьба” и “Карма”. Понятие “судьба” весьма многозначны. Академический Словарь современного русского литературного языка выделяет следующие его основные значения: во-первых, стечение обстоятельств, стихийный, не зависящий от воли человека ход событий, удача, неожиданные удары, предназначение; во-вторых, доля, участь, жизненный путь; в-третьих, история существования чего-нибудь, будущее данного объекта. Задумываясь над вопросами о своем месте в мире, о границах своей свободы, человек может дать три возможных ответа.

Во-первых, все действия человека заранее  более или менее жестко предопределены некой вне нас находящейся, высшей силой, которую называют богом, судьбой  мировой волей, абсолютной идеей  и так далее, или от века существующим непознаваемым законом (логосом). В  этом случае никакой свободой человек  не обладает и оказывается игрушкой, марионеткой в руках таинственной силы, как бы ее ни называли.

Во-вторых, человек полностью свободен. Его действия и поступки, начиная  от простейших актов бытового поведения  и кончая крупнейшими историческими  акциями, решающими судьбу стран  и народов, зависят целиком и  полностью от его собственной  воли. В этом случае история не более  чем цепь случаев, предвидеть которые  невозможно.

В первом и во втором случае человек  находится целиком и полностью  во власти судьбы. Только в первом случае судьба предстает в виде надмировой, мистической силы (фатализм), а во втором сводится к непредсказуемой  воле случая (волюнтаризм), ибо воля правителя, монарха, полководца и так  далее определяет ход мировой  истории. Абсолютная свобода есть полное отрицание свободы.

В-третьих, жизнь людей и общества в целом направляется некой от них не зависящей силой, но человек  в той или иной степени способен познать ее и повлиять на нее.

Слово “карма” буквально означает “действие”, “поступок”, но также  несёт такой смысловой оттенок, как “судьба” и “фортуна”. Это  вполне обосновано, потому что именно наши поступки определяют нашу дальнейшую судьбу. Кратко суть закона кармы можно  выразить известной пословицей: “Что посеешь, то и пожнёшь”. Это не религия  и не предрассудок, а здравый смысл  и практический опыт нашей повседневной жизни.

Карма (на санскрите — деяние, действие, плод действия), одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее учение о перевоплощении. Появляется уже в ведах и в дальнейшем входит почти во все индийские религиозно-философские системы, является существенной частью индуизма, буддизма и джайнизма

В широком смысле карма — это  общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и  их последствий, которые определяют характер его нового рождения, то есть дальнейшего существования. В узком  смысле кармой, называют вообще влияние  совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. В  обоих случаях карма предстаёт  как невидимая сила, причём лишь общий принцип её действия полагается ясным, внутренний же механизм её остаётся совершенно скрытым.

В повседневной реальности наши поступки имеют определенные последствия  — причина и следствие всегда заключены в действии. Мы не имеем  полного знания в силу ограниченности нашего разума и не всегда понимаем, какими будут результаты наших действий. Но, по крайней мере, мы можем быть уверены в том, что всё происходящее сейчас является результатом чего-то происшедшего в прошлом, а также повлияет на будущее. С материалистической точки зрения причина и следствие преследуют нас в течение жизни в этом теле, но всё прекращается, как только наступает смерть. Человек умер — и цепь поступков и их следствий кончается.

Ведическое учение, оставленное  нам великими мудрецами древности, продвигает это понятие на ступень  выше. Цепь поступков и их следствий  тянется не только в этой жизни, она  продолжается из прошлой жизни и  из целой последовательности прошлых  жизней.

Душа рождается именно в этом конкретном теле из-за своей прошлой  кармы, из-за своих прошлых поступков. В каком теле она воплотится в  следующей жизни, зависит от кармы  этого живого существа. Его теперешние действия, сложенные с общей суммой прежних поступков, предопределяют направленность сознания в момент смерти, что и задаёт будущие место, время  и форму рождения. Более того, живое существо может странствовать  не только из одного человеческого  тела в другое, но также опускаться до уровня формы тела животного или  растения. В этих более низких формах существования рождение и смерть также имеют место — сознание входит в тело, остаётся в нём некоторое время, а затем покидает его, чтобы принять новое. Безусловно, почти невозможно подсчитать количество форм жизни, существующих во вселенной. В Бхагавад-Гите говориться, что всего существует восемь миллионов четыреста тысяч форм жизни, начиная от крошечных насекомых и бактерий и кончая человеком и полубогами, жителями высших планетных систем, ответственных за управление природными процессами.

 

 

18. Социальная философия: проблема общества в философии. Человек и общество: социализация и индивидуализация. Общественная жизнь: основные сферы и проблемы. Гражданское общество.

Социолизация личности

Понятие «человек» употребляется  для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей тогда, когда важно отметить принадлежность лица к человеческому роду.

Человек — это биосоциальное существо.

А когда необходимо подчеркнуть, что  речь идет не о всем человечестве, а  об отдельном представителе человечества, конкретном носителе всех социальных и психологических черт человека (разума, воли, интересов, потребностей и т.д.), то употребляют понятие  «индивид».

Индивид — это конкретный человек как представитель человеческого рода.

Человек в момент рождения – индивид. Индивид — это не «один», а «один из» человеческого общества. Понятие подчеркивает зависимость человека от общества. 
Личность — это социальные качества индивида, приобретаемые им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность – это самоутверждение человека в профессии, учебе, любви, семье и т.д.

Личность отличается самостоятельностью в поступках, она способна нести  ответственность и решать проблемы, а также контролировать свое поведение  и обладает силой воли

Известно, что младенец вступает в  большой мир как биологический  организм и его основной заботой  в этот момент является собственный  физический комфорт. Через некоторое  время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок  и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами  поведения и ответственностью, а  также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает  этого состояния с помощью  процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы окружающего его общества, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе, таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.

Одним из результатов социализации является то, что человек начинает рассматривать принятые в обществе взгляды как нечто само собой  разумеющееся и не подлежащее сомнению. 
Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. 
Стадии социализации. Социологи выделяют несколько стадий:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"