Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia_1.docx

— 211.32 Кб (Скачать файл)

1. Первичная стадия социализации  или стадия адаптации:  длится от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает окружающим). 
2. Стадия индивидуализации: у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения. 
3. Стадия интеграции: она проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. Если же социум отвергает человека, то возможен один из следующих вариантов поведения человека:  
а) сохранение непохожести и появление агрессивных взаимодействий людьми и обществом; 

б) изменение себя (стать как  все);

в) внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, период его трудовой деятельности. Человек усваивает социальный опыт, и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность. 
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его следующим поколениям

Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами:

1. изменением (разрушением) системы  ценностей, в результате чего  старшее поколение не всегда  может подготовить молодежь к  жизни в новых условиях; 

2. коренным и очень быстрым  изменением социальной структуры  общества; неспособностью многих  новых социальных групп обеспечить  воспроизводство своих рядов;

3. ослаблением системы формального  и неформального социального  контроля, как фактора социализации. К одной из наиболее явных  особенностей современной социализации  относится ее длительность по  сравнению с предшествующими  периодами.

Индивидуализация  в развитии личности. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного «Я». Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, руки или ноги. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина — это папа, женщина — это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого.  В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие «Я», осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей, и в том числе образ собственного «Я».  Все дальнейшее формирование человека как личности — это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт. То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида

Основные сферы общественной жизни, гражданское общество. Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными Ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества

Большое значение в данном отношении  имеет деятельность учреждений, выполняющих  функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного  воспитания человека, круг его сверстников  и друзей, все богатство его  духовного общения с другими  людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство  профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т.д.

Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о  переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие

Проблемы функционирования социальной структуры, взаимодействия различных  социальных групп самым непосредственным образом связаны с проблемами гражданского общества.

Осмысливая проблему гражданского общества и беря на вооружение то, что  оставлено нам предшествующими  мыслителями, необходимо учитывать  современные реалии и нынешнее состояние  разработки данной проблемы. Видимо, было бы правильно рассматривать гражданское  общество как взаимодействие всех имеющихся  в обществе больших и малых  социальных групп. Экономической основой  их взаимодействия должны быть свободно развивающиеся различные формы  собственности. А защищать их интересы призваны соответствующие органы правового  государства, в котором все подчинено  Закону. В итоге в подлинно гражданском  обществе, в основу которого положены интересы и права Гражданина, каждый человек сможет получить возможности  свободно и творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности  в соответствии с той пользой, которую он приносит другим людям  и обществу. При этом он будет  пользоваться всеми средствами правовой и социальной защиты государства.

Можно отметить две основные тенденции  в развитии социальной структуры  современного общества. Первая из них  заключается в активном процессе дифференциации общества, появлении  новых социальных групп. Вторая обусловлена  идущими в мире интеграционными  процессами в экономике, которые  воздействуют на развитие социальной структуры общества. Сближаются условия  труда, его характер и содержание у представителей различных социальных групп. Это ведет к сближению  других условий их жизни, а также  структуры их потребностей и интересов

 

 

19.

 

№ 20

 

Современный этап развития цивилизации  называют по-разному. Концепцию общественно-экономической  формации, которая пришла на смену  индустриальной эпохе, пытаются сформулировать, определить ее детерминанты и дать собственное имя ученые всего  мира уже больше полувека. В западных публикациях такой тип общества сегодня называют "Knowledge Society" - «общество, основанное на знаниях» или  «общество знаний», в России используют термин «информационное общество». Исследователи рассуждают о двух подходах к созданию концепции постиндустриального  общества, в котором наиболее ценным ресурсом является информация, а наиболее ценным навыком - умение эффективно распорядиться  ею. В качестве критериев, определяющих различия категорий «общество знаний»  и «информационное общество», используются фундаментальные понятия «информация» и «знание».

В XX веке слово «информация» стало термином во множестве научных  областей, получив особые для них  определения и толкования. Д. Белл, родоначальник концепции постиндустриального  общества, под информацией подразумевал хранение, поиск и обработку данных как основу всех видов обмена, осуществляемых в экономике и в обществе.

Новейший философский  словарь объясняет информацию как  одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.

Суть информационного  общества (Ю.Хаяши, Д.Белл и О.Тоффлер, Й.Масуда, У. Мартин, А. Турен, М. Маклюэн) заключается в том, что человеческая цивилизация после аграрной и  индустриальной стадии развития вступает в новую - информационную, где информация считается наиболее ценным ресурсом, а ее доступность является наиболее важной в данной идеологии.

Несколько позже современное  общество определили «обществом знания» (П.Дракер, Р. Хатчинс, Т. Хусен), в котором  важнее всего «научиться учиться», а новые информационные технологии должны способствовать «постоянному обновлению личной и профессиональной компетенции». Новые технологии повсеместно ускоряют создание и распространение знаний. Обучение становится ключевой ценностью  обществ знания. ЮНЕСКО определяет знание как умение человека эффективно использовать информацию. Знание и  есть особая, идеальная форма представления  информации в человеческой деятельности. Важное значение в обществе знаний приобретает способность ориентироваться  в потоке информации, когнитивные  способности, критический ум, позволяющий  отличать полезную информацию от бесполезной.

Несмотря на разницу в  подходах, обе идеологии основаны на быстром развитии информационных и коммуникационных технологий и  их возрастающем использовании во всех сферах экономической и общественной жизни.

В конце прошлого века группа экспертов Комиссии Европейских  сообществ определила современное  развитие цивилизации как информационное общество и одновременно как общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и  каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней. Общество знания эволюционирует в общество мудрости, где с помощью  научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут  приниматься хорошо продуманные  и обоснованные решения. Количество полезной информации в современном  мире стремительно растет, человек  все лучше умеет понимать и  распоряжаться получаемой информацией, т.е. превращать информацию в знания.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что наиболее целесообразна  конвергенция двух моделей настоящего и будущего цивилизации, тем более  человечество не просто накапливает  информацию или применяет знания, а совершает эти процессы одновременно. Поэтому правильнее вести речь не об «информационном обществе» - хотя этот термин стал уже почти общепринятым, - и не об «обществе знаний», а  об «информационном обществе знаний».

 

 

№21. Философия культуры. Культура понятие, структура, функции. Культура, антикультура, контркультура.

 

Философия культуры - это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры, принципы и общие закономерности культуры; философское осмысление культуры как специфического феномена. Философия рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Термин был введён в нач. IXX в. немецким романтиком А. Мюллером и в узком смысле обозначает направление европейской философии кон. IXX – пер. пол. ХХ в.

Впервые о сущности культуры заговорили ещё древнегреческие философы, рассматривая понятие нравственности и не употребляя термина «культура». Софисты, сформулировали антиномию природного и нравственного. Согласно Гиппию, человеческие установления... насилуют нас часто вопреки природе. Киники (Антисфен, Диоген Синопский) были одними из первых критиков культуры. В средние века ситуация не изменяется, культура воспринималась как опасный соблазн.

Как ни странно философия культуры не возникла и в эпоху гуманизма.

К кон. XV в. очевидно некоторое разочарование в идеале природы. Возникает ощущение неполноценности природы и незаменимости человека. Так же мало склонен к пониманию специфики культуры и XVII в.

Ситуация радикально меняется в  XVIII в. Возникают предпосылки нового видения связи человека и природы.

Д. Вико создает «Новую науку» - первую философию культуры, - изображающую «идеальную историю» как смену культурных циклов. Ж.Ж. Руссо отбрасывает представление о вечной природе человека, вводит измерение историчности и толкует культуру как свободное творение человеком своей сущности. И.Г. Гердер считает, что культура есть основной сплачивающей силой общества, внутренней сущностью которой является язык.

И. Кант в «Критике способности суждения» обосновывается наличие особой реальности несводимой к «природе» и «свободе», он открывает измерение «культуры» в нач. IXX в.

Представителям классической нем. философии - И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегель создают развернутые модели поступательной эволюции универсума ("мира как целого" или "всего сущего") как творческого развития духа. Эти модели становятся развернутыми концепциями философии культуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"