Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia_1.docx

— 211.32 Кб (Скачать файл)

Макромир и микромир - две специфические  области объективной реальности, различающиеся уровнем структурной  организации материи. Сфера макроявления - это обычный мир, в к-ром живет и действует человек (планеты, земные тела, кристаллы, большие молекулы и др.). Качественно иную область представляет микромир (атомы, ядра, элементарные частицы и др.), где размеры объектов меньше миллиардных долей сантиметра, а временные промежутки порядка миллиардных долей секунды, т. е. непосредственно недоступны наблюдению. Каждый из этих миров характеризуется своеобразием строения материи, пространственно-временных и причинных отношений, закономерностей движения. Так, в макромире материальные объекты имеют резко выраженную прерывную, корпускулярную или непрерывную, волновую природу и их движение подчиняется динамическим законам классической механики. Для явлений микромира, напротив, характерна тесная связь корпускулярных и волновых свойств, к-рая находит свое выражение в статистических законах квантовой механики. Своеобразная граница раздела макро- и микромира была установлена в связи с открытием т. наз. постоянной Планка. Существенным аспектом этой новой константы явилась «конечность взаимодействия», означавшая, что любые взаимодействия между объектами в микромире (в т. ч. между прибором и микрочастицей) не могут быть меньше значения кванта действия. Специфика макро- и микромира находит свое отражение в познании, приводит к ограничению сферы применимости старых физических теорий и возникновению новых (теория относительности, квантовая механика, физика элементарных частиц). Совр. «физические идеалисты», абсолютизируя различие макро- и микромира, особенности их познания, приходят к отрицанию объективности и познаваемости микромира. В действительности же наука показывает тесную связь между макро- и микромиром и обнаруживает, в частности, возможности появления макроскопических объектов при столкновении микрочастиц высокой энергии. 

 

6. Материя. Дух. Время. Пространство.

Пространство и время являются общими формами бытия всех материальных систем и процессов не существует объекта, который находился бы вне  пространства и времени, как нет  пространства и времени самих  по себе, вне материи, что движется. Абсолютного пространства как бесконечной пустой протяженности не существует .Везде есть материя в тех или иных формах (вещество, поле), а пространство выступает как общее свойство (атрибут) материи. Так же нет и абсолютного времени, время всегда неразрывно связан с движением, развитием материи. Пространство и время существуют объективно и независимо от сознания, но вовсе не материи.

 

Материя (вещество) -  философская  категория  для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу.

В материалистической философской  традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению  к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним  из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

 

Дух – философское понятие, обозначающее нематериальное начало

Определение соотношения духа и  материи зачастую считается основным вопросом философии. Идеализм, спиритуализм  - признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как понятие (панлогизм), субстанция (пантеизм), личность (теизм, персоналистические концепции).

Рационалистические философские  системы отождествляют дух с  мышлением и сознанием; в иррационализме, определяя сущность духа, рассматривают  такие его аспекты, как интуиция, чувство, воля, воображение и т. д.

Античные натурфилософы 6-5 веков  до нашей эры определяли дух, как  «нечто газообразное, жизненную силу, движущуюся в теле людей и животных». Библейско-христианская традиция наполняет  понятие духа личностным абсолютом  и волей. В экзистенциализме дух  противопоставляется разуму, а неопозитивизм  элиминирует данное понятие, как  лежащее вне сферы научного познания.

 

7. Гносеология: проблема познания в философии. Субъект и объект познания. Иррациональное и рациональное познание. Интуиция.

Агностицизм – гносеологическая теория (или концепция), отрицающая  (полностью  или частично) возможность объективного познавания мира человеком.

Апостериори – знание, полученное через опыт, благодаря опыту. Вера (в гносеологии) – такая позиция субъектов познания (познающих),  признающая  суждения, истинность которых не доказывается, но, кажется очевидной.

Гносеология – учение о познании явлений, процессов бытия в мире, общая теория познания.

Знание – цель и результат  процесса познания, отражающие действительность в форме факта, представления, понятия, суждения, теории.

Категории – предельно общие  понятия, отражающие  наиболее существенные закономерные связи и отношения бытия в мире; форма и организующий принцип мышления.

Логическое – отражение действительности в абстрактной, но теоретически последовательной форме.

Медитация – особая форма духовной концентрации сознания на какой-либо идее или предмете либо на пустоте (ментальное безмолвие).

Сенсуализм - философское направление, преувеличивающее роль  чувственного познания  в ущерб рациональному.

Солипсизм – концепция познания крайнего субъективистского сенсуализма  (идеализма), утверждающая, что существую только «Я» сам, а весь мир есть представление лишь моих ощущений.

Эпистемология – теория научного знания, в отличие от гносеологии как общей теории познания

 

Теория познания. Проблема познаваемости мира.

Сознание всегда есть осознанное бытие. В сознании выражается отношение  человека к окружающему бытию, в  т.ч., и к своему собственному бытию, внутреннему  человеку. Знание –  объективная реальность, данная в  сознании человека, который в своей  деятельности отражает, идеально воспроизводит  объективные закономерные связи  реального мира. Познание  обусловлено,  прежде всего, общественно-исторической практикой, оно есть

процесс приобретения  и развития знания, его постоянное углубление,

расширение и совершенствование. Познание это такое взаимодействие субъекта с объектом, результатом  которого является новое знание о  мире.

Раздел философии, который изучает  познание, называется гносеологией (теорией  познания), или эпистемологией. В  теории познания  изучаются такие  проблемы как природа познания, истины и заблуждения, условия достоверности  знания, формы и уровни познания, его социо-культурные факторы и  ряд других проблем.

Процесс познания – это, прежде всего  форма субъектно-объектных отношений. Субъект и объект являются центральными категориями теории познания. Основной принцип теории познания – тождество  мышления и бытия, или принцип  отражения бытия в мышлении. Истории  философии известны два типа решения  вопроса об отношении мышления и  бытия:

Агностицизм не отрицает сам факт существования познания, однако, в  нем идет  речь не познании, а о  выяснении  его возможностей, а  также о том, что оно собой  представляет в отношении к реальной действительности. По Канту, человеку в познании, доступен только мир  явлений, но он не содержит сущности. Сущность «вещи-в-себе», «вещи самой-по-себе» (независимо от человека),  принципиально  непознаваема. Сущность «вещи-в-себе»  находится «по ту сторону явления», и знать мы о ней ничего не можем. Немецкий философ Гегель, будучи объективным  идеалистом, диалектиком, критиковал агностицизм  Канта. Он признавал познаваемость  мира: «Сущность является, а явление  существенно, наши органы чувств, познавая внешнее» в явлении, одновременно познают  в нём внутреннее, существенное, саму сущность вещей.

В скептицизме и агностицизме речь достаточно часто шла не об абсолютной недостоверности наших знаний, а  лишь о невозможности  достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, в то время как возможность  познания феноменологической стороны  мира, данной в ощущениях  или  рассудке человека, не отрицалась.

Агностицизм  является весьма живучим, ибо он выразил реальные трудности  и сложные проблемы,  саму диалектическую противоречивость процесса познания. По сей день они не получили окончательного решения. К таким нерешенным проблемам  относятся, в частности, неисчерпаемость, границы познания, невозможность  полного постижения вечно изменяющегося  бытия, эволюционирующего человека, материи и духа, ограниченность  познавательных возможностей органов  чувств человека, его мышления на сегодняшний  день и т.д.

Сторонники скептицизма в отличие  от агностиков (skepticos – рассматривающий, исследующий) не отрицают познаваемость мира. Но они

либо сомневаются в возможностях его познавания, либо, не сомневаясь  в этом, останавливаются на отрицательном  результате (скептицизм как «паралич истины»). Скептицизм понимает процесс  познания как «зряшное отрицание», а не как диалектическое (с удержанием положительного). такой подход неизбежно  приводит к субъективизму. «Мыслящий» скептицизм способствует преодолению  заблуждений и достижению истины.

Для вульгарного материализма   мышление равнозначно бытию, то есть мысль и есть бытие, мысль является материальным образованием, которое  выделяется мозгом (как печень выделяет желчь, так мозг выделяет сознание). Познавательная тематика здесь попросту снимается, так как бытие есть мышление, то есть, бытие есть окаменевший  интеллект, дух, вступивший в пространственно-временное  существование (Гегель).

Субъективный идеализм исследует  по преимуществу деятельность. В человеческой деятельности мысль предшествует делу. Маркс писал, что самый плохой архитектор отличается от наилучшей  пчелы тем, что прежде чем стро-ить  дом, он сначала строит его в своей голове. Труд – есть целесообразная деятельность, то есть деятельность по реализации мысли – идеи. В труде мышление предшествует бытию. Созданный человеком мир вещей существовал сначала идеально в головах людей. Если отношение мышления к деятельности экстраполировать на отношение мышления к бытию (то есть абсолютизировать это отношение, ведь деятельность часть бытия), то получим идеализм: мир – объективированный дух. В  этом и состоит  гносеологический корень идеализма.

 В основе всех материалистических  концепций и теорий познания  лежит положение о том, что  познание – это отражение внешнего  мира в голове человека, воспроизведение  изучаемого объекта  таким,  каков он есть  вне человеческого  сознания.

На рубеже Х1Х-ХХ веков теоретизация естественных наук, усиление роли научных  понятий, математизация научного знания открыли возможность выбора  средств  теоретического отражения действительности, что создало почву для возникновения  конвенционализма. Согласно ему научные  теории, понятия являются  не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными.

В диалектико-материалистической философии  познание понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом («гносеологическим  Робинзоном»), а как диалектический, социокультурно обусловленный процесс  активного творческого отражения  действительности.

 Познание возникает одновременно  с происхождением человека. На  основе познания человек осваивает  мир и осознает себя как  часть этого мира.  (Следует  напомнить, что в современной  философии космизма человек понимается  как бесконечно целое и мир  также предстаёт как бесконечно  целое (А.С.Арсеньев). Поэтому и   процесс познания для него  выступает как постоянный переход,  движение от незнания, непознанного  к знанию  и познанному. Познание  - это сознательная, активная, целеполагающая деятельность человека, социальной группы, общества, направленная на дости-жение знания, которое необходимо для успешного предметно-практического преобразования мира (его изменения) и совершенствование самого себя. В этом определении познания можно выделить три взаимосвязанных момента:

1) познание – это специфический  вид деятельности, который отличается  от других видов деятельности; 2) целью этой деятельности является  получение знаний; 3) знание человеку  необходимо не само по себе, а для успешного предметно-практического  преобразования мира и духовного  саморазвития индивидуальности, для  ее самоусовершенствования.

Познание окружающего мира является важнейшей разновидностью духовной деятельности человека. Согласно теории познания диалектического материализма тождество мышления и бытия достигается  в трудном и  сложном процессе отражения, т.е. идеального воспроизведения  предметов внешнего мира (объекта) в  сознании человека (субъекта). Конечный продукт этого процесса – образы, знания – отличаются достоверностью,  точностью, существенностью отображающих свойств и отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"