Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по философии_ Понятие мировоззрения. Ф. как де.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Исходная характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект же - это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Различия между объектом и субъктом относительны. Субъект и объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если активно воздействует то субъект, а если на него воздействуют др, то он превращается в объект.

Человеческое познание возникает в результате взаимодействия объективных (реальный мир) и субъективных (познавательный аппарат) структур. Без  вклада объекта не было бы познания мира, а только — фикции, сны, галлюцинации, идиосинкразии. Без вклада субъекта не было бы памяти, понятий, суждений, классификаций, заключений, теорий истины, не было бы, таким образом, познания. Для реализации поцесса познания необходимы: субъект, обладающий вполне развитым интеллектом, содержащим в себе наследственную информацию, объект и их взаимодействие между собой. . Познание, следовательно, есть результат сложного и никогда не заканчивающегося процесса, в который включены субъект и объект. Вклад субъекта может быть перспективным, селективным и конструктивным.

Он является перспективным, когда положение, движение, состояние  сознания включаются в познавательный процесс. Он селективен, если только частные  области объективно существующих вещей  или структур оказываются доступны непосредственному опыту. Он является конструктивным, когда позитивно соопределяет познание или делает его возможным.

Познание как  отражение действительности. Отражение: Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, является, второй отличительной чертой научного познания. Эта черта позволяет разграничить научное и обыденное стихийно-эмпирическое познание и вывести ряд конкретных определений, характеризующих природу научного исследования. Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из важнейших ценностей цивилизации ее способ мышления оказывает все более активное воздействие на обыденное сознание. Это воздействие развивает содержащиеся в обыденном стихийно-эмпирическом познании элементы объективного отражения мира. Однако между способностью стихийно-эмпирического познания порождать предметное и объективное знание о мире и объективностью и предметностью научного знания имеются существенные различия. Прежде всего, наука имеет дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного мира. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ее объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Наряду с искусственным, специализированным языком научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий. Системность и обоснованность научного знания - еще один существенный признак, отличающий его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей. Еще одно существенное отличие - это различие в методах познавательной деятельности. Объекты, на которые направлено обыденное познание, формируются в повседневной практике. Приемы, посредством которых каждый такой объект выделяется и фиксируется в качестве предмета познания, как правило, не осознаются субъектом в качестве специфического метода познания. Иначе обстоит дело в научном исследовании. Здесь уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу. Наконец, занятия наукой требует особой подготовки познающего объекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного исследования, обучается приемам и методам оперирования с этими средствами. Различия эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней.

 Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие:

1) характер предмета  исследования;

2) тип применяемых средств исследования;

3) особенности метода.

Специфические признаки научного познания

1.Наука имеет дело  с идеализированными объектами 

2.Наука оперирует определенными  средствами воздействия на материальный  мир 

3.Наука всегда опирается  на определенные методы

4.Важнейшие методы  науки - гипотезы и теории 

5.Наука ориентируется  на будущее 

6.Наука знание предметно  и объективно 

Критерии научности

1. Воспроизводимость 

2. Проверяемость 

3. Проблемность 

4. Мобильность 

5. Критичность 

6. Практичность

7. Имперсональность 

8. Системность 

Научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость. 
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.

Выделяют следующие  формы вненаучного знания:

  1. ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
  2. донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
  3. паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
  4. лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание, часто представляет науку как дело аутсайдеров.
  5. квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим
  6. антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности
  7. псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс. 
    Включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств.

Другая особенность вненаучного знания - принципиально бесписьменный характер.

Особую форму вненаучного  и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время  стала делом отдельных групп  или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода.

Наука может "знать  меньше" по сравнению с многообразием  вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать  жесткую проверку на достоверность  фактов, гипотез и объяснений.

9. Проблема познаваемости мира. Основные концепции истины.

Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть вопрос о том, в каком отношении  находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности.

В структуре знания можно  выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу. Главным в совокупности вопросов, возникающих в этом свете, является вопрос: можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности?

Объективная истина - содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества. Исторические подходы отделения в наших знаниях того, что не зависит от человека и человечества, от того, что зависит:

1. логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Истинным может быть лишь знание о вечных и неизменных идеях (Платон). При таком подходе мы отказываем в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах, знаниям о природе и обществе, так как эти знания не могут быть получены или проверены путем чистого умозрения и одних лишь логических рассуждений.

2. чувственное созерцание и наблюдение. Однако чувственное восприятие не может дать нам абстрактных знаний, и тем более не может служить средством их проверки, критерием их соответствия действительности.

Объективная истина не есть нечто застывшее, омертвевшее, закостенелое; она выступает как объективное  содержание наших знаний, соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности. Фундаментальные положения теории истины:

1. объективный мир,  отражаемый в знании, постоянно  развивается и изменяется;

2. практика, на основе  которой осуществляется познание, и все задействованные в ней  познавательные средства изменяются  и развиваются;

3. знания, вырастающие  на основе практики и проверяемые  ею, постоянно изменяются и развиваются,  и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина.

Форму выражения объективной  истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень  ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания есть постоянная смена одних относительных истин другими, более точно и полно выражающими объективную истину. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной.

Таким образом, относительная  и абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но этот процесс может длиться бесконечно, так как на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и создаем о нем все более точные и полные знания. Этот постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим - важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных.

Абсолютная истина, как  исчерпывающее знание о вещах  может существовать только в определенной области знаний о природе ограниченной от остальной природы четко сформулированными границами, допускающими внутри себя существование этой абсолютной истины.

Пример:

Механика Ньютона дает исчерпывающее знание о вещах  материального мира, только если мы принимаем постулат о существовании абсолютного пространства-времени и получает свое эмпирическое подтверждение на практике только в области определенной более общей теорией относительности Эйнштейна.

Основные концепции  истины:

1)классическая концепция(теория корреспонденции)

-аспект соответствия

-аспект критерия

-исторический аспект

2)априорская концепция

3)когерентная теория

4)прагматическая концепция

5)конвенционалистская  концепция 

6)экзистенционалистская  концепция

В античности центральной была проблема отношения мнения и знания, истины и заблуждения. Знания понимались в единстве с его предметом. Античная философия преимущественно изучала процесс, посредством которого предмет переводится в состояние знания. Истинным объект может быть лишь «дан» познающему; все продукты его субъективно познавательной деятельности - неистинное мнение.

 Для европейской философии 17-18вв. гл. стала проблема связи «Я» и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта. Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания. Это привело к появлению рационализма и эмпиризма. Р. применял методы науки, проводил аналогию с геометрическими аксиомами. Э. признавал чувственный опыт единственным источником знаний, утверждал, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.

 В немецкой классической философии проблемы теории познания связывались с исследованием исторического развития форм практической и познавательной деятельности. Кант строит такую теорию, которая была бы независимой от всяких допущений о реальности. Он определял зависимость реальности от самого познания: О. существует как таковой лишь в формах и деятельности S.

В западной философии 20в. существовало две особенности: 1) идеалистический эмпиризм сочетается с онтологизмом (с опр. допущением о реальности и ее свойствах) понятие элементарных данных, чувственности истолковывается как относящееся к некоторым объективно существующим чувственным сущностям. Теория познания сочетает в себе черты субъективного и объективного идеализма. 2) появление направлений (логический позитивизм, неопозитивизм) которые отрицают осмысленность теории познания. Для логического позитивизма идеал осмысленности это знание, а проблема теории познания несет характер псевдопроблемы.

Теория познания марксистско-ленинской философии рассматривала познаваемый материальный мир, объективную реальность, как существующий вне и независимо от сознания. Диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем и отвергает утверждение о его непознаваемости. т. е. агностицизм. Особенность диалектико-материальной теории познания: ее развитие осуществлялось на основе материалистически истолкованного тезиса о единстве диалектики, логики и теории познан. Кладется конец отрыва теории познания от проблем социального бытия. Поэтому субъект познания произведен от субъекта практики: познающий субъект - это человек, включенный в социальную жизнь, использует общественно выработанные формы познавательной деятельности как материальные, так и идеальные. Исходные знания о мире даны человеку в ощущениях, восприятии и представлениях.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»