Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по философии_ Понятие мировоззрения. Ф. как де.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Центральным философским вопросом всегда был вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляют человеку сознание. Поэтому сознание выступает как ключевое исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Под сознанием по Спиркину имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.

Можно выделить 3 стороны сознания:

  • предметное (направлено на окружающие вещи, предметы, события)
  • самосознание (на себя)
  • сознание как поток непосредственных переживаний

первые две стороны  сознания относятся к духу (имеем  дело с идеями, понятиями, с представлениями  о себе), третье – к душе (нечто  более значительное, чем дух, в  ней укоренены предметное и самосознание). Познавать мир может и искусственный интеллект. Если бы человек не имел души, он стал бы такой мыслящей машиной.

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку и связанная  с речью функция мозга, заключающаяся  в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание – способность человека сосредоточиваться на состоянии внутреннего духовного опыта, когда ему доступен и мир, и он сам. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания, так как обладает значением и смыслом.

Стpykтypa cознaния. Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются:

  • осознание вещей и переживание, т. е. отношение к содержанию того, что отражается.
  • ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания.
  • акт внимания как свой необходимый компонент.
  • чувства, эмоции также явл-ся компонентом сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоционально самочувствие и аффекты (ярость, ужас и. т. д.).

Основными подходами  к происхождению сознания были следующие:

Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной.

Христианство: разум человека, его мышление-искорка божественного  разума. Именно он мыслит, желает, чувствует  в человеческом сознании

Декарт: сознание – внепространственная  субстанция, впервые рассматривает  проблему самосознания.

Гегель: Сознание - одно из воплощений всемирного разума.

В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание –  это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Уже в Античности выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит к Сократу, другая - к Платону. Античность поставила  вопрос о том, откуда взялось сознание, - принадлежит ли оно конкретному человеку (Сократ), являясь именно его достоянием, или же сознание человека есть часть мирового разума (Платон). На протяжении всего средневековья в Европе была распространена вторая точка зрения, поскольку она совпадала с основными догматами христианства. Эпоха Возрождения возобновила интерес к человеку и его сознанию, а философия Нового Времени в лице Декарта, Бекона, Локка поставила ряд фундаментальных вопросов, связанных с общими проблемами сознания и познания. Декарт - яркий представитель рационализма. Он подчеркивает, что главным в сознании является внутренний анализ собственного “Я”. По мнению Декарта душа человека только мыслит, и это составляет основу всей жизни (“Мыслю - значит существую”). Локк - представитель сенсуализма. Подчеркивает первостепенное значение чувств в формировании сознания человека и его познавательных возможностей (“В интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах”). Мистическая концепция сознания связана с верой в сверхъестественные силы и имеет множество различий в восточной и западной философских традициях. Иррационалистическая концепция (оформилась к концу XIX века) предполагает, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его интуиция, инстинкт и другие, логически неопределенные стороны сознания помогают человеку понять поток жизни, хаотичный и случайный в своей основе. Философия Канта дает целостное представление агностицизма - философского учения, согласно которому невозможно решить вопрос об истинности познания мира человеком, равно как и вопрос о тождестве мышления и бытия. В развитие идей Канта Гегель обосновал историзм сознания, его зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни, а также всесторонне рассмотрел диалектику индивидуального и общественного сознания.

Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают  в результате совместных действий множества  клеток головного мозга, который  является органом сознания. Мозг человека имеет три функциональных блока. Первый поддерживает тонус коры, второй является главным аппаратом познавательных процессов, третий осуществляет программирование поведения человека, регуляцию и контроль над всеми действиями. Сознание предполагает научение и память, которые связаны с реакцией запечатления (импритинга) и одновременно формируют как внимание, так и волю человека, оказывают воздействие на его интересы и потребности. Все психические процессы есть продукт того, что делает мозг - это процессы ощущения, движения, адаптации, научения, эмоций, мышления образами. Это внимание, память и активное сознание, т.е. осознание нашей собственной умственной или физической деятельности.

С точки зрения современной  науки мыслят не только люди, но и  животные, однако сознательная мыслительная деятельность (абстрактное мышление) возможна лишь на основе языка. Именно язык является основным орудием, с помощью которого человеческие существа структурируют свою умственную деятельность, свой опыт. Поэтому сознание (в другой терминологии абстрактное мышление) непосредственно зависит от языка.

Долгое время господствовал  принцип антропологического рационализма – поведение человека объяснялось только как проявление сознательной жизни. С Нового времени начинают анализировать психические процессы неосознаваемые человеком. Особая роль принадлежит З. Фрейду. Он представлял бессознательное могучей силой противостоящей сознанию. Психика состоит из трех пластов: Самый нижний и мощный слой «Оно» - по объему сравнимо с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены биологические влечения страсти.  Второй небольшой слой – сознательное «Я» человека.   Верхний класс – «супер Я».  Это идеалы и нормы общества, моральная цензура и сфера долженствования. По Фрейду, оно имеет решающее влияние на мысли, чувства и поступки.

Психика человека состоит из:

Сознания – высшей формы психологического отражения, свойственная общественно развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.

Самосознание – осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа.

Подсознательное - совокупность психических процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредственного субъективного опыта. Сфера подсознательного охватывает ощущения, восприятия, представления, мышление, когда они протекают вне фокуса сознания, а также навыки, интуицию, автоматизированные действия.

Бессознательное:

1.особая сфера психической  деятельности, характеризующаяся отсутствием сознательного регулирования и контроля, непроизвольностью возникновения и течения психических процессов, безотчетностью и полным исчезновением из памяти (Лейбниц, Фехнер)

2.первичный регулятор  поступков человека. Некая сущность, первопричина всего, что совершается не только в природе, но и в социальной жизни (Шеллинг, Фихте, Шопенгауэр, Юнг, Фрейд)

3.основано на скрытом  учете информации о свойствах  и отношениях вещей и обеспечивает  разгрузку человека от излишнего  напряжения сознания.

8.Гносеология как философское учение о человеческом познании. Научное и вненаучное знание.

Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания развивалась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной истории.

Теория познания иначе  называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие  корни: gnosis — познавание, узнавание; познание, знание и episteme — знание, умение; наука. В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Гносеология не может не касаться указанных сторон. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследование природы «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология —  это знание о знании.

Задача гносеологии  – выяснение природы человеческого  познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности, анализирует структуру человеческого знания, основные свойства знания (Что есть истина важнейший вопрос гносеологии), роль биологических и социальных факторов познания, исследует закономерности развития человеческого знания и т.д. Гносеология пытается дать образ человеческого познания, опирается на многовековой опыт, связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д.

Спектр фундаментальных  проблем познания: природа, границы, пути добычи знания, взаимодействие различных  видов знаний.

Центральный вопрос: «как возможно истинное знание?»

Основные теоретико-познавательные установки:

1)гносеологический оптимизм: мир познаваем и человек располагает средствами, позволяющими получить о нем верное представление

2)скептицизм (рассматривающий,  познающий) – отрицание возможности  достижения истинного(доказательного  и всеобщего) знания

3) агностицизм – (непознаваемый) – отрицание возможности познания сущности вещей.

Реалистические (конструктивные) теоретико-познавательные доктрины и  их особенности:

Позиция наивного реализма:

1)знание – продукт  отражения внешнего мира

2)познавательный образ  – это копия оригинала

3)источником знания являются чувственные данные

4)мир познается без  опосредующего влияния культуры

5)сознание человека  связано с функционированием  мозгового субстрата

Натуралистические доктрины:

-редукционизм (физикализм, физиологический редукцилнизм)

-нативизм

-эволюционная эпистемология

Уровни и формы познания:

1)чувственное  познание

-ощущение:

        Данность и непосредственность

        Несомненность и неоспоримость

        Атомарность 

-восприятие:

          Целостность и структурность

          Категоризация и осмысление

-представление:

          Связь с мышлением

          Следствие «когнитивной карте»

-воображение

2)рациональное  познание

-понятие

-суждение

-умозаключение

3)интуиция(чувственная, рациональная и мистическая)

Субъект и объект познания. В докантовсой философии под субъектом познания понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом же, то на что направлена познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения объекта и субъекта. Кантовский субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. В классификации философии субъект предстает как надындивидуальная развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассматривалась, прежде всего, как духовная активность, которая порождала объекты. У К. М. и Ф. Э. эта деят-ть носила материально чувственный характер, была практической. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с Объектом. Объект – предмет, на который направлено действие.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»