Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по философии_ Понятие мировоззрения. Ф. как де.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Агностицизм - философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Человеческие чувства ограничены по своим возможностям, поэтому нельзя «полностью» познать постоянно изменяю

Все проблемы философской  теории познания касаются либо средств  и путей постижения истины, либо форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. п. От того как трактуется истина, как решается вопрос достижима  ли она - зависит жизненная позиция человека. Разные определения: истина - соответствие знаний действительности; истина - опытная подтверждаемость; истина - свойство самосогласованности знаний.

Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т. п.

Абсолютная  истина - такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Когда констатируется что-либо, существующее или существовавшее в действ ( в 1688 открыты красные кровяные тельца) «абсолютны» не только год открытия этого явления, но и утверждение о том, что это явление имеет место в действ. В применение к достаточно развитому научно теоретическому познанию абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о предмете;

относительная истина - неполное знание о том же самом предмете.

Концептуальная  истина - соответствие убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных или естественнонаучных догматов.

Научная истина - адекватность представления о положениях, как следствиях научных теорий.

 Объективная истина - такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желания субъекта. Она определяется содержанием отражаемого объекта.

Относительная истина - не содержит полного представления об изучаемом предмете и содержат такие элементы, которые могут быть изменены в процессе познания (в будущем)

Операционная  истина - правильность представления субъекта о методах и средствах познания.

Предметная  истина - поток информации, идущей от материальных систем микро-, макро- и мегамиров.

Экзистенциальная  истина -соответствующие действительности знания духовно-жизненных ценностей людей, таких идеалов как идеалы добра, красоты, справедливости и т. п.

10. Диалектика как теория и методология познания. Принципы, категории и законы диалектики.

Диалектика  является ядром философии и выполняет  методологическую роль. Проявляется  это в принципах, законах и  категориях. Т.е. диалектики как системы: принципы, законы и категории. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и  становлении,  развитии бытия и познания  и  основанный  на  этом  учении  метод  творчески  познающего мышления. Диалектический подход - это познание предмета, постоянно развивающегося, содержащего внутренние противоположности.  Основные принципы диалектики - всеобщая  связь,  становление и развитие,  которые осмысливаются с помощью всей  исторически сложившейся системы категорий и законов. Принцип целостности: проблема  несводимости  целостности к простой сумме частей заключается в связи,  объединяющей  предметы  в сложные комплексы,  во взаимовлиянии частей. Принцип детерминизма: реальные природные,  общественные  и психические явления и процессы детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими.

В марксизме  диалектика выступает как учение о всеобщих связях,  о  наиболее  общих законах развития бытия  и  мышления.  Материалистическая  диалектика  выражается  в системе философских категорий и законов.  

Главные  законы: 

1)  количественно качественных изменений, . Количество и качество находятся в тесном единстве друг с другом. Они не просто различны, они противоположны по своим свойствам. Эта противоположность выражается в том, что качественные изменения затрагивают свою систему - выход за рамки своего бытия. Количественные изменения происходят в рамках этого материального объекта. Качественные изменения происходят резко, количественные - постепенно. Качественные изменения в одном отношении буду выступать как качественные, в другом - как количественные. Взаимные переходы количества и качества проявляются в деньгах, где лучшее качество денег - их количество. Количество вещи так же объективно, как и качество. Взаимосвязь количества и качества проявляется в понятии меры. Постоянно происходят количественные изменения, и в определенном интервале они не влекут возможных качественных преобразований. Понятие меры отражает границы, амплитуду количественных изменений, где качество сохраняется. Итак данный закон позволяет раскрыть механизм развития.

2) взаимное проникновение полярных противоположностей  и  превращение их  друг  в  друга,  когда  они  доведены  до  крайности  (единство  и   борьба противоположностей). Он утверждает, что источником развития является разрешение противоречий. Этот закон характеризуется такими категориями: тождество, различие, противоположность, противоречие, единство и борьба. тождество - категория характеризующая равенство одинаковость предмета с самим собой или между предметами. различие - одна из форм проявления противоречий. противоположность - противостоящие друг другу силы, стороны, тенденции развития (примеры: север - юг, "+" - "-"). противоречие - отношение между двумя противоположностями. Для взаимодействия этого закона характерно 2 основных момента: единство и борьба.,

3) отрицание отрицания  - спиральная форма развития. От источника развития (единство и борьба противоположностей) логика человеческого познания переходит к направленности развития, что характеризуется законом отрицания отрицаний. Отрицание заключается в том, что развитие проходит 3 этапа: тезис, антитезис(переход в противоположность), синтез(соединение некоторого свойства тезиса и антитезиса, приводящее к новому качественному состоянию )

Для диалектики характерно формирование парных категорий,  отражающих  "полярные" стороны  целостных явлений, процессов.

Категории.

Единичное характеризует отдельный предмет, явление,  процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам  от  иных,  в том числе подобных ему, предметов, явлений,  процессов.  Общее  -  объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или  единой  системе связей.

Сущность - внутренняя, глубинная,  скрытая,  относительно  устойчивая сторона того или иного предмета,  явления,  процесса,  определяющая  его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно  более подвижные,  изменчивые  характеристики  того  или иного   предмета.  

Содержание   - совокупность различных элементов и их  взаимодействий,  определяющих  основной тип, характер того или иного предмета, явления,  процесса.  Форма -  принцип упорядоченности,   способ   существования   того    или    иного    содержания. Причина-следствие (simple). 

Качество  -  целостная,   интегральная   характеристика предмета (единство его свойств)  в  системе  его  связей  и  отношений  с  другими предметами. Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

 Мера  - диалектическое единство качества и количества или такой  интервал  количественных  измерений,  в пределах которого сохраняется качественная определенность  предмета.  Скачок  - переход количественных  измерений в качественные  или переход   из   одного качественного состояния  в  другое  (в  результатете  превышения  меры).  

Категории - наиболее общие понятия, отражающие основные свойства и закономерности явлений объективной реальности.

Противоположность - философская категория для обозначения таких сторон предметов которые одновременно:1) неразрывно связаны 2) взаимоисключают друг друга 3) взаимопроникают и при определенных условиях переходят друг в друга

Противоречие - внутреннее состояние тенденций сторон предмета или процесса, проникающих друг в друга и одновременно отрицающих друг друга.

Категории системного  исследования:  система  -  упорядоченное множество   взаимосвязанных элементов, обладающее структурой  и организацией;  элемент  -  неразложимый  далее компонент сложных предметов, явлений,  процессов;  структура  -  относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

 

 

 

11. Наука как знание, деятельность, социальный институт. Роль и значение науки в культуре.

Формы научного познания:

1) Парадигма - теория (или  модель постановки проблем) применяется в качестве образца решения исследуемой задачи

2) Проблема - преграда, трудность  объективно возникающий в ходе  познания вопрос, решение которого  представляет существенный практический  или теоретический интерес 

3) Гипотеза - допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно

4) Теория - в широком  смысле - комплекс взглядов, идей, представлений,  направленных на истолкование  и объяснение каких-либо явлений;  в более узком и специальном  смысле - высшая форма организации научного знания.

Формирование науки  как социального института в  структуре общества происходило  исторически. Научные представления  постепенно превращались в составную  часть культуры общества. Занятие  наукой становилось самостоятельной  и вполне достойной и респектабельной сферой человеческой деятельности. Непосредственно включаясь в процесс социального развития, наука начинает выступать в качестве социальной силы. Возрастающая роль породила особый статус в культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности. Наука и ее сущность, место в развитии общества Наука является основной формой человеческого познания. Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций: 

1) культурно-мировоззренческие, 

2)наука как непосредственная  производительная сила,

3)как социальная сила (используется при решении различных  проблем, возникающих в ходе  общественного развития), связанной  с тем, что научные знания  и методы ныне всё шире используются  при решении самых различных  проблем, возникающих в ходе  общественного развития

В этом историческом порядке  функции возникали и расширялись. Сначала в эпоху Возрождения - борьба между теологией и наукой за право определить мировоззрение. Процесс превращения науки в производственную силу - создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление прикладных исследований. В современную эпоху наука выступает также в качестве социальной силы.

Сл., многообразие наук об обществе:

1) Этнография изучает  быт и культуру народов земного  шара, их происхождение, расселение и культурно-исторические связи.

2) Юридическая наука  рассматривает сущность и историю  гос-ва и права 

3) Языкознание изучает  язык, его культуру, законы функционирования  и развития.

4) Педагогика имеет  своим предметом вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений в соответствии с целями и задачами общества.

5) Литературоведение  изучает художественную литературу, специфику литературного творчества, общественное значение художественной  литературы.

6) Экономика изучает экономические отношения людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом материальных благ.

Для научного знания характерно наличие 2 уровней: эмпирический и теоретический. Для эмпирического знания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое знание - это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейшие методы исследования в научном знании. Эмпирический и теоретический уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически, эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе научного познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и. т. д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций.

Научное знание, как и  другие виды, необходимо для того, чтобы  направлять и регулировать практику. Но сущ-ют особенности, отличающие науку от других форм познавательной деятельности:

  • В науке, в отличие от искусства, особенности жизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входят непосредственно в состав порождаемого знания, т.е. наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности
  • Воздействие на науку социокультурных факторов (при изменении типа культуры при переходе от одной формации к другой меняются стандарты изложения научного знания, стили мышления и т.д..
  • Научное познание в целом обусловлено не только непосредственными запросами сегодняшней практики, но и потребностью об-ва в прогнозировании будущих способов и форм практического освоения мира.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»