Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по философии_ Понятие мировоззрения. Ф. как де.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Искусство и  философия.  Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи пронизывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самостоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией. Для 19 в на первый план выдвинулось проблема иерархического строения здания гуманист наук. Так Романтизм, ставя искусство выше науки, провозглашали его главенство над философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстет венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой - философией. Вопрос о соотношении искусства и философии действительно очень сложен, Между этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Совместно противостоящая на всем этапе развития культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта познания, эти формы духовной деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познавательных средств, своей конечной цели и языка. Философия в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной воспроизводимости. Искусство и философия - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть растворена в понятиях и подана в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию.

Взаимоотношения между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны. Если материальная линия философии противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направления идеалистичной философии неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в которых не всегда даже признается различие между философией и религией, как отдельными формами общественного сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия. Однако и в Европейской культуре взаимоотношения между религией и философией неоднозначны. В античности религиозные представления входили в состав философии в качестве ее необходимого компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя фил.

Действительное расчленение  философии и религии на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Философия, как и зародившаяся в то же время новоевропейская наука, сразу вступила в идеологическую конкуренцию с религией, между ними как бы были разделены сферы влияния, при сохранении, однако, верховного авторитета религии. Была официально принята концепция двух истин. Одна от бога, а другая от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается в события мира, и поэтому чел может и должен познавать природу и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в историческую реальность вне зависимости от бога. Впоследствии философия постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение  центрального места религии. Согласно марксизму, религия есть остаточная форма общественного сознания, которая будет сохраняться до тех пор, пока вследствие развития социально-экономических структур общества со стороны других форм общественного сознания и прежде всего со стороны самой философии не будет предложена система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религиозных представлений. Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу религии и философии. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеологические причины вязаны с трудностями истолкования фундаментальных достижений естественных наук конца 20в.  Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму а папа римский неоднократно проповедовал, что достижения современной физики прямо показывают существование бога. Современные теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравственную основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззрении.

Идеалист философия 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы философия жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М. Хайдегер, К.Ясперс...), учение П. Тейара де Шардена – фр. ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел как цель эволюция развития природы. Показателен тот факт, что именно в 20 в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е. философское направление, специально посвященное обоснованию в составе философского знания духовных абсолютов и норм.

Ее предмет- вопросы  мировоз-я.  Фил-я есть и ест.наука  и общество ведческая дисциплина,т.к. изучает и общ-во, но при этом она  не сво-дима ни к той, ни к другой.

3. Предмет Философии. Философия как «любовь к мудрости», как наука и как игра. Роль и функции философии.

ФИЛОСОФИЯ - форма  общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и  на место в нем человека; исследует  познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Философия – это все сущее во всей полноте формы и содержания. Философия пытается найти ответы на такие вопросы, как:: «Что такое Душа?», «Что такое Бог?», «Что такое Истина?».

И.Кант сформулировал четыре основных вопроса философии:

    • Что такое Человек?
    • Что я должен знать?
    • На что я смею надеяться?
    • Что я должен делать?

 

Понятие «философия»  происходит от греческого «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость). Ввел это понятие Пифагор в VI в. до н.э. Для него философ – рассуждающий человек, который получает знания только путем собственных рассуждений (т.е. творческим путем).

 

На сегодняшний день философия является наукой, потому что имеет свой категориальный аппарат, язык, опирается на систему научного знания (не случайно в прошлом многие философы были учеными естественных наук). Философия до сих пор испытывает большое влияние со стороны частных наук, и сама оказывает влияние на другие науки.

Предмет любой науки – это результат исследовательских действий. Предметом Философии является  наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования. Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим  субъектом может пониматься, как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также изучали проблемы теории познания. Объектом их изучения выступал и сам человек, его ум, чувства, искусство, мораль, религия и т. д. В конечном счете,  объектом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Объект любой науки – это та часть объективной действительности, на изучение которой направлены действия познающего субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека. Объектом изучения ранних греческих философов была природа.

Философия от греч. –  любовь к мудрости. У древних греков это слово означало «стремление  к пониманию, знанию», «жажду знания». Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости: сама мудрость (как и знание) дана лишь Богам, а человек должен удовлетвориться только стремлением к мудрости (к знанию). Отсюда и «философия» как любовь (или стремление) к мудрости. Мудрость не только знание, но и жизнедеятельность в соотв. с этими знаниями.

Философия формировалась  на основе противоречия между мифологическим мировоззрениям и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, но обращения  к природным, причинным связям. Осмысления принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных субъективно-объективных отношений, а рост естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытесняющих мифологическую картину мир. Со временем основной вопрос мировоззрения (вопрос о мире в целом и об отношении человека к миру) и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрел научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным от мифологического и от религиозного мировоззрения. На стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе.  Каковы же черты, или признаки, научного знания? Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации об объектах. Знание – это результатт познания. Та или иная система знания считается научной, если она отвечает определенным критериям:

1. Объективность.

2. Рациональность(в научном знании не просто ч-то сообщается, а приводятся необод. Обоснования, по которым это содержание истинно).

3. Системность  знания (упорядоченность по осознанным принципам: упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия).

4. Проверяемость (путем обращения к научному наблюдению, к практике, и испытания логикой: научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемые и в конечном счете оказываются подтвержденными). Предметная специфика Философии как вида научного знания – в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

Предметом Философии  является всеобщее в системе мир-человек. Эта система распадается на две  относительно противоположные., но взаимосвязанные  подсистемы—мир и человек. Каждая из сторон подразделяется на уровни, а  взаимоотношения между этими сторонами делятся на 4 аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. Мир, материя, объетивная реальность; человек, сознание; онтологические отношения материи и сознания; познавательные субъективно-объектные отношенияя; аксиологические; духовно-практические. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Но предмет Философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия выступает в 2-х ипостасиях :1)как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2)как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение функций философии на 2 группы: мировоззренческие и методологические.

Мировоззренческие: 1)Гуманистическая функция. Философия не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой  дух.2)Социально-аксиологическая функция. Общественная Философия должна указать путь к высшему совершенству и разработать общественный идеал, который может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве. 3)Культурно-воспитательная функция. Знание Философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. 4)Отражательно-информационная функция. Одна из главных задач Философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

Методологические  функциии:1)Эвристическая функция. Существо этой функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. 2)Координирующая. координирование методов в процессе научного исследования.3)Интегрирующая. Объединяющая роль Философии по отношению к какому-либо множеству  элементов, составляющих систему или способных образовывать целостность. 4) Логико-гносеологическая. Она заключается в разработке самого Философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Основные функции:

1. Мировоззренческая 

  • Выработка средств мировоззренческой ориентации человека
  • Выработка системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации

2. Методологическая

  • Выработка общеметодологических принципов исследования в области всех частных наук
  • Выработка системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности

Задача философии (основной вопрос философии) — ответ на вопрос: «Как возможно нечто в качестве упорядоченного (порядок vs. хаос)?В этом смысле, философию, прежде всего, интересует не то, как обстоят дела    на самом деле, а построение онтологии мира — философия говорит о трансцендентальном (И. Кант). Все остальное — за пределами философии. Философия — мир возможного, в котором действуют свои правила игры — сверхнеобходимые, — и невозможно случайное, поскольку случайное бывает только в мире «необходимого» (причинного): поскольку есть «потому что», постольку есть и исключения из этого «потому что», связанные с другим причинными рядами «потому что». В этом смысле, метафизика (философия) является строгой наукой (Э. Гуссерль), в отличии, скажем, от физики, которая является наукой об обусловлено — необходимом мире (о мире, необходимом в силу каких-то причин). Претензия философии — раскрытие этого мира «безусловного».

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»