Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 4 файла

фило доп вопросы.docx

— 20.23 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

философия.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы на вопросы - копия.docx

— 159.75 Кб (Скачать файл)

* неорганические образования (неорганический  мир).

* мир растений и живых существ.

* мир различных видов животных.

* человек.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку  данной проблемы:

· не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все  вещи и предметы материального мира;

· существуют только единичные и  конкретно определенные вещи. Данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением  которой данная лошадь является. - СУБСТАНЦИЯ

· индивидуумы являются первичной  сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) –  вторичной.

Поскольку бытие не есть «чистые  идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что  такое бытие) Аристотель пытается через  высказывания о бытие, то есть через  категории (в переводе с древнегреческого – высказывания). Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

· сущность (субстанция);

· количество;

· качество;

· отношение;

· место;

· время;

· положение;

· состояние;

· действие;

· страдание.

По Аристотелю, бытие – это  сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также  согласно Аристотелю категории –  это высшее отражение и обобщение  окружающей действительности, без которых  немыслимо само бытие.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся  специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

1. Материя — «то, из чего».  Многообразие вещей, существующих  объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

2. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина  становления многообразных вещей  из однообразной материи. Создает  формы разнообразных вещей из  материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех  начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть

4. Цель — «то, ради чего».  Высшей целью является Благо.

Аристотель рассматривал бытие  как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств  бытия, всесторонне определяющих субъект  — 10 предикатов. На первом месте стоит  категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального  бытия, и второй сущности — бытия  видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

Содержание и значимость каждой категории определяются движущимся объективным бытием.

Субстанция как предельное основание  всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При  этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани  из состава целого.

24. Понятие  «ДАО» в древнекитайской философии  и его современный смысл.

Даосизм возник в Китае  в виде самостоятельной философской  доктрины практически одновременно с учением Конфуция, т. е., в VI–V веке до н. э. Основателем философии Даосизма считается древнекитайский философЛао-цзы. Его принято считать старшим современником Конфуция, но вполне возможно, что он жил в более раннюю историческую эпоху. Есть неподтвержденные мнения историков о возможной встрече этих двух великих персонажей, которая, однако, на развитии философии не отразилась. Существует также легенда о чудесном рождении Лао-цзы. Мать носила его несколько десятков лет и родила стариком. Отсюда и происхождение этого имени Лао-цзы, что может быть истолковано и как  «Старый ребёнок», к тому же цзы может иметь еще одно значение – «Старый учитель». Все это призвано подчеркнуть величие, неординарность, избранность мудреца Лао-цзы. Кроме того, под цзы – подразумевают идею срединности. Именно поэтому к именам мудрецов добавляется частица цзы.

Дао. Дао – это путь постижения законов природы, её закономерностей. Учение призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, с универсальным принципом гармонии. В даосской космологии Дао выступает как первопричина и источник творения.  
В этом смысле Дао трактуется как абсолютная, не поддающаяся описанию категория, извечный вселенский принцип. Переводов положений трактата великое множество, в конечном итоге они разделяются поэтическими нюансами. В начале сочинения «Дао-дэ цзин» есть фраза: «Дао, о котором можно говорить, не есть истинное Дао»[1]. В трактате также сказано о последовательности сотворения этого мира:«Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, которые наполненны ци и образуют гармонию»[2].

О Дао говорится как  о «начале и материи десяти тысяч вещей», т. е.  о сущностной основе бытия. Проявления Дао спонтанны и осуществляются без усилий, порождая жизнь. Дао – это не эквивалент Высшего Начала, поэтому он не владеет объектами творения. Естественный характер даосизма, делающий его крайне интересной мировоззренческой системой выражается в том, что Дао – сам воплощение естественного процесса, ничем не ограниченного, но производящего в том числе непрерывный ряд конкретных, чувственно воспринимаемых вещей.

Дао не есть бытие или  небытие. Это то, что является первопричиной – «матерью всего сущего». Дао универсален, всепроникающ и не поддаётся разрушению. С точки зрения конкретного фиксированного восприятия, Дао не видим и не слышим, не доступен органам чувств, постоянен и неисчерпаем, безымянен и бесформен, он дает начало, имя и форму всему на свете, порождает всё сущее и в то же время является началом и конечной целью любого проявления. Согласно даосской философии, движению предшествует отдых, а действию – состояние покоя. Соответственно Дао является основой любого процесса, сам по себе он неподвижен, но является началом любого движения. Ему можно дать любое имя. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни истинно мудрого человека. Однако Дао – нечто неподвластное интеллектуальному осмыслению. Человек может осознать лишь смысл, не поддающийся словесному выражению.

Дэ. Дао не познаваемо, но вездесуще. То, о чём можно говорить, называется дэ. Это понятие демонстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную энергию в объектах творения. Если субъект или объект следуют Дао, т. е. действуют естественным образом, то их наполняет энергия, то есть дэ. При этом имеется ввиду сила естественная, полностью выявляющая природный потенциал, конкретизирующая вещи: «Дао рождает вещи, дэ вскармливает их, взращивает их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать – вот что называется глубочайшим дэ»[3]. Данный пассаж даосизма одновременно являет основу ключевого этического принципа даосизма – Ву-вей (принцип недеяния).

Ци и Мин. Буквально ци означает дыхание. Ци – материя, воздух, газ, дух, жизненная сила, заключённая во всём сущем, жизненная энергия – это не только материальная субстанция, но и некоторые элементы духовного начала. Ци рассматривается как движущая сила Вселенной. Идеальным состоянием для даосов является слияние с Дао, источником, дарующим абсолютное удовлетворение и изначальную естественность, когда энергия Ци поступает в человека непосредственно. Достигший такого состояния более не вступает в бессмысленную борьбу за существование и не ставит перед собой ложных целей. Такое совершенное состояние называется мин (просветление). Оно подразумевает осознание вечного закона чан, неизменного, но вызывающего процесс перемен и контролирующего его действие в мире вещей и явлений, сотворенных Дао. Следует отметить, что концепция энергии Ци и просветления Мин пронизывает не только духовную практику даосов, но и систематизирует и одухотворяет, в частности, их сексуальную практику. Концепция «Дао любви», пожалуй, является идеальным образчиком философской гармонизации интимной жизни.

Инь и  Ян. Согласно философии даосизма всё сущее находится в постоянном процессе изменений, опосредованных и уравновешенных Дао. Даосы уверены в непостоянстве, переменчивости мироздания, неизменным остаётся лишь извечный принцип или закон (чан), управляющий процессом перемен. То есть в жизни нет ничего более постоянного, чем перемены. Такой подход принято называть стихийной или наивной диалектикой, но от этого он не теряет своей значимости, по праву нося звание одной из первых концепций вечного изменения. Итак, Дао представляет собой диалектику Инь и Ян, как его составных частей и взаимодействующих противоположностей. Эту диалектическую специфику даосизма мы еще будем упоминать, говоря о греке Гераклите.

Инь – это тёмное, таинственное, ожидающее женское  начало, Ян – это светлое, мужское, активное начало. Они олицетворяют два типа вселенских сил, воплощённых в пяти элементах (вода, огонь, дерево, земля и металл), которые, в свою очередь, составляют суть мира. Так же, как Дао устанавливает равновесие, инь и ян нуждаются в нём. Подобно солнечной и теневой стороне горы, инь и ян нераздельны и дополняют друг друга. Жизнь не может быть окрашена только в тёмные цвета или наоборот, рáвно как и попытка воспринимать жизнь, как нескончаемый поток удовольствий неминуемо ведёт к разочарованию. Точно так же, как только черный и белый свет порождают все остальные оттенки спектра, невозможно быть стопроцентным мужчиной или стопроцентной женщиной. Это является базовой концепцией даосизма: сбалансированный подход ко всем явлениям природы и корректировка в случае нарушения естественного равновесия. Данную концепцию выражает символ великого предела – тайцзи.

 

Лао-цзы гениально заметил, что основа любого жизненного явления – это баланс роста и угасания, радости и печали, приобретения и потери. Можно сказать, что именно понимание двойственности всего сущего позволяет жить счастливо и независимо от «чёрных и белых полос» в жизни. Существует ещё одно проявление баланса инь-ян: инь – это изначально пассивное начало, покой и рефлексия, а ян – это активная и созидательная мощь. В идеале эти силы необходимо уравновесить. Даосы утверждают, что в жизни человека должны чередоваться периоды активности и созерцательного покоя, иначе его деятельность будет неэффективной.

27. Патристика, схоластика, номинализм и реализм  в средневековой философии. Специфика  современного подхода к трактовке  проблемы универсалий.

Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Следовательно, важно уяснить смысл библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Отсюда задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях.

Патристика является прямой приемницей апостольской традиции, которая обладает наивысшей после Ветхого завета авторитетностью. Созданная апостольской традицией философия первая по времени в христианстве. И она в силу традиционализма мышления представителей патристики рассматривается как прообраз всякого будущего философствования и его классический образец. Исходя из этого, они строят свои сочинения как разъяснения отдельных положений Ветхого и Нового завета.

Особенностью сочинений отцов церкви периода патристики является то, что в них наряду со знанием текстов Священного писания отражено все богатство и многообразие античной философии. Это объясняется тем, что создатели святоотеческой философской литературы были образованнейшими людьми своего времени. Патристикой была создана традиция, которая нашла свое продолжение в схоластике. Это предоставляет возможность рассматривать патристику и схоластику как явления однопорядковые, во-первых, в силу общего для них способа философствования, а во-вторых, вследствие опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений. К этим принципам относятся:

  • теоцентризм — признание в качестве источника всего сущего Бога;
  • креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего;
  • провиденциализм — признание того, что Бог правит всем;
  • персонализм — признание того, что человек — “персона”, сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью;
  • ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.

Философия. Ответы 2.docx

— 208.65 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"