Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 4 файла

фило доп вопросы.docx

— 20.23 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

философия.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы на вопросы - копия.docx

— 159.75 Кб (Скачать файл)

 

Сознание - высшая форма отражения  действительного мира ; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это прежде всего  осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание  ограниченной связи с другими  лицами и вещами, находящимися вне  начинающего сознавать себя индивида ; в то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи  такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они  формируются лишь тогда, когда человек  выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Следует заметить, что отражение  в неживой природе соответствует  первым трем формам движения материи (механической, физической, химической) , отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи.

Сознание имеет биологические  и социальные факторы. Оно является общественным продуктом и отражает окружающую действительность активно.

Сознание - это  высшая, свойственная только человеку и связанная с речью и деятельностью  функция  мозга, состоящая в обобщенном отражении, а также в конструктивно - творческом преобразовании действительности и в разумном саморегулировании  и самоконтролировании.

Функции сознания :

1 Мировоззренческая.

2 Познавательная.

3 Творческая.

4 Регулятивно – управленческая.

5 Оценочная.

6 Координирующая.

Структура сознания:

1 Знание  2 Память 3 Эмоции 4 Воля 5 Самосознание.

Сознание представляет собой  ядро человеческой психики.

Формирование и развитие сознания в процессе эволюции происходило  через человеческий труд и язык, а сознание, например,  ребенка  может формироваться и развиваться  под воздействием общества, в процессе учебы , социализации и т.д.

Сознание и  язык.

Понятие не существует без  слова, а мышление в понятиях без  языка.

Мышление и язык едины, но не тождественны. Они едины в том плане, что мысль лишена образности и ее всегда бывает необходимо облечь в языковую словесную форму, даже при мыслях «про себя». Иначе говоря, речедвигательный аппарат действует и во время мышления. Язык - это непосредственное действительность мысли. Иначе говоря, в языке мысль получает реальное существование.  Язык - это форма материализации мысли. Язык - это система знаний , служащая средством познания, хранения и передачи продуктов духовной деятельности.

Наряду с естественными  языками, человек использует и искусственные  языки.

Искусственный язык - это  специфические формы систем знаков, которые применяются в различных  науках.

  1. Онтология как учение о бытии: основные понятия и их трактовка в истории философии

 

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др. - греч. ὤν (род. п.) ὄντος - сущее, то, что существует и λόγος - учение, наука) - раздел философии, изучающий бытие.

Термин "Онтология" был  предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его "Философском словаре" ("Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Francofurti"), и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе "Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia", предложившем его (в варианте "онтософия") в качестве эквивалента понятию "метафизика". В практическом употреблении термин был закреплён Х. Вольфом, явно разделившим семантику терминов "онтология" и "метафизика".

Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально  онтология состоит из понятий  терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными  отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним. Иное понимание онтологии  даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология - это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

Вопросы онтологии - это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман ("новая онтология"), Мартин Хайдеггер ("фундаментальная онтология") и другие. Особый интерес в современной  философии вызывают онтологические проблемы сознания.

Основным предметом онтологии  является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов  реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной. Реальность традиционно ассоциируется  с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю. Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется  немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию  возможности в философии аристотелизма). В XX веке в феноменологии и экзистенциализме бытие отождествляется с человеком, как единственным из обладающих способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

  1. Формы бытия материи. Особенности механического, физического, химического, биологического и социального пространства – времени.

 

Что же такое пространство и время? Пространство и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени (пространство Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени.

Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая  ее протяженность, сосуществование  и взаимодействие материальных тел  во всех системах.

Время - форма бытия  материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний  всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

–              объективность и независимость от сознания человека;

–              их абсолютность как атрибутов материи;

–              неразрывная связь друг с другом и движением;

–              единство прерывного и непрерывного в их структуре;

–              зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

–              количественная и качественная бесконечность.

Существование любого материального объекта возникает  только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные  в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в форме обозначены понятием движения.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое движение (самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения  элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире.

Что же такое движение вообще? Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а  так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.

Движение – это  изменение вообще.

Исходя из этих принципов  и опираясь на достижения науки своего времени, Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую  классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи. Современная наука открыла новые уровни организации материи и обнаружила новые формы движения.

Эта классификация  к настоящему времени устарела. В  частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

пространственное  перемещение;

–              электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

–              гравитационную форму движения;

–              сильное (ядерное) взаимодействие;

–              слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

–              химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

–              геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д.):

–              биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;

–              социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно  вносить свои коррективы и в эту  классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом  будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

 

  1.  Гносеология как учение о познании. Субъект и объект познания. Основа познавательного процесса и метод познания.

 

Теория познания  (гносеология)  -  это  раздел  философии,  в  котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности  и  границы, отношение знания н реальности, субъекта  и  объекта  познания,  исследуются всеобщие  предпосылки  познавательного  процесса,   условия   достоверности знания, критерии его истинности, формы  и  уровни  познания  и  ряд  других проблем.

      Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis»—  знание  и «logos»—понятие, учение, т. е. учение (понятие)  о  знании.  В современной литературе данный термин употребляется в двух основных  значениях: 

1)  как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной  деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов; 

2) как философская концепция, предметом исследования которой является  научное познание в его специфических характеристиках.  В  этом  случае  чаще  всего используется  термин  «эпистемология».  Однако  в  ряде   случаев   термины «гносеология», «теория познания» и «эпистемология» совпадают по содержанию, являются тождественными.

 

Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.  
 
 Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки. Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта.  
Проблема отношения субъекта к объекту как отношения познающего к познаваемому всегда была одной из центральных проблем философии. В рамках решения этой проблемы понимались и природа, и сущность субъекта и объекта. Так, в античной философии отношение субъекта и объекта воспроизводилось как отношение знания, формируемого мнением (ложное знание) и философией. Великий философ Античности Демокрит писал: "Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – теплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же существуют атомы и пустота" [. Философия Нового времени резко противопоставила субъект и объект. Субъект понимался как сознание, познающее самое себя, выступающее одновременно в качестве субъекта и объекта. Для Декарта самосознание человека есть такое начало, в котором сомневаться нельзя, ибо сам акт сомнения уже предполагает "я" ("я мыслю, следовательно, существую"). Тем самым Декарт поставил для последующей философии вопрос об отношении "внутреннего мира" сознания и "внешнего мира" объективной реальности. Субъект и объект в философии Декарта предстают как две противоположности. Для мыслящей субстанции подбираются признаки, противоположные мыслимой, то есть материальной: если материальная вещь имеет протяженность, то субстанция мыслящая есть непротяженная субстанция, если материальная субстанция обладает количественными характеристиками, то дух – качественными и т.д. Отсюда и логическое взаимоисключение двух субстанций. Задача субъекта свелась у Декарта к познанию самого сознания, а точнее самосознания субъекта.

Философия. Ответы 2.docx

— 208.65 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"