Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 4 файла

фило доп вопросы.docx

— 20.23 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

философия.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы на вопросы - копия.docx

— 159.75 Кб (Скачать файл)

Познание в широком  смысле слова есть сложный, многоступенчатый и разнообразный по своим формам, приемам и методам процесс  предметно-практического и духовного  освоения человеком окружающего  мира. Это процесс отражения, восприятия предметного мира в формах человеческой деятельности и на этой основе расширение, творческое обогащение предметного и духовного мира человека. Познание в собственном смысле слова (добывание все более объективного, истинного знания) – и в простых, жизненно-практических, и в научно-исследовательских его формах – также представляет собой сторону, аспект, продукт и вместе с тем условие предметного освоения, преобразования мира. Познание – это процесс приобретения и развития знания, который прежде всего обусловлен общественно-исторической практикой. Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: 
 
- познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества) – чувственное познание; 
 
- познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры) – логическое познание.

 

  1. Особенности диалектики как способа мышления. Противоположность диалектики и метафизики

 

Древнегреческие философы считали, что добиться истины можно путем  раскрытия противоречий в суждении противника и преодолении этих противоречий. Поиск истины путем  раскрытия противоречий в мышлении – диалектический способ мышления.

Диалектический  способ мышления распространился на явления природы и превратился  в диалектический способ познания природы. Этот метод рассматривает явления  природы, как вечно движущие и  изменяющиеся, а развитие природы  – как результат противоречий в природе, как результат взаимодействия противоположных сил в природе.

Древнегреческий философ Гераклит учил, что все течет и непрерывно изменяется, возникает и исчезает; мир состоит из противоположностей, ведущих между собой борьбу.

Сущность мира составляет невидимая гармония, в которой  исчезают все различия и противоположности.

По мнению Гераклита, превращения и восстановления совершаются параллельно.

В вечном однообразном ритме  в определенные промежутки времени  мир возникает из огня и затем  исчезает, чтобы подобно фениксу, снова возродиться.

В этом не ослабляющем превращении  не остается ничего постоянного, кроме  того порядка, в котором происходит смена противоположных друг другу  движений, закон смены, составляющего  смысл и основу целого. 

Если в борьбе противоположностей, вечно возникает что-то новое, но это новое всегда, вместе с тем, и погибающее.

Вершиной греческой философии  считается Аристотель.

Аристотель считал: необходимо найти первопричину движения.

Первопричина движения Верховная  Форма, верховное совершенное Бытие  – иными словами Бог.

Бог Аристотеля  - это чистый разум, не включающий материальные элементы. Его деятельность во всей своей полноте сводится к вечному самосознанию. Бог есть цель устремления и движения Вселенной – истинная причина динамизма природных форм.

Из всех живых существ  лишь человек разделяет с Богом  его природу – благодаря обладанию  разума.

Форма отдалена от мира. Человека и Бога разделяют значительные расстояния.

Высшая способность человека  - его разум – божественна, в развитии своих  умственных способностей  человек в определенном смысле может прийти к единению к Богу.

В то же время Аристотель видит первопричину движения материи в неком природном феномене, в том, что природа вовлечена в некие регулярные циклы, зависящие от движения небес.

Гераклит и Аристотель воспринимали мир, как в его вечном движении в соответствии с определенными законами его развития. Они говорили о неких циклах в развитии Вселенной. Они осознавали, что существует некий Высший Разум, который руководит этим процессом. Роль Бога в вечно меняющемся мире не была определена древнегреческими философами. Можно, анализируя их работы, воспринимать Бога, как  некую силу первопричину движения и направляющую движение в соответствии с определенными правилами, но не обладающую разумом. В то же время Аристотель говорит об осмысленном руководстве Богом движением во Вселенной.

Я думаю, что представление  о роле Бога  у Аристотеля было несколько иным, чем  общеизвестно из христианских источников, исказивших учение великого философа. Аристотель не предполагал, что движением неживой природы руководит Чистый разум, а считал, что роль Бога ограничена сферой  живой природы и управлением человеческим обществом.

Метод- совокупность принципов, приемов, средств, способов теоретико-познавательной и практической деятельности.

Эти правила и приемы в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей изучаемых объектов. Поэтому методы познания не столь же разнообразны как сама действительность. Перед философами всегда стояла проблема выбора метода. Она состоит в том, что для изучения действительности, вскрытия законов должен быть выбран наиболее правильный метод, позволяющий наиболее всесторонне изучать объективную реальность.

В качестве примера можно  привести проблему выбора диалектического  и метафизического метода в философии.

Методы подразделяются на 3 группы:

1. Частные(отдельные науки и области практической деятельности. Это методы физики, химии и т.д.) 

2. Общие( применяемые во всей науке например дедукция и индукция)  3.Всеобщие (философские методы: диалектика и метафизика, софистика и эклектика).

Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях.

Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.

Принципы диалектики:

1. Все в мире находится  в движении, всему присущи изменения,  причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие.( изменение не только количественное, но и качественное.

2. Все в мире находится  во взаимосвязи, нет такого  явления, которое было бы абсолютно  независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают  друг друга, при этом связи  всегда обнаруживаются.

3. Движение детерминируется  внутренней противоречивостью вещей  и предметов. Главный источник  движения- внутренние противоречия.

Принципы метафизики:

1. Движение идет по  кругу. Все в мире изменяется  циклич. Циклически происходящие изменения не изменяют качество.

2. Вещи , явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть связь, то эта связь - внешняя.

3. Движение, изменение происходит  под воздействием извне, поэтому  главный источник движения - внешний.  Метафизики признают только внешние  силы.( метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)

15. Отражение  как всеобщее свойство материи,  виды отражения и их особенности

Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих  свойствах особенности других обьектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения: неживая природа: а)в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка б)воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов. живая природа: а)отражение активно; б)оно всегда целенаправленно; в)оно может носить опережающий характер; г)оно несет функциональный характер. Общие свойства отражения: а)оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б)упорядоченность отражаемого обьекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями. Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением жизни. Т.к. перевод системы из состояния менее удовлетворяющему некоторым тербованиям, в состояние более удовлетворяющее ему называется управлением, то любой живой организм самоуправляющаяся система. В результате длительного отбора способность организмов реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок и возникла нервная система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности, сохраняемые в памяти. В результате этого поведение животного все более определяется внутренними программами. С усложнением телесной организации растет удельный вес форм поведения вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. У человека происходит качественный скачок и возникает сознание.

 

16. Материализм  и идеализм, их исторические виды  и особенности

Материализм – это философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального.  Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Мышление неотделимо от материи, которая мыслит, а единство мира состоит в его материальности. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Для материализма характерна опора нанауку, доказательность и проверяемость утверждений. Наука неоднократно опровергала идеализм, но пока не смогла опровергнуть материализм. Под содержанием материализма понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой материализма понимается его общая структура, определяемая в первую очередь методом мышления. Таким образом, в его содержании заключено то общее, что присуще всем школам и течениям материализма, в их противоположности идеализму и агностицизму, а с его формой связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения материализма.

Идеализм – это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального.

Категории идеального и материального используются в различных науках, не только в философии. Однако материализм и идеализм в философии является основным вопросом. Соотношение этих двух философских категорий, представляет сложный вопрос, вокруг которого не утихают споры.

Понятия материализм  и идеализм в философии были всегда. Лейбниц Г. В., представитель немецкой философии, писал, что самым крупным  материалистом был Эпикур, а идеалистом – Платон.

Проблема идеального в философии как материального  волновала ученых с начала времен.

Меняясь и обновляясь, взгляды на материализм и идеализм в философии не имеют статичного состояния.

В классических науках традиционным было отнесение материального  ко всему природному, т. е. вещественному, а идеальное - к духовному, внутреннему  миру человека, его сознанию.

Современная наука  считает, что данное распределение  довольно ограниченно, потому что идеальное  и материальное является двумя природными началами.

Однако классическое определение, известное нам сегодня, было введено Шлегелем Ф. представителем немецкой классической философии 19 века.

Материализм и идеализм в философии не одинаковы в  своих проявлениях, на основании  этого можно выделить их различные  формы.

Формы идеализма

Также как и материализм, идеализм имеет несколько форм, из которых можно выделить две главные.

Объективный идеализм утверждает, что дух, идея, Бог никак не зависят ни от материи, ни от сознания человека. Философы, которые так думали – Платон, Гегель, а также Ф. Аквинский.

Субъективный идеализм придерживается точки зрения, что все зависит от сознания человека, т. е. выглядит так, каким видит его человек. Ярким представителем данного направления является Дж. Беркли.

Самая крайняя точка  данного направления отражается в солипсизме (от лат. solus — один, единственный и ipse — сам). Философы данного направления считают, что уверено утверждать о достоверности можно лишь, о своем «Я» и своих эмоциях.

Формы материализма

Материализм Древней Греции и Древнего Востока, в котором предметы вещественного мира, природы рассматривались сами по себе в независимости от сознания – это, так называемая, начальная форма материализма. К представителям данной философии можно отнести Демокрита, Фалеса, Гераклита и других

Механистический (метафизический) материализм, получивший распространение в Европе в Новое время. В это время начинает материализм рассматриваться с точки зрения природы. И весь материализм данного времени сводится к механическому движению форм материи. Представители этого времени Галилей, Дж. Локк, Бэкон и другие.

 

Материализм Древней  Греции и Древнего Востока, в котором  предметы вещественного мира, природы  рассматривались сами по себе в независимости  от сознания – это, так называемая, начальная форма материализма. К  представителям данной философии можно  отнести Демокрита, Фалеса, Гераклита и других

Механистический (метафизический) материализм, получивший распространение  в Европе в Новое время. В это  время начинает материализм рассматриваться  с точки зрения природы. И весь материализм данного времени  сводится к механическому движению форм материи. Представители этого  времени Галилей, Дж. Локк, Бэкон  и другие.

Диалектический материализм в философии, созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом, опиравшимся на философию Гегеля. Они считали, что самым важным в философии Гегеля является утверждение того, что мышление и деятельность людей не носит, какого бы то ни было окончательного характера. А также утверждение того, что истина – это не какой-то догмат, а процесс исторического пути в развитии знания.

Философия. Ответы 2.docx

— 208.65 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"