Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 4 файла

фило доп вопросы.docx

— 20.23 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

философия.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы на вопросы - копия.docx

— 159.75 Кб (Скачать файл)

 

Всё, что происходит в  мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам  диалектики. Диалектика как наука  представляет собой стройную систему  экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого  разума.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также  основанный на этом учении метод мышления и действия.

Диалектика как термин используется в смысле отражение  всеобщих законов движения и развития объективной действительности.

Диалектика как понятие  употребляется в трёх значениях:

1) Под диалектикой понимается  совокупность объективных диалектических  закономерностей, процессов, действующих  в мире независимо от сознания  человека. Это диалектика природы,  диалектика общества, диалектика  мышления, взятая как объективная  сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет  собой отражение объективной  диалектики в сознании.

3) Философское учение  о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения.  Называется учением о диалектике, теорией диалектики.

В зависимости от пространства действия различают законы специфические (функционирующие в какой-либо конкретной сфере бытия), общие (присущие в целом  природе или обществу) и всеобщие, или законы диалектики. Как элементы материалистической диалектики ее законы выражают универсальные существенные связи бытия. Выступая по своей логической форме в виде суждений, законы диалектики являются отношением единства противоположных категорий: сущности и явления, качества и количества, возможности и действительности, отдельного и общего.

Закон единства и борьбы противоположности - основной закон  диалектики. Этот закон определяется как суть, ядро диалектики, так как  он раскрывает самую существенную сторону  развития - его источник и причину.

Единство и борьба противоположных  начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.

Основные понятия закона - понятие диалектических противоположностей. Это такие две стороны единого, целостного предмета, явления, процесса, которые взаимно определяют и  вместе с тем отрицают, исключают  друг друга в своем существовании: в математике - плюс и минус; в  физике - положительное и отрицательное.

Единство противоположностей временно. Борьба противоположностей абсолютна. Взаимоотношение единства и борьба противоположностей составляет противоречия. Развития рассматривается  как процесс возникновения, развития и разрешения противоречия.

Противоречия бывают:

Внутренние - характеризуют противоборство, столкновение сторон, тенденций внутри самого предмета.

Внешние - это противоречия между различными предметами. Определяющими  противоречиями являются внутренние.

Основные противоречие - это противоречие, определяющее всю совокупность других противоложностей.

Не основные - это производное противоречие, результат и следствие основного.

Антагонистические противоречия - это противоречия между классами и другими социальными группами, характеризующиеся особой остротой, резкой враждебностью между ними. Нередко формой разрешения таких противоречий является социальные революции.

Неантагонические противоречия - это противоречие разрешение которых возможно на путях реформ, эволюционных преобразований, это усовершенствование предмета, процесса, явления.

Неантагонические противоречия можно в соответствующих условиях перерабатывать в антагоническое, и наоборот, антогонизм может ослабевать, превращаться в неантагонистическое противоречие.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений  раскрывает внутренний механизм развития, показывает, как непосредственно  происходит этот процесс.

Основные категории, посредством  которых выражается содержание закона, - это качество, количество, мера, свойство, диалектический скачок.

Качество характеризуется  внутреннюю определенность предмета, тождественную бытию предмета, самому его существованию. Исчезновение качества ведет к исчезновению предмета или  превращению его в другой предмет.

Количество - это внешняя  определенность предмета, изменение  которой в некоторых границах не влечет за собой изменения. Количественные характеристики включают такие показатели, как мера, объем, степень развития того или иного предмета или явления.

Границы, в которых изменение  количества происходит без изменения  качества, называется мерой. А точка, в которой происходит изменение  качества и переход его в новое  качественное состояние, - это узловые  точки меры.

Сущность закона состоит  в том, что при накоплении количества и достижении узловой точки меры происходит переход одного качественного  состояния в другое. Возникшее  новое качество открывает новые  возможности для количественного  роста.

Этот процесс перехода осуществляется посредством диалектического  скачка. Форма или тип скачка зависит  от особенностей развивающегося предмета.

Закон отрицания отрицания показывает направление тенденции развития. Диалектическое отрицание - это такой вид отрицания, который указывает на связь, преемственность между предшествующими и последующими ступенями развития. Диалектическое отрицание характеризуется такой чертой как объективность. Субъективного отрицания не бывает, существуют субъективное мнение, субъективная оценка. Отрицание по своей оценке объективно. Вторая его характеристика - всеобщность. Все в мире происходит через отрицание одних элементов, сторон, свойств развивающегося предмета и возникновение новых сторон, свойств. И, наконец, третьей характеристикой диалектического отрицания является его специфичность. То есть отрицание всегда осуществляется специфическим способом, определяемым как внутренней природой развивающегося предмета, так и условиями, в которых осуществляется процесс развития.

Схематическим выражением данного  закона является спираль, раскрывающая и преемственность, цикличность, повторение каких-либо ступеней развития, и поступательность в развитии.

 

  1. Основной вопрос философии, две его стороны и значение в выработке позиции в понимании природы, общества и мышления.

 

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - он является основным, поскольку его решение оказывается исходным в понимании принципов мировоззрения системы. От того, как решается этот вопрос, зависит характер философской системы.

ОВФ имеет две стороны:

1. Что первично: материя  или сознание?

Материализм считает, что материя первична, бесконечна, вечна, сознание – продукт материи. Исторические формы материализма: наивный, метафизический, диалектический.

Идеализм – духовное начало первично, вечно, мир зависим от него. Духовное начало изображается по-разному, поэтому выделяют две формы идеализма: объективный исходит из признания первичности духовного мира идей, чистой мысли, бога, мирового разума. Мир – инобытие идеи, абсолютного разума;

субъективный признает первичным ощущения и сознание человека, мир – комплекс этих ощущений. Первично сознание субъекта, от восприятия зависит действительность. 

Дуализм пытается преодолеть крайности материализма и идеализма, но не может отказаться от Бога, когда решает вопрос о взаимодействии независимых друг от друга субстанций.

2. Познаваем ли мир? Агностики отрицают познание объективного мира (ими были все субъективные идеалисты). Сознание выражает лишь состояние «Я».  

Мир един и многообразен – в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа – это  бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это  неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом  богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм материального  движения существует в единстве.   

Философия - теоретически сформулированое мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении философии употребляются понятия теоретическое мировоззрение, система взглядов.   

На  фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания  философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и  религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основаное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.   

В мировозрении всгда присутвуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.    

Возьмем к примеру вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми люди не могут не считаться.    

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир  и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к  миру.   

Эта большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает  как универсальная и может  рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически  любой философской проблемы. Вот  почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.    

Центральное место в столкновении философских  взглядов занимает вопрос об отношении  сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.   

Вопрос  о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого  вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.   

При рассмотрении основного вопроса  философии очень важно различать  две его стороны. Во-первых, что  является первичным – идеальное  или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии  важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса  философии сводится к выяснению  способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.    

Решая основной вопрос, философы разделились  на два больших лагеря в зависимости  оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.    

Вопрос  об отношении мышления к бытию  имеет еще вторую сторону –  вопрос о познаваемости мира: может  ли человек познать окружающий мир? Идеалистическая философия, как  правило, отрицает возможность познания мира.   

Парвый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты.   

Можно заметить, что во всех философских  вопросах присутствует соотношение "мир - человек". Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно - такова природа философии.

 

  1. Сознание как высшая форма отражения действительности. Социальная природа сознания.

Философия. Ответы 2.docx

— 208.65 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"